Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:39, курсовая работа
Моя работа, изучающая методы профессионального отбора персонала является очень важной и интересной для профессиональных психологов, управленцев, менеджеров по персоналу и просто людей, работающих с человеческими ресурсами. Люди, добившиеся выдающихся успехов, кроме прочих талантов, как правило, обладают умением правильно отбирать сотрудников для совместной работы. Очень немногие из нас имеют такой талант с рождения, и мы можем только надеяться на возможность приобретения определенных навыков в этой области. И действительно, навыкам профессионального отбора можно учиться и их можно развивать.
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Основные и дополнительные методы профотбора
1.1 Описание методов профессионального отбора.
1.2 Профотбор по профессиональным качествам. Применение специальных анкет, профессиональных опросников, работа с резюме.
1.3 Профотбор по личным деловым качествам. Определение психологической профессиональной пригодности.
Глава II. Особенности профессионального отбора руководителей.
2.1 Лидерские и управленческие качества.
2.2 Особенности профотбора руководителей.
2.3 Тестирование, как метод профотбора руководителей.
2.4 Собеседование, как метод профотбора руководителей.
2.5 Перекрестная социометрическая оценка (ПСО) руководителей.
Глава III. Практическое применение методов профотбора руководителей.
Заключение
Литература
Приложения
«а»-да, «в»-нечто среднее, «с»-нет
«а»-да, «в»-не уверен, «с»-нет
«а»-да, «в»-не уверен, «с»-нет
Приложение № 9.
Таблица ответов для теста Кеттелла
a |
b |
c |
a |
b |
c |
a |
b |
c |
a |
b |
c |
Факторы |
|||||
1 |
26 |
51 |
76 |
A | |||||||||||||
2 |
27 |
52 |
77 |
||||||||||||||
3 |
28 |
53 |
78 |
B | |||||||||||||
4 |
29 |
54 |
79 |
||||||||||||||
5 |
30 |
55 |
80 |
C | |||||||||||||
6 |
31 |
56 |
81 |
E | |||||||||||||
7 |
32 |
57 |
82 |
||||||||||||||
8 |
33 |
58 |
83 |
F | |||||||||||||
9 |
34 |
59 |
84 |
||||||||||||||
10 |
35 |
60 |
85 |
G | |||||||||||||
11 |
36 |
61 |
86 |
H | |||||||||||||
12 |
37 |
62 |
87 |
||||||||||||||
13 |
38 |
63 |
88 |
J | |||||||||||||
14 |
39 |
64 |
89 |
||||||||||||||
15 |
40 |
65 |
90 |
L | |||||||||||||
16 |
41 |
66 |
91 |
M | |||||||||||||
17 |
42 |
67 |
92 |
||||||||||||||
18 |
43 |
68 |
93 |
N | |||||||||||||
19 |
44 |
69 |
94 |
||||||||||||||
20 |
45 |
70 |
95 |
O | |||||||||||||
21 |
46 |
71 |
96 |
Q1 | |||||||||||||
22 |
47 |
72 |
97 |
||||||||||||||
23 |
48 |
73 |
98 |
Q2 | |||||||||||||
24 |
49 |
74 |
99 |
||||||||||||||
25 |
50 |
75 |
100 |
Q3 | |||||||||||||
Q4 |
a |
b |
c |
a |
b |
c |
a |
b |
c |
a |
b |
c |
Факторы |
|||||||
101 |
|
|
|
126 |
|
|
|
151 |
|
|
|
176 |
|
|
|
A | |||
102 |
|
|
|
127 |
|
|
|
152 |
|
|
|
177 |
|
|
|
||||
103 |
|
|
|
128 |
|
|
|
153 |
|
|
|
178 |
|
|
|
B | |||
104 |
|
|
|
129 |
|
|
|
154 |
|
|
|
179 |
|
|
|
||||
105 |
|
|
|
130 |
|
|
|
155 |
|
|
|
180 |
|
|
|
C | |||
106 |
|
|
|
131 |
|
|
|
156 |
|
|
|
181 |
|
|
|
E | |||
107 |
|
|
|
132 |
|
|
|
157 |
|
|
|
182 |
|
|
|
||||
108 |
|
|
|
133 |
|
|
|
158 |
|
|
|
183 |
|
|
|
F | |||
109 |
|
|
|
134 |
|
|
|
159 |
|
|
|
184 |
|
|
|
||||
110 |
|
|
|
135 |
|
|
|
160 |
|
|
|
185 |
|
|
|
G | |||
111 |
|
|
|
136 |
|
|
|
161 |
|
|
|
186 |
|
|
|
H | |||
112 |
|
|
|
137 |
|
|
|
162 |
|
|
|
187 |
|
|
|
||||
113 |
|
|
|
138 |
|
|
|
163 |
|
|
|
J | |||||||
114 |
|
|
|
139 |
|
|
|
164 |
|
|
|
||||||||
115 |
|
|
|
140 |
|
|
|
165 |
|
|
|
L | |||||||
116 |
|
|
|
141 |
|
|
|
166 |
|
|
|
M | |||||||
117 |
|
|
|
142 |
|
|
|
167 |
|
|
|
||||||||
118 |
|
|
|
143 |
|
|
|
168 |
|
|
|
N | |||||||
119 |
|
|
|
144 |
|
|
|
169 |
|
|
|
||||||||
120 |
|
|
|
145 |
|
|
|
170 |
|
|
|
O | |||||||
121 |
|
|
|
146 |
|
|
|
171 |
|
|
|
Q1 | |||||||
122 |
|
|
|
147 |
|
|
|
172 |
|
|
|
||||||||
123 |
|
|
|
148 |
|
|
|
173 |
|
|
|
Q2 | |||||||
124 |
|
|
|
149 |
|
|
|
174 |
|
|
|
||||||||
125 |
|
|
|
150 |
|
|
|
175 |
|
|
|
Q3 | |||||||
Q4 |
Приложение № 10.
Тест «Лидер»
Текст опросника
1. |
Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? | |
А) да, |
Б) нет. | |
2. |
Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? | |
А) да, |
Б) нет. | |
3. |
Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? | |
А) да, |
Б) нет. | |
4. |
Когда выбыли ребёнком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? | |
А) да, |
Б) нет. | |
5. |
Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то? | |
А) да, |
Б) нет. | |
6. |
Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? | |
А) да, |
Б) нет. | |
7. |
Согласны ли вы с убеждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? | |
А) да, |
Б) нет. | |
8. |
Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? | |
А) да, |
Б) нет. | |
9. |
Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? | |
А) да, |
Б) нет. | |
10. |
Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? | |
А) да, |
Б) нет. | |
11. |
Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и.т.п.) такое место, которое позволяло бы вам в центре внимания и контролировать ситуацию? | |
А) да, |
Б) нет. | |
12. |
Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? | |
А) да, |
Б) нет. | |
13. |
Считаете ли вы себя мечтателем? | |
А) да, |
Б) нет. | |
14. |
Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? | |
А) да, |
Б) нет. | |
15. |
Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? | |
А) да, |
Б) нет. | |
16. |
Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: | |
А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; | ||
Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца. | ||
17. |
Какое из этих двух мнений вам ближе: | |
А) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нём; | ||
Б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам. | ||
18. |
С кем вы предпочитаете работать? | |
А) с покорными людьми; | ||
Б) с независимыми и самостоятельными людьми. | ||
19. |
Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? | |
А) да, |
Б) нет. | |
20. |
Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? | |
А) да, |
Б) нет. | |
21. |
Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? | |
А) да, |
Б) нет. | |
22. |
Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите? | |
А) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас; | ||
Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. | ||
23. |
Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? | |
А) да, |
Б) нет. | |
24. |
Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? | |
А) да, |
Б) нет. | |
25. |
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? | |
А) да, |
Б) нет. | |
26. |
Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? | |
А) самый компетентный человек? | ||
Б) тот, у кого самый сильный характер | ||
27. |
Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? | |
А) да, |
Б) нет. | |
28. |
Уважаете ли вы дисциплину? | |
А) да, |
Б) нет. | |
29. |
Какой из следующих
двух руководителей для вас | |
А) тот, который все решает сам; | ||
Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других. | ||
30. |
Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? | |
А) коллегиальный; | ||
Б) авторитарный. | ||
31. |
Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? | |
А) да, |
Б) нет. | |
32. |
Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас? | |
А) человек с громким голосом, выразительными жестами; | ||
Б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный задумчивый. | ||
33. |
Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? | |
А) промолчу; | ||
Б) буду отстаивать свое мнение. | ||
34. |
Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым вы занимаетесь? | |
А) да, |
Б) нет. | |
35. |
Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое либо важное дело? | |
А) да, |
Б) нет. | |
36. |
Что бы вы предпочли? | |
А) работать под руководством хорошего человека; | ||
Б) работать самостоятельно, без руководителя. | ||
37. |
Как вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»? | |
А) согласен; | ||
Б) не согласен. | ||
38. |
Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? | |
А) да, |
Б) нет. | |
39. |
Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? | |
А) да, |
Б) нет. | |
40. |
Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? | |
А) у меня опускаются руки; | ||
Б) у меня появляется сильное желание их преодолеть. | ||
41. |
Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? | |
А) да, |
Б) нет. | |
42. |
Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненный нагрузки; | |
А) да, |
Б) нет. | |
43. |
Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения? | |
А) введу нужные изменения немедленно; | ||
Б) не буду торопиться
и сначала все тщательно | ||
44. |
Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? | |
А) да, |
Б) нет. | |
45. |
Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? | |
А) да, |
Б) нет. | |
46. |
Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-то выдающееся? | |
А) да, |
Б) нет. | |
47. |
Кем вы предпочли бы стать? | |
А) художником, поэтом, композитором, учёным; | ||
Б) выдающимся руководителем, политическим деятелем. | ||
48. |
Какую музыку вам приятнее слушать? | |
А) могучую и торжественную; | ||
Б) тихую и лирическую. | ||
49. |
Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? | |
А) да, |
Б) нет. | |
50. |
Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? | |
А) да, |
Б) нет. |
Приложение № 11
Тест «Эффективность лидерства»
Текст опросника
1. |
Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
2. |
Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
3. |
Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете? | ||
А) краткий, ясный, точный; | |||
Б) эмоциональный, образный, с намёками и подтекстом. | |||
4. |
Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
5. |
Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
6. |
Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
7. |
Поощряете ли вы
у подчинённых вам людей | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
8. |
Помните ли вы имена тех людей, с которыми вы общаетесь? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
9. |
Предоставляете ли вы свободу действий своим подчинённым в достижении тех целей, которые ставите перед ними? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
10. |
Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчинёнными? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
11. |
Помогаете ли вы своим подчинённым, если они в этом нуждаются? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
12. |
Выражаете ли вы благодарность подчинённому за хорошо выполненную работу? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
13. |
Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
14. |
Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных в работе? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
15. |
Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчинённых? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
16. |
Умеете ли вы быть внимательным слушателем? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
17. |
Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
18. |
Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке? | ||
А) наедине; |
Б) в присутствии других. | ||
19. |
Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчинённых, докладывая об итогах вышестоящему руководителю? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
20. |
Доверяете ли вы своим подчинённым | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
21. |
Стремитесь ли вы доводить до подчинённых всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
22. |
Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчинённых, для общего дела? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
23. |
Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
24. |
Если у вас план повышения своей квалификации? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
25. |
Существует ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
26. |
Регулярно ли вы
читаете специальную | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
27. |
Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
28. |
Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
29. |
Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
30. |
Проводите ли вы лично обучение своих подчинённых с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
31. |
Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
32. |
С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчинённых? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
33. |
Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчинёнными? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
34. |
Относитесь ли вы к своим подчинённым с вниманием и уважением? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
35. |
Уверены ли вы в себе? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
36. |
Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
37. |
Часто ли вы проявляете творчество в работе? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
38. |
Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
39. |
Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решении в общении с людьми? | ||
А) да, |
Б) нет. | ||
40. |
Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется? | ||
А) да, |
Б) нет. |
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Методы профессионального отбора персонала