Мотивация учебной деятельности у старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение принципов формирования мотивации учебной деятельности, особенности мотивации учебной деятельности старших школьников, сравнение уровня мотивации у мальчиков и девочек.
Гипотеза: изучив мнения преподавателей и родителей на родительских собраниях, а также литературу по этой теме, я предположила, что мотивация подростков к учебной деятельности часто оценивается родителями и преподавателями значительно ниже, чем на самом деле. А также, что мотивация у мальчиков ниже, чем у девочек.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности стр.6
1.1 Уровни учебной мотивации стр.8
1.2 Развитие мотивов учебной деятельности стр.9
1.3 Содержание обучения стр.11
1.4 Строение мотивации обучения стр.12
1.5 Виды мотивов стр.14
Глава 2. Формирование мотивации школьников
к обучению стр.16
2.1 Формирование мотивации на отдельных этапах стр.18
2.2 Формирование мотивации совместной
учебной деятельности стр.20
2.3 Особенности учебной мотивации старших
школьников стр.23
Глава 3. Экспериментальная часть. стр. 25
3.1 Результаты исследования. стр. 36
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1 Учебная мотивация старших школьников.docx

— 120.19 Кб (Скачать файл)

 

2.2Формирование мотивации совместной учебной деятельности.

Рассматривая особенности  проявления и развития у школьников мотивов учения, нельзя не затронуть  некоторые вопросы, связанные с  формированием у них мотивации  совместной учебной деятельности. Если движущей силой учебной деятельности школьника является желание, стремление овладеть каким-либо учебным материалом или способом его добывания, то мы анализируем уровень сформированности познавательных и учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебной  работе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность  так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции  взрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок покорно, часто  неосознанно принимает его точку  зрения. К счастью в современной школе это положение вещей постепенно меняется и все больше молодых учителей побуждают учеников вступать в дискуссии, если не с самими учителями, то хотя бы подготавливая почву для дискуссий среди учеников. Положение сверстников одинаково, поэтому ребенок готов спорить с одноклассником, ибо изначально считает себя правым. Ребенок впоследствии может осознать, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав. Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных заданий, умение как бы «встать на позицию другого человека» ведет к возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества.

Рекомендации  по формированию мотивации совместной учебной деятельности.

1. Прежде всего, учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы. У старших школьников начинает повышаться престиж знаний. Мотивировать их к совместному выполнению заданий может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

2. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору.

а) При подборе группы необходимо учитывать желание детей  работать именно друг с другом, но кроме  желания детей работать вместе, необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при включении в совместную работу.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения  их возможностей и их представлений  об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу  своих возможностей, возникает в  том случае, если более сильные  учащиеся прежде всего хотят помочь более слабому, научить его и  средство для этого видят в  совместной работе, а слабый обязательно  хочет научится и действовать  на равных с сильным, а не просто получить хорошую оценку за счет сильных учеников.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

3. Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям задания, которые в группе будет неудобно выполнять. Потому что, не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.

4. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.

Формировать и развивать  мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в  такие условия и ситуации развертывания  активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались  бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

2.3 Особенности учебной мотивации старших школьников.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование  какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в  учебной работе, но во внеклассных  видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается  умение ставить и перспективные  цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального  самоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможность  совершенствования своей учебной  деятельности, что проявляется в  стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме  прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и  находить вместе с тем новые способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей. Очень важно, чтобы учебная мотивация развивалась с раннего детства. Безусловно, развить учебную мотивацию в старшей школе, когда этим не занимались ранее намного сложнее, чем просто продолжить развитие.

 

Глава 3.  
Экспериментальная часть

Проблема снижения или  отсутствия мотивации к учебной  деятельности в старших классах  стоит особенно остро. Подростки – уже не дети, но еще и не взрослые, находятся в положении, когда им нужно принять решение, от которого будет зависеть их дальнейшая жизнь. Выбор будущей профессии в идеале должен осуществляться еще раньше, но часто даже после поступления в высшее учебное заведение, вчерашние школьники не уверены, хотят ли они заниматься именно этим.

Зачастую подростки идут после 9 класса в 10 просто потому, что  не знают, чем бы хотели заниматься в будущем и хотят просто потянуть время и отсрочить решение  этого вопроса.

Цель: исследование уровня мотивации к учебной деятельности старших школьников, сравнение этих показателей у мальчиков и девочек.

Гипотеза: изучив мнения преподавателей и родителей на родительских собраниях, а также литературу по этой теме, я предположила, что мотивация подростков к учебной деятельности часто оценивается родителями и преподавателями значительно ниже, чем на самом деле. Также сложилось мнение, что мотивация у мальчиков ниже, чем у девочек.

Задачи:

- Анализ литературных источников по проблеме.

- Подбор диагностических  материалов.

- Практическое освоение навыков психодиагностического исследования.

- Практическое освоение навыков обработки полученных данных.

Предметом исследования является учебная мотивация старших школьников с нормальным уровнем интеллекта, обучающихся в общеобразовательной школе.

Объектом исследования выступают подростки 15-17 лет, обучающиеся в 10 классе общеобразовательной школы.

Место прохождения  практики: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №216 с углубленным изучением польского языка имени Адама Мицкевича Центрального района Санкт-Петербурга

В моем психодиагностическом обследовании были использованы: метод наблюдения и беседы, тест мотивации достижения Мехрабиана, методика изучения мотивации обучения учащихся 10-11 класса М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой и шкала оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова.

Организация исследования

1. Объектом исследования  являются учащиеся 10 класса средней общеобразовательной школы №216 с углубленным изучением польского языка, имени Адама Мицкевича, в возрасте от 15 до 17 лет, в количестве 22 человек. Из них 13 девочек, 9 мальчиков. Персонал школы: педагоги, классный руководитель, школьный психолог, родители учеников.

2. Исследования были проведены в группе, в дневное время, без учителя. Испытуемым давалась инструкция в устном виде, в некоторых методиках в письменном. Если возникали вопросы, то проводились дополнительные разъяснения, где это позволялось. Первичные данные заносились в протоколы, которые количественно и качественно обрабатывались и на их основе составлялись сводные таблицы.  
Учащиеся продемонстрировали интерес к исследованию, задавали вопросы по материалам и интересовались результатами. Отношение администрации школы к исследованию было доброжелательное.  
Практически все учащиеся отнеслись положительно к исследованию, только одна девочка проявляла явно негативное отношение к нему, нервничала и демонстрировала повышенную тревожность.  
Я решила разрешить ей не выполнять методики, хоть и было опасение, что это повлечет за собой последующие отказы от выполнения другими учениками, но никто больше не выразил желания отказаться от выполнения заданий. Также девочка успокоилась и высказала благодарность за разрешение не выполнять методики. 
Отказавшейся девочке были предложены задания по предмету, который был следующим в расписании и она не отвлекая и не препятствуя другим исследуемым, занималась этим.

Информационная  психодиагностическая карточка № 1

  1. Название: тест мотивации достижения Мехрабиана
  2. Источник описания:  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога, «Владос-пресс», М, 2003
  3. Назначение: диагностика мотивов стремления к успеху и избегания неудачи, выяснение доминирующего мотива.
  4. Стимульный материал: бланк для ответов формы А (для мальчиков) или формы Б (для девочек).
  5. Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
    • + 3 – полностью согласен;
    • +2 – согласен;
    • + 1 – скорее согласен, чем не согласен;
    • 0 – нейтрален;
    • -1 – скорее не согласен, чем согласен;
    • -2 – не согласен;
    • -3 – полностью не согласен.

Прочтите утверждения  теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая  соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте  время на обдумывание. 
Полное содержание форм в приложениях №1 и №2.

  1. Обработка результатов: Сначала подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы:

Ответы

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Баллы

7

6

5

4

3

2

1


Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе  знаком «-») также приписываются  баллы:

Ответы

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Баллы

1

2

3

4

5

6

7


Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается  собственный ключ (см. приложение №3 и №4). 
7. Интерпретация результатов: Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов — стремление к достижению успеха или избегание неудачи.

Высокие показатели по тесту  означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие — наоборот. 
Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избегания неудачи. 
Так же можно воспользоваться следующей суммарной шкалой:

    • Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.
    • Если эта сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
    • Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

Информационная  психодиагностическая карточка № 2

    1. Название: Методика изучения мотивации обучения старшеклассников.
    2. Автор: М.И. Лукьянова, Калинина Н.В.
    3. Источник описания: Калинина Н.В., Лукьянова М.И., Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
    4. Назначение: диагностика уровня учебной мотивации старшеклассников и выявление ведущего мотива.
    5. Стимульный материал: бланк с инструкцией и вопросами.
    6. Инструкция: Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркните два варианта ответов, которые совпадают с Вашим собственным мнением. Полный текст предложений см. приложение №5. 
       
    7. Обработка результатов:

Предложения 1, 2, 3, входят в содержательный блок I диагностической методики и отражают личностный смысл обучения.

Предложения 4, 5, 6 входят в  содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством  баллов в зависимости от того, какой  именно мотив проявляет себя в  предлагаемом ответе.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности у старших школьников