Мотивация учебной деятельности у старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение принципов формирования мотивации учебной деятельности, особенности мотивации учебной деятельности старших школьников, сравнение уровня мотивации у мальчиков и девочек.
Гипотеза: изучив мнения преподавателей и родителей на родительских собраниях, а также литературу по этой теме, я предположила, что мотивация подростков к учебной деятельности часто оценивается родителями и преподавателями значительно ниже, чем на самом деле. А также, что мотивация у мальчиков ниже, чем у девочек.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности стр.6
1.1 Уровни учебной мотивации стр.8
1.2 Развитие мотивов учебной деятельности стр.9
1.3 Содержание обучения стр.11
1.4 Строение мотивации обучения стр.12
1.5 Виды мотивов стр.14
Глава 2. Формирование мотивации школьников
к обучению стр.16
2.1 Формирование мотивации на отдельных этапах стр.18
2.2 Формирование мотивации совместной
учебной деятельности стр.20
2.3 Особенности учебной мотивации старших
школьников стр.23
Глава 3. Экспериментальная часть. стр. 25
3.1 Результаты исследования. стр. 36
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1 Учебная мотивация старших школьников.docx

— 120.19 Кб (Скачать файл)

1.3 Содержание обучения.

Основа содержания обучения – базовые знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. Процесс обучения таков, что ребенок усваивает знания через их применение, коллективные формы работы. Особенно важно сотрудничество с учителем, и с учащимся. Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины, а после провести коррекционную работу.

Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню учебной мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления пробелов в знаниях. Поскольку в эти знания входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации пробелов необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель должен отмечать успехи ученика, его продвижение вперед. Но есть опасность, что если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то может обидеть ученика. Для ребенка, особенно для подростка, это может выглядеть скорее как низкая оценка учителя его возможностей, чем похвала. Но если учитель отметит успехи при решении сложной задачи, даже если она еще до конца не решена, это может вселить в ученика уверенность.

Приобретение учеником необходимых  навыков учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Очень важны для учеников современной школы нестандартные задания. Мотивация не всегда будет внутренней, но таким образом можно сформировать положительное отношение к предмету.

1.4 Строение мотивации учения.

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны  учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе  учебных мотивов переплетаются  внешние и внутренние мотивы.

К внутренним мотивам относятся  такие, как собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового, неизвестного.

К внешним мотивам можно  отнести такие ситуации, как учеба как вынужденное поведение, процесс учебы как привычное функционирование, учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на процесс и результаты учебной деятельности. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

Мотивация выполняет несколько  функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему  личностный смысл и значимость. Функции мотивации реализуются многими побуждениями. По сути мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности  не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Другой важный аспект мотивационной сферы  – мотив, т.е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое  состояние человека. В обучении мотивом  является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е. на овладение знаниями, на получение  хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений  со сверстниками.

Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.

Еще одна сторона мотивационной  сферы учебной деятельности –  интерес к учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную  окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика.

1.5 Виды мотивов.

К видам мотивов можно  отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно  говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

Познавательные мотивы: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы: широкие  социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие  социальные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведения. Учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы. Мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебной деятельности.

Социальные мотивы проявляются  в поступках, свидетельствующих  о понимании учеником долга и ответственности. Узкие социальные – в стремлении к контактам со сверстниками и получении их оценок, в помощи товарищам. Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания.

Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить правильный результат решения) и промежуточные (например, найти  несколько способов решения и  др.). Уровни целей связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно-познавательные цели, цели самообразования и социальные цели. Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее откладывание, стремление к завершенности учебных  действий или их незавершенность, преодоление  препятствий или срыв работы при  их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

 

Глава 2. 
 Формирование мотивации школьников к обучению.

Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю нужно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения - действенному осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной  мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе, участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуация спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций, умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной  сферы, включает в себя следующие  виды воздействий:

Актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо укрепить и поддержать;

Создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

 Коррекция дефектных мотивационных установок;

Изменение внутреннего отношения ребенка как к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование включает несколько  блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью  школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и  коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению  у них новых качеств.

Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче. Следующая группа упражнений – это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин – своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного  уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более  важной, чем оценка учителя оказывается  скрытая в отметке информация о его потенциальных возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержанию цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверхтрудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями в жизни коллектива.

2.1 Формирование мотивации на отдельных этапах.

Какую бы деятельность ученики  ни осуществляли, они должны иметь полную психологическую структуру от понимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе можно учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызывать мотивы относительной неудовлетворенности, усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь нужно ориентироваться на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе, можно перестать о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании. Для решения это задачи могут быть использованы чередования разных видов.

Этап завершения. Важно, чтобы  каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Каждый этап урока учителю  следует наполнять психологическим содержанием, так как каждый этап это психологическая ситуация. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников.

Обычно учителю легче  планировать обучающие задачи (обучить  решению такого-то класса задач), труднее  намечать развивающие задачи (нередко  они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие  задачи учителем планируются этапы  формирования мотивации и ее видов. Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить  целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться: формировать  у школьников умение учиться –  расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней  и этапов усвоения знаний; формировать  у учащихся понимание целей и  задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей  и задач учащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять  отдельные учебные действия и  их последовательность; обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями); обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности у старших школьников