Мотивация учебной деятельности у старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение принципов формирования мотивации учебной деятельности, особенности мотивации учебной деятельности старших школьников, сравнение уровня мотивации у мальчиков и девочек.
Гипотеза: изучив мнения преподавателей и родителей на родительских собраниях, а также литературу по этой теме, я предположила, что мотивация подростков к учебной деятельности часто оценивается родителями и преподавателями значительно ниже, чем на самом деле. А также, что мотивация у мальчиков ниже, чем у девочек.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности стр.6
1.1 Уровни учебной мотивации стр.8
1.2 Развитие мотивов учебной деятельности стр.9
1.3 Содержание обучения стр.11
1.4 Строение мотивации обучения стр.12
1.5 Виды мотивов стр.14
Глава 2. Формирование мотивации школьников
к обучению стр.16
2.1 Формирование мотивации на отдельных этапах стр.18
2.2 Формирование мотивации совместной
учебной деятельности стр.20
2.3 Особенности учебной мотивации старших
школьников стр.23
Глава 3. Экспериментальная часть. стр. 25
3.1 Результаты исследования. стр. 36
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1 Учебная мотивация старших школьников.docx

— 120.19 Кб (Скачать файл)

Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение  отметки — 2 балла. Позиционный мотив  — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Для того чтобы исключить  случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов  ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной  табл. можно определить уровни мотивации  по отдельным показателям (I, II, III) и  итоговый уровень мотивации подростков.

Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Реализацию названных  мотивов поведения учащихся позволяют  определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные  учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с  помощью полярной шкалы измерения  в баллах +5 и -5. Ответам, в которых  отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют  о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о  пассивности поведения, то они оцениваются  в —5 баллов.

Полярная шкала измерения  позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.

Баллы выбранных вариантов  ответов суммируются. Так как  учащиеся выбирают два варианта ответов  для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; —10. 
Ключи для показателей всех блоков в приложении №6.

    1. Интерпретация результатов: 
      Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; —10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; -10; —20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:  
      +30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и   (показатель VI);

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—29

24—28

24—28

72—85

II

21—25

18—23

18—23

55—71

III

18—20

12—17

14—17

42—54

IV

15—17

8—11

9—13

30—41

V

до 14

до 7

до 8

до 29




+ 10; 0; -10 баллов, то внешние  и внутренние мотивы выражены  примерно в равной степени,  присутствует как стремление  к успеху, так и недопущение  неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в  поведении довольно редко; 
-20; -30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов. 
I — очень высокий уровень мотивации учения; 
II — высокий уровень мотивации; 
III  — нормальный (средний) уровень мотивации; 
IV  — сниженный уровень мотивации; 
V — низкий уровень учебной мотивации. 

Таблица. Выявление  ведущих мотивов  у школьников старших классов

Варианты ответов

Количество баллов по номерам  предложений

7

8

9

а

б

в

г

д

е

ж

з

П

П

У

В

У

О

И

-

П

П

О

У

В

И

-

-

В

П

П

У

П

И

П

У


 

Условные обозначения  видов мотивов:

У — учебный  мотив;  
С — социальный мотив;  
П — позиционный мотив;  
О — оценочный мотив;  
И — игровой мотив;  
В — внешний мотив. 

Информационная  психодиагностическая карточка № 3

    1. Название: Шкала оценки потребности в достижении.
    2. Автор: Ю.М. Орлов.
    3. Источник описания: Практикум по возрастной психологии. Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.
    4. Назначение: диагностика мотивации достижения у старшеклассников.
    5. Стимульный материал: Бланки со шкалой, состоящей из 23 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "Да" или "Нет". Текст суждений в приложении №7.
    6. Инструкция: В опроснике имеются утверждения, которые позволят Вам уточнить Ваши мнения, интересы и то, как Вы оцениваете себя. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на обдумывание, отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Не упускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Возможно, некоторые высказывания будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «Да» или «Нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное или неблагоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов не существует»
    7. Обработка результатов: Ответы, совпадающие с ключевыми (по ключу), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ). 
      Ключ:
    • ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;
    • ответы «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
    1. Интерпретация результатов: Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами: 
      — настойчивость в достижении целей; 
      — неудовлетворенность достигнутым; 
      — склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха; 
      — неспособность плохо работать; 
      — постоянное стремление сделать дело лучше; 
      — потребность изобретать новые приемы работы, при выполнении самых обычных дел; 
      — неудовлетворенность легким успехом; 
      — отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата; 
      — готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.
 

Уровень мотивации  достижения

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-19





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

3.1 Результаты исследования.

Результат диагностики мотивации  к учебной деятельности (по тесту мотивации достижения Мехрабиана, методике изучения мотивации обучения учащихся 10-11 класса М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой и шкале оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова.)

Имя

Возраст

Показатель в баллах (Мехрабиан)

Показатель в баллах (Орлов)

Общий показатель в баллах (Лукьянова)

Показатели по блокам 
(Лукьянова)

I

II

III

IV

V

VI

Алексей

16 лет

104

10

55

19

23

13

20

-10

-10

Анна

16 лет

114

14

66

25

23

18

20

0

10

Василиса

16 лет

90

10

55

22

16

17

-10

0

-20

Глеб

16 лет

128

17

59

26

13

20

0

-20

10

Даша

15 лет

97

12

67

27

23

17

0

-10

10

Иван

17 лет

132

13

58

23

20

15

20

20

0

Инна

16 лет

119

13

49

24

11

14

0

-10

-10

Карина

17 лет

129

14

66

25

23

18

10

20

0

Катя

16 лет

128

12

48

18

14

16

0

10

10

Ксения

16 лет

104

12

56

22

19

15

10

20

20

Мария

16 лет

117

12

51

25

11

15

-10

0

-20

Никита

16 лет

131

14

57

21

18

18

10

0

20

Полина

16 лет

109

13

56

16

20

20

10

10

30

Саша Е.

16 лет

128

11

67

26

21

20

-10

20

0

Саша М.

16 лет

106

9

59

25

20

14

10

0

30

Сергей Б.

16 лет

141

15

59

21

20

18

10

0

20

Сергей К.

16 лет

155

16

59

23

20

16

10

10

20

Стас

16 лет

122

11

53

20

19

14

0

-10

30

Федя

16 лет

124

11

58

21

21

16

0

-10

0

Хаяла

16 лет

111

15

60

22

20

18

10

0

-10

Шакрузат

16 лет

138

11

60

23

17

20

0

0

10

Среднегрупповые значения

120,3

12,6

58,0

22,6

18,7

16,8

5,2

1,9

7,1

Стандартное отклонение

15,3

2,0

5,3

2,8

3,6

2,2

9,1

11,4

15,2


 

Из результатов, представленных в таблице видно, что уровень  мотивации по группе и для каждого  учащегося отдельно находится в  пределах нормы. Рассматривая результаты по тесту Мехрабиана можно сказать, что у учеников преобладает мотивация  избегания неудачи, так как ни один из них не показал необходимого для другого вывода результатов. Однако, критично низкого уровня так же нет ни у одного из данных школьников. 
При использовании деления группы на верхние и нижние 27% (первые и последние 6 человек являются этими группами), были получены следующие результаты:

Верхние 27% выборки, это оба  Сергея, Шакрузат, Иван, Никита и Карина. Нижние – Полина, Саша Е., Алексей, Ксения, Даша и Василиса.  
Из диаграммы видно, что показатели девочек в основном ниже, чем показатели мальчиков. Это может быть связано с особенностями гендерной психологии и большему стремлению к риску, а значит и достижению успеха у мальчиков и меньшему у девочек.

По шкале Орлова средний  показатель потребности в достижении по группе находится в пределах нормы, уровень средний. В группе можно  выделить группу риска, 7 человек, показатели которых можно отнести к низкому уровню, это Стас, Федя, Шакрузат, Саша Е., Алексей, Василиса и Саша М. Также есть два мальчика, показавшие высокий уровень потребности в достижении, Глеб и Сергей К.  
Можно предположить, что большое количество довольно низких показателей по этому тесту связано с подростковым возрастом испытуемых, их недостаточной уверенностью в себе и жизнью в ожидании серьезного стресса – выпускных экзаменов, которые хоть и еще через год, заставляют их серьезно нервничать и пытаться «сохранить энергию».

 
Результаты по шкале потребности  в достижении Орлова

У большинства девочек  по шкале Орлова показатели примерно одинаковые, у мальчиков же достаточно большой разброс. В данном разнополом коллективе дети стремятся больше общаться с представителями своего пола, так  им привычнее и понятнее. Таким  образом образуются группы, разделенные  по половому признаку. В группе мальчиков  есть несколько лидеров, кто-то из них  хорош в учебе, кто-то в спорте, и мальчики по тем или иным причинам не показывающие выдающихся результатов  в каких либо сферах школьной жизни. Судя по классу в целом, все дети достаточно социально адаптированы, в классе нет изгоев или объектов для насмешек. 
Среди девочек такого деления нет. Все они находятся в примерно равном положении, несмотря на то, что среди них можно выделить отличниц, общественных деятелей и т.п. 
 
Полученное среднегрупповое значение по методике изучения мотивации обучения Лукьяновой М.И. и Калининой М.В. позволяет говорить о высоком уровне мотивации. Полученные результаты каждого ребенка находятся либо в пределах высокого уровня мотивации, либо нормального. 
 
 
Показатели по первым трем блокам распределились следующим образом:

 

В первом блоке, отражающем личностный смысл обучения, очень высокий уровень мотивации у Даши, Саши Е. и  Глеба. Сниженный уровень у Полины. 
Результаты тестирования способности к целеполаганию (второй блок анкеты), позволяет говорить о другой группе риска, здесь сниженный уровень у Марии и Инны. 
Третий блок, отвечающий за иные мотивы учения, сильно отличается от предыдущих. Здесь в отличие от первого и второго блоков, результаты с высоким уровнем мотивации уже не занимают более 50%. В основном мотивация средняя (нормальная), в группе риска Алексей, с результатом, указывающим на сниженную мотивацию.

С помощью ответов третьего блока можно выявить ведущий  мотив, у всех кроме Стаса им является позиционный мотив, у Стаса же учебный.

Четвертый блок методики позволяет  определить, внутренняя или внешняя  мотивация обучения преобладает  у испытуемого. 
Явное преобладание внутренней мотивации можно отметить у Алексея, Анны и Ивана. У остальных средние показатели, указывающие на выраженность внешних и внутренних мотивов в равной степени.

Пятый блок отвечает за стремление к достижению успеха или недопущению неудачи. У Ивана, Полины, Ксении и Саши Е. отмечается стремление к достижению успеха, хотя по тесту Мехрабиана они таких результатов не показали. В группе риска Глеб, с явным стремлением к недопущению неудач.

Шестой блок демонстрирует частоту реализации учебных мотивов.  В группе риска Василиса и Мария, с низкой поведенческой активностью при реализации учебных мотивов. Часто реализуют мотивы Ксения, Никита, Полина, Саша М., Сергей Б., Сергей К., и Стас. У остальных показатели средние, что говорит о довольно редкой реализации учебных мотивов.

 

Заключение.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним  мотивом, а целой системой разнообразных  мотивов, которые переплетаются, дополняют  друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера –  ядро личности. В идеале, в начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Очень важно сохранить высокий уровень учебной мотивации, ведь с нуля в старшей школе ее практически невозможно получить. А ведь из абстрактного для учащегося начальной школы понятия «хорошо работать» идет далекая перспектива получить хорошее образование в ВУЗе и следовательно получить перспективную работу. Эти факты могут оказать влияние на старших школьников, ведь по каким бы причинам они не уходили от необходимости обучения, они все же думают о своем будущем. И никто из подростков не хочет для себя бедной жизни, более того, мало кто из них вообще оставляет для себя такую возможность.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности у старших школьников