Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 23:28, реферат
Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и
пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели:
инженерную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную (договорную). С
точки зрения Витча, эти модели неравноценны по своему моральному значению и
представляют собой иерархию от наименее морально обоснованной инженерной модели к
наиболее обоснованной - контрактной.
принципами и базироваться на результатах надлежащим образом выполненных
экспериментов на животных и данных научной литературы".
Тесно связано с данным положением и требование, согласно которому исследователь
обязан гарантировать точность публикуемых им результатов проведенного исследования, а
также, чтобы оно проводилось в соответствии с принципами, провозглашаемыми в
"Декларации": "сообщения
об экспериментах, не
Декларации, не должны приниматься к публикации". В соответствии с этим требованием вомногих странах научные журналы не принимают к публикации статьи по результатам
экспериментов, если авторами не удостоверена "этическая чистота" проведенных
исследований (к сожалению, в России эта практика пока что не получила распространения).
Еще одной особенностью "Декларации" является то, что в ней содержится требование,
согласно которому "цель и методы проведения любой экспериментальной процедуры на
человеке должны быть ясно изложены в специальном протоколе" и рассмотрены
"независимым (то есть
не связанным ни с
исследование структурой) этическим комитетом "(подробнее об этических комитетах см.
ниже), который "...дает рекомендации
по его одобрению или неодобрению)
Протокол данного исследования "должен содержать формулировку его этических
аспектов" и соответствовать другим положениям, провозглашаемым в "Декларации". Так,
например, в случаях, когда исследователь по тем или иным соображениям считает
нецелесообразным получение у потенциального испытуемого согласия на участие в
исследовании, протокол должен содержать обоснование этих соображений. Могут быть,
скажем, такие соображения, как пренебрежимо малый риск для испытуемого, невозможность
испрашивать согласие из-за
чрезвычайного характера
Вслед за "Нюрнбергским кодексом" в тексте "Декларации" подчеркивается важность
того, чтобы исследования
на людях проводились
несущими всю полноту ответственности за состояние здоровья испытуемых.
"Ответственность за состояние здоровья испытуемых всегда лежит на враче и не может
быть переложена на самих испытуемых, хотя последние и дали добровольное согласие на
участие в эксперименте" - указывается в "Декларации".
Что касается проблемы риска, то в тексте "Декларации" подчеркивается: "право на
осуществление имеют лишь те исследования, значимость цели которых находится в разумном
равновесии с риском для испытуемых". Мысль о необходимости сопоставления
предполагаемого риска и пользы, связанных с проведением того или иного исследования, их
разумного баланса раскрывается в одном из принципиальных положений "Декларации",
говорящем о том, что "интересы испытуемого всегда должны превалировать над
интересами науки и общества ". В настоящее время это положение утвердилось в качестве
основополагающего при этической оценке биомедицинских экспериментов на людях.
Важное место отводится и требованию получения "добровольного и осознанного согласия
(предпочтительно в письменной форме)" потенциального испытуемого на участие в
исследовании. Согласно "Декларации", при любом исследовании на человеке последний
должен быть проинформирован "относительно цели, методов, потенциальной пользы и
возможного риска, а также обо всех возможных неприятных ощущениях и последствиях,
связанных с данным исследованием. Испытуемый должен знать, что он имеет право
отказаться от участия в данном исследовании как до момента его начала, так и в любой
момент его проведения". Подобный отказ ни в коем случае не должен повлиять на
взаимоотношения "врач-пациент".
В "Декларации" подчеркивается также важность того, чтобы, давая свое согласие,
"потенциальный испытуемый
не находился в зависимости
от исследователя и не
давлению". Учитывая это обстоятельство, предпочтительной считается ситуация, когда
подобное согласие "получает врач, не только не занятый непосредственно в проведении
эксперимента, но и не имеющий к нему никакого официального отношения".
Принципиальное отличие содержания "Декларации" от положений "Нюрнбергского
кодекса" заключается и в том, что в ней предусматривается возможность получения согласия
на участие в исследовании или эксперименте лица, признанного недееспособным. Согласно
"Декларации", такое
согласие необходимо получить
у законного представителя
Следует подчеркнуть в связи с этим, что под недееспособными, как правило, имеются в виду
дети или больные, страдающие психическими заболеваниями.
Весьма сложную проблему представляет проведение экспериментов на таких категориях
испытуемых, как военнослужащие, заключенные и т.п., поскольку в таких случаях очень
трудно гарантировать подлинную добровольность согласия. Российское законодательство
запрещает проведение исследований на заключенных. "Испытание новых методов
диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение
биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных,
заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либоадминистративный арест, не допускается" (ст.29 "Основ законодательства РФ об охране
здоровья граждан"). В литературе, однако, высказывается мнение, что эта норма накладывает
излишнее ограничение на права данной категории лиц - они лишаются возможности
участвовать в терапевтических экспериментах и испытаниях, которые могли бы принести
пользу их здоровью.
Можно привести исторический пример участия заключенных и в нетерапевтическом
исследовании. В 1722 г. нескольким приговоренным к повешению в английской тюрьме
Ньюгейт была предложена в качестве альтернативы казни прививка от оспы. В результате все
осужденные выжили и были освобождены.
Как уже отмечалось, вторая и третья части текста "Декларации" содержат конкретизацию
перечисленных ранее принципов, их своеобразную "проекцию" на ситуации, связанные с
проведением клинических и неклинических исследовании. Что касается клинических
исследований, то здесь прежде всего провозглашается принцип, согласно которому врач
"должен иметь право
и возможность " использовать
новые, экспериментальные
диагностики и лечения в тех случаях, когда, "по его оценке, они дают надежду на спасение
жизни, восстановление здоровья или облегчение страданий" пациента. Вместе с тем сочетание
деятельности, направленной на лечение, с чисто исследовательской (то есть направленной на
приобретение нового знания) допустимо "лишь в той мере, в какой эти исследования
предполагают лечебную или диагностическую пользу для пациента ".
Для ситуаций проведения неклинических исследований в третьей части "Декларации"
содержится напоминание о том, что и в этих случаях "долг врача - быть защитником жизни и
здоровья испытуемых ". В качестве последних при проведении неклинических исследований
могут выступать "здоровые добровольцы, либо согласившиеся на это лица, страдающие
заболеванием, характер которого не имеет отношения к сути данного исследования". В этом
случае, очевидно, не может быть речи о проведении исследований на основе согласия не
самого испытуемого, а его законных представителей. Иначе говоря, ни дети, ни лица с
ограниченной дееспособностью не могут привлекаться к подобным исследованиям.
Практически каждая из содержащихся в "Декларации" рекомендаций может быть
рассмотрена как самостоятельная проблема. В том, что это действительно так, легко
убедиться, обратившись к той поистине гигантской литературе, которая существует сегодня в
данной области.
Характеризуя современное состояние дискуссии вокруг рассматриваемых проблем,
следует отметить, что она активно ведется, например, по линии уточнения того, что следует
понимать под "свободным информированным согласием", а также с целью выработки
принципиальных подходов к разрешению этических проблем, возникающих при проведении
исследований на так называемых "уязвимых группах населения" (дети, старики, беременные
женщины и т.п.)- Немалое место в дискуссиях занимают и вопросы, связанные с
использованием в медицинской практике методов современной генетики (гено-диагностики,
генотерапии и т.п.; подробнее см. гл. IX), носящих экспериментальный характер. В последнее
время достаточно широко обсуждаются также этико-правовые проблемы, связанные с
научными исследованиями на эмбриональных тканях.
Дискуссии эти ведутся не только специалистами в области биомедицинской этики и
носят не только теоретический характер. Деятельное участие в обсуждении названных
проблем принимает и общественность различных стран. Результаты такого обсуждения
находят свое отражение в различных документах, принимаемых национальными и
международными организациями, правительствами, профессиональными объединениями
медиков.
В последнее время наметилась еще одна тенденция - все большее число стран принимает
законы, регулирующие процессы проведения биомедицинских исследований на людях,
регламентирующие