Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение принципов формирования мотивации учебной деятельности, особенности мотивации учебной деятельности старших школьников, сравнение уровня мотивации у мальчиков и девочек.
Гипотеза: изучив мнения преподавателей и родителей на родительских собраниях, а также литературу по этой теме, я предположила, что мотивация подростков к учебной деятельности часто оценивается родителями и преподавателями значительно ниже, чем на самом деле. А также, что мотивация у мальчиков ниже, чем у девочек.
Введение стр.3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности стр.6
1.1 Уровни учебной мотивации стр.8
1.2 Развитие мотивов учебной деятельности стр.9
1.3 Содержание обучения стр.11
1.4 Строение мотивации обучения стр.12
1.5 Виды мотивов стр.14
Глава 2. Формирование мотивации школьников
к обучению стр.16
2.1 Формирование мотивации на отдельных этапах стр.18
2.2 Формирование мотивации совместной
учебной деятельности стр.20
2.3 Особенности учебной мотивации старших
школьников стр.23
Глава 3. Экспериментальная часть. стр. 25
3.1 Результаты исследования. стр. 36
Заключение
Институт специальной педагогики и психологии
Курсовая работа
Мотивация учебной деятельности у старших школьников
Выполнил:
Проверил:
Оглавление.
Введение стр.3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности стр.6
1.1 Уровни учебной мотивации стр.8
1.2 Развитие мотивов учебной деятельности стр.9
1.3 Содержание обучения стр.11
1.4 Строение мотивации обучения стр.12
1.5 Виды мотивов стр.14
Глава 2. Формирование мотивации
школьников
к обучению стр.16
2.1 Формирование мотивации на отдельных этапах стр.18
2.2 Формирование мотивации совместной
учебной деятельности стр.20
2.3 Особенности учебной мотивации
старших
школьников стр.23
Глава 3. Экспериментальная часть. стр. 25
3.1 Результаты исследования.
Заключение стр. 41
Приложение №1 стр. 44
Приложение №2 стр. 47
Приложение №3 стр. 50
Приложение №4 стр. 51
Приложение №5 стр. 52
Приложение №6 стр. 58
Приложение №7 стр. 59
Список литературы стр. 61
Введение.
Проблема мотивации школьников к учебной деятельности волнует всех родителей и учителей. В беседах с ними можно услышать, что дети попросту не хотят учиться. Это касается детей практически всех возрастов, разве что в начальной школе можно услышать что-то о познавательной активности учеников. Но ведь всем учителям хочется видеть успешно учащихся детей, всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился. Отчасти из-за этого желания часто можно услышать, что дети умные, усидчивые, внимательные, у них есть все, чтобы учиться хорошо, но почему-то результатов нет, хотя при желании они могли бы справиться с учебной программой без каких-либо проблем.
Это происходит тогда, когда
у учеников отсутствует должная
мотивация к школьному
В подростковом возрасте происходят изменения в интересах старших школьников. Значительно расширяются и углубляются, прежде всего, интересы социально-политического плана. Ученик начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка. Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все. Причем часто познавательные интересы старшего школьника обусловлены его планами на будущую деятельность, но все же от учителей и родителей нельзя услышать ничего нового. По их мнению познавательная активность большинства подростков крайне низкая.
Также сейчас достаточно актуальна проблема предпочитаемых предметов. В старшей школе подростки в основном выбирают несколько предметов, обычно те, которые нужно будет сдавать при поступлении в высшее учебное заведение, и концентрируют свое внимание преимущественно на них, часто просто игнорируя другие предметы.
Учителям прекрасно известно, что ученика нельзя успешно обучить, если он относится к урокам, процессу получения знаний и самим знаниям равнодушно, даже не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у учеников положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы ученики действительно включились в работу, необходимо задачи, которые ставятся перед ними в процессе учебной деятельности сделать не только понятными, но и сделать так, чтобы они приобрели значимость для учащегося.
Целью данной работы является изучение принципов формирования мотивации учебной деятельности, особенности мотивации учебной деятельности старших школьников, сравнение уровня мотивации у мальчиков и девочек.
Гипотеза: изучив мнения преподавателей и родителей на родительских собраниях, а также литературу по этой теме, я предположила, что мотивация подростков к учебной деятельности часто оценивается родителями и преподавателями значительно ниже, чем на самом деле. А также, что мотивация у мальчиков ниже, чем у девочек.
Задачи: подбор соответствующих диагностических материалов, изучение особенностей мотивации к учебной деятельности старших школьников и сравнение уровня мотивации у мальчиков и девочек.
Предметом исследования является учебная мотивация старших школьников с нормальным уровнем интеллекта, обучающихся в общеобразовательной школе.
Объектом исследования выступают подростки 15-17 лет, обучающиеся в 10 классе общеобразовательной школы.
Глава 1.
Мотивация учебной деятельности.
Мотивация это побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Термин «мотивация» впервые употребил Артур Шопенгауэр.
Виды мотивации:
Экстринсивная (внешняя) мотивация связана со внешними обстоятельствами.
Интринсивная (внутренняя) мотивация связана с содержанием деятельности человека.
Также мотивация может быть положительной и отрицательной в зависимости от стимулов и устойчивой или неустойчивой. Устойчивая мотивация не требует дополнительного подкрепления.
Все действия человека происходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Не зная мотивов человека, нельзя понять, почему он стремится к одной конкретной, а не другой цели, соответственно нельзя понять истинный смысл его действий.
Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
2. Организацией самого образовательного процесса
3. Особенностями учащегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.).
4. Особенностями учителя и, прежде всего отношением его к ученику, к учебному процессу.
5. Спецификой предмета.
Учителя далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учеников. Многие учителя считают, что развитие мотивации у детей и вовсе не их работа. Из бесед с учителями можно узнать, что основная задача по формированию мотивации по их мнению лежит на родителях, которые в свою очередь считают, что это работа школы. Такой замкнутый круг конечно же не влечет за собой никакого развития. В некоторых случаях, якобы для облегчения учебного процесса, учителя прибегают к отрицательной мотивации. В старшей школе она уже менее эффективна, чем в начальной, например, но все-таки довольно популярна. Угрозы позвонить родителям, отправить к директору или публично обсудить успеваемость на родительском собрании, кончено крайние меры, но учителям часто просто непонятно, как еще убедить учеников учиться. Частая отрицательная мотивация в старшей школе может повлечь за собой повышенную тревожность, даже агрессию.
Говоря об отрицательной
мотивации в школе можно
Учителям необходимо постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Существует все же и положительная, которая никак не может считаться менее эффективной.
1.1 Уровни учебной мотивации.
Выделяют детей со следующими уровнями учебной мотивации:
1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2. Хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, ощущать этот социальный статус. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Часто находятся в процессе адаптации к школе.
5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
1.2 Развитие мотивов учебной деятельности.
В психологии известно, что развитие мотивов учебной деятельности идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
В первом варианте главная задача учителя состоит в том, чтобы донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень значимости в учебной деятельности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений.
Таким образом можно постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться учащимися как необходимое условие их успешной деятельности.
С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но не влияют на их поведение.
Известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1. Способ раскрытия учебного материала. Часто можно услышать жалобы учеников на то, что учат сейчас совсем неинтересно. Можно также столкнуться с ситуацией, когда у одного учителя ученики показывают высокий уровень заинтересованности предметом, а у другого вовсе не желают учиться. Проблема в том, что обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений (параграфов, тем, формул, дат). Каждое из известных явлений учитель объясняет и дает готовый способ действия с ним, по сути готовое решение. И обычно только одним путем. Ребенку ничего не остается, кроме как запомнить все это и действовать показанным способом. При такой подаче предмета есть большая опасность потери интереса к нему.
И наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам может вывести частные явления. В таком случае учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить в группе с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Это можно объяснить тем, что ученики с нейтральной мотивацией чувствуют себя на фоне остальных учеников гораздо более успешными в этом предмете. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед. Тут как нельзя кстати приходится положительная мотивация.
4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию мотивация является познавательной, т.е. внутренней.
Информация о работе Мотивация учебной деятельности у старших школьников