Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 23:28, реферат
Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и
пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели:
инженерную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную (договорную). С
точки зрения Витча, эти модели неравноценны по своему моральному значению и
представляют собой иерархию от наименее морально обоснованной инженерной модели к
наиболее обоснованной - контрактной.
1. Модели врачевания
Для описания различных типов
взаимоотношения между
пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели:
инженерную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную (договорную). С
точки зрения Витча, эти модели неравноценны по своему моральному значению и
представляют собой иерархию от наименее морально обоснованной инженерной модели к
наиболее обоснованной - контрактной.
В рамках так называемой "инженерной модели " врач относится к пациенту как к"безличностному механизму". Задача врачевания интерпретируется как исправление
"поломки" механизма,
обусловленной действием
Впрочем, в ряде случаев вместо категории поломки используется понятие "отклонение
физиологического механизма от положения равновесия".
Смысл врачевания сводится к
манипулированию с телом
определенных физических воздействий стремится вернуть физиологический механизм
человека в положение равновесия. Инженерная модель строится на представлении о
медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного
знания о природных
механизмах жизнедеятельности
знание определяет выбор метода лечения, которое осуществляется как техническая процедура.
Предполагается, что это знание ценностно нейтрально, а поэтому выбор лечебного
воздействия не зависит от личностных предпочтений и интересов врача. Благо пациента
(состояние здоровья) также уясняется через совокупность объективных признаков:
биохимических показателей, значений артериального давления, газообмена, данных
рентгенографии и т.п.
Поскольку пациент не обладает необходимыми научными знаниями о собственном
состоянии, то учет его мнения при выборе лечебного мероприятия не только бесполезен, но и
может быть вреден из-за привнесения субъективных оценок. Его личное мнение о
собственном благе (здоровье), поскольку оно необъективно и ненаучно, с точки зрения
знающего медика-профессионала считается не заслуживающим внимания.
В то же время предполагается, что, поскольку врач руководствуется сугубо
объективными знаниями, на его выбор не оказывают влияния собственные субъективные
предпочтения и интересы. Поэтому властное доминирование врача признается не только
естественным, но и благим для пациента'.
Р. Витч отмечает, что инженерная модель опирается на устаревшее представление о
природе научного знания. Как
убедительно демонстрирует
объективное знание "нагружено" значительным объемом неосознаваемых самими учеными
предпосылок, среди которых немаловажную роль играют личные и групповые интересы, а
также, и не в последнюю очередь, определенные моральные предпочтения. Наука отнюдь не
нейтральна. Хиросима, "научные" эксперименты в нацистских концлагерях, трагический опыт
развития отечественной генетики и многое другое недвусмысленно свидетельствует о
принципиальной важности морально-нравственных принципов в естествознании. В
здравоохранении технократизм, характерный для инженерной модели, морально ущербен,
поскольку практически низводит личность больного человека до статуса неодушевленного
предмета, что, отметим, приходит в резкое противоречие с принципом уважения автономии
пациента (см. гл. II).
В принципе критика идеологии инженерной модели обоснованна и справедлива в той
степени, в которой речь идет об ее универсализации, то есть превращении в некую базисную,
основополагающую модель врачевания. Современный моральный стандарт медицинской
деятельности предписывает самым решительным образом не допускать деперсонализации
отношения врача к пациенту, требует уважения его как личности.
Однако всегда ли "деперсонализация" является, как полагает Р. Витч, результатом
морально ущербного отношения медика к больному? Дело в том, что в целом ряде
распространенных в
может фигурировать в полной мере в качестве личности. Высокая степень разделения труда в
современной клинике, оснащенной
высокотехнологичным
что непосредственно личный
контакт с пациентом
и медицинская сестра. Значительное число специалистов занято выполнением сугубо
специальных процедур, практически исключающих элементы личного общения с пациентом.
Уточним вышеприведенное положение. На протяжении столетий врачевание
существовало как деятельность отдельного профессионала, лично контактирующего с
пациентом, принимающего решения и оказывающего помощь. Сейчас нередки ситуации,
когда в реальности с пациентом работает не отдельный врач, а коллективный субъект
(бригада). Деятельность этого
коллективного субъекта
межличностного общения с лечащим врачом. Все остальные медики вынуждены, в силу своей
социальной роли и места в системе разделения медицинского труда, выполнять более или
менее технические функции.
аморального отношения, но следствием технологизации современной медицинской практики.
Офтальмологический
стол с больным в процессе хирургической операции перемещается от одного хирурга к
другому, причем каждый выполняет одну высокоспециализированную манипуляцию,
наглядно демонстрирует жизнеспособность подобной модели. В то же время не следует
забывать о необходимости того, чтобы работа медицинского коллективного субъекта в
решающие для пациента моменты могла быть персонализирована и морально ответственном
общении с лечащим врачом.
В рамках патерншшстской модели отношения между врачом и пациентом напоминают
отеческое отношение родителя к ребенку или священника к прихожанину. Собственно, и в
последнем случае священник традиционно именуется отцом или батюшкой, а прихожанин -
сыном или дочерью.
В этой модели, если сравнить ее с предыдущей, заметен существенный прогресс в
моральном содержании взаимоотношений между врачом и пациентом. Это - уже не безличная
манипуляция с предметом, характерная для инженерной модели. Патерналистское отношение
наполнено субъективным содержанием и строится как определенного рода межличностное
общение. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать
нанесения ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему,
благотворительность, милосердие и справедливость.
Правда, личности находятся при этом в неравном положении. Врач играет роль "отца",
обладающего определенными научными знаниями и умеющего их применить. Пациент играет
роль несведущего ребенка, моральная добродетель которого заключается в
дисциплинированном выполнении предписаний и назначений "старшего".
Патерналистская модель господствовала в медицине на протяжении многих столетий.
Она явно выражена и в "Клятве Гиппократа", и в "Обещании врача России". Патернализм в
общении с пациентами остается нормой и для значительного числа современных медиков, да
и многие пациенты воспринимают Патерналистское отношение к себе в качестве наиболее
адекватного. Существует, далее, значительное число людей, для которых Патерналистское
отношение врача психологически наиболее приемлемо. Их личные предпочтения необходимо
уважать.
В чем же, тем не менее, несовершенство этой модели с моральной точки зрения? По
мнению Р. Витча, патернализм ущемляет права пациента как автономной личности,
самостоятельно и свободно принимающей жизненно важные решения, контролирующей свое
состояние. По сути дела, при этом присутствует элемент унижения личного достоинства
больного, поскольку взаимодействие строится не как "горизонтальное" равноправное, а как
"вертикальное", как отношение власти и подчинения. Пациент, фигурально выражаясь,
вынужден глядеть на врача "снизу вверх".
В ситуации же, когда пациент в состоянии вести себя как автономная личность, с
моральной точки зрения патерналистское нарушение его прав недопустимо. В этом
отношении Р. Витч прав. Однако всегда ли это действительно так на практике?
Думается, что патернализм является естественной и самой адекватной формой отношения
врачей к больным детям и другим пациентам с ограниченной дееспособностью. То
обстоятельство, что в момент принятия ответственного решения интересы ребенка или
психиатрического больного (подробнее об этом см. гл. XII) могут быть защищены за счет
участия их законных представителей (например, родителей), нисколько не умаляет
уместности и моральной
оправданности патерналист-
рутинных отношений врачевания.
Следует также иметь в виду, что даже в ситуации, когда врач советуется с родителем,
скажем, о том, какую тактику лечения избрать, асимметрия отношения к ребенку не только не
исчезает, но даже усиливается. Ребенку теперь противостоит "отеческий" авторитет не только
врача, но и согласного с врачом родителя. Иерархичность и авторитарность действующих на
ребенка сил принуждения в контексте врачевания при этом как бы удваивается.
Патернализм вполне морален в должном месте, в должное время и в должной степени.
Патернализм не означает однозначно
авторитарного отношения к
отношение к ребенку меняется по мере его взросления. Так и отношение врача к пациенту
должно различаться в зависимости от степени дееспособности последнего и учитывать еголичную готовность к ответственным автономным поступкам.
Гораздо ббльшие возможности для реализации ценностей автономной личности создает
коллегиальная модель отношений между медицинским работником и пациентом. Больной в
рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того
чтобы играть свою роль, пациент Должен получить от врача достаточное количество
правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития
заболевания, возможных осложнениях и т.д. Будучи в некоторой степени уравнен в
отношении информированности с медиками, пациент становится в состоянии принимать
участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя
как коллега лечащего врача. В данном случае он реализует неотъемлемое право личности на
свободу выбора.
С достаточным основанием Р. Витч утверждает: "Когда два индивида или две группы
людей действительно привержены общим целям, то взаимное доверие и конфиденциальность
отношений оправданы, а сама коллегиальная модель имеет смысл. Это очень приятный и
гармоничный путь взаимодействия с другими людьми. Он предполагает равенство
достоинства и уважения, ...общность ценностей, которым каждая из сторон привержена. Всего
этого недоставало предшествующим моделям".
Однако подобного рода гармония интересов редко достижима. Медработник и пациент
могут придерживаться различных ценностных ориентации, они могут относиться к различным
социальным классам и этническим группам. Совпадение интересов очень часто является не
правилом, а исключением из правил реального общественного устройства. К примеру, в
условиях коммерческой медицины у врача существует объективная (то есть обусловленная не
его личностными качествами, а самим реальным положением дел) заинтересованность в
минимизации собственных расходов и максимизации доходов, тогда как интерес пациента,
напротив, состоит в том, чтобы получить максимум доступной помощи при минимизации
собственных затрат на ее получение.
Коллегиальная модель не соответствует
требованиям социального
Р. Витч, и представляет собой обычно неосуществимую мечту. В следующей главе будут
проанализированы трудности, с которыми сталкиваются попытки информирования пациента
для обеспечения его равноправного участия в процедурах принятия решения по вопросам
своего лечения. Забегая вперед, отметим, что и в этом отношении коллегиальность нередко
бывает иллюзорной.
Вместе с тем следует иметь в виду, что существует достаточно представительная область,
в которой отношения между врачом и пациентом действительно могут носить коллегиальный
характер. Речь идет о случаях длительно текущих хронических заболеваний. Молодой врач,
пришедший навестить пожилого интеллигентного больного диабетом, имеет все основания
оставить в прихожей профессиональные амбиции. Объем знаний, приобретенных такими
пациентами за многие десятилетия болезни, в определенных аспектах может оказаться
значительно более обширным, чем у молодого и даже не очень молодого врача. Добавим сюда
их личный опыт реагирования на определенное лечение, пищевые продукты, их опыт
переживания осложнений и т.д.
В подобной ситуации общение больного и медика может приближаться к идеалу