Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ
ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………….
……………………………………6
- Психологические особенности
подросткового возраста……………6
- Проблема нарушений поведения
подростков в трудах отечественных и зарубежных
психологов…………….……………………………… 19
- Биологические и психологические
основы нарушений поведения у подростков……………………………………………………………..24
- Виды нарушений поведения в
подростковом возрасте…………….28
ГЛАВА 2. ИУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ПОВЕДЕНИЯ........………………….31
2.1. Ход проведения диагностического
этапа……………………………..33
2.2. Описание и анализ
результатов диагностики……………………….
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….46
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нарушения поведения
у детей и подростков – тема, к сожалению,
слишком актуальная и слишком современная,
так как сегодня нарушения поведения различного
характера в данной возрастной категории
являются одной из самых распространенных
причин обращения к детским и подростковым
психиатрам во всем мире в целом и в нашей
стране в частности.
В данной курсовой работе мы
постараемся дать определение данным
нарушениям и попытаться определить общие
принципы и значения, которые помогут
родителям и врачам общей практики понять,
какие нарушения поведения у ребенка нужно
расценивать как патологию (болезненное
состояние), а в каких случаях помощь психиатра
будет малоэффективной. В таком случае
чаще всего оказывается, что причиной
нарушений в поведении является не нарушение
психики, а социально-бытовая обстановка,
окружающая ребенка.
В конце XX столетия В. В. Лебединским
в работе «Нарушение психического развития
в детском возрасте» среди вариантов дизонтогенеза
было выделено и описано дисгармоничное
развитие, характеризующееся выраженными
поведенческими отклонениями при сохранном
интеллекте. Однако долгое время эта группа
подростков оставалась вне внимания специальных психологов. Основные
научные исследования были осуществлены
клиницистами В.В. Ковалевым, А. Е. Личко,
педагогами А. С. Белкиной, Салливан Г.
и др.
Закон об образовании Российской
Федерации в разделе «Специальное образование»
определил группы детей и подростков,
нуждающихся в специальных образовательных
условиях. Среди них впервые в нормативных
документах была выделена группа «дети
с нарушением эмоционально-волевой сферы
и поведения».
До настоящего времени окончательно
не решен вопрос о целесообразности открытия
специальных школ для подростков с нарушением
поведения, не определены специальные
образовательные условия и особенности
учебно-воспитательного процесса для
этих школ. Но проблема нарушения поведения
в подростковом возрасте является острой
и актуальной. Все это позволяет рассматривать
психолого-педагогические особенности
девиантных подростков как сферу интересов
коррекционной психологии.
Современная ситуация в нашей
стране характеризуется историческими
переменами, рыночными и демократическими
преобразованиями. В период меняющейся
социальной среды изменяется психология
всех людей, особенно трудно подросткам,
влияние средств массовой информации,
распространение неформальных молодежных
организаций. Это ведет к росту различных
отклонений в личностном развитии и поведении
подростков. Особую тревогу вызывают прогрессирующая
отчужденность, повышенная тревожность,
духовная опустошенность детей, цинизм,
жестокость и агрессивность. Этот процесс
особо остро проявляется на рубеже перехода
из детства во взрослое состояние - в подростковом
возрасте.
На этом фоне поведение подростков
может приобретать крайние формы, в том
числе прогулы занятий в школе, жестокость
по отношению к людям, побеги из дома, воровство,
намеренную лживость, суицидальное поведение.
Ненормативная лексика в молодежных компаниях
употребляется повсеместно. Растет количество
подростков, вступивших в конфликт с законом.
По сравнению с 1989 годом вырос показатель
уровня самоубийств, причем, их число продолжает
расти. Растут масштабы употребления подростками
алкоголя, наркотических средств, табакокурения.
Подростки с нарушением поведения
получают образование в общеобразовательных
школах, в профтехучилищах, колледжах
и т.д. В связи с отсутствием специальных
учреждений для лиц указанной категории
система воспитательной работы и психологического
сопровождения не разработана. Эта важная
психологическая проблема является актуальной
сегодня, так как зачастую семья и школа
не справляются с их воспитанием.
Актуальность исследования
обусловливается острой необходимостью
изучения психологических причин нарушения
поведения в подростковом возрасте, средств
их профилактики и коррекции. Причины
и формы проявления нарушения поведения
изучались в основном клиницистами, а
в детской и возрастной психологии рассматривались
лишь в связи с неврозами и пограничными
психическими расстройствами. Психологическое
исследование этой проблемы в отечественной
науке началось не так давно, и многие
вопросы остаются открытыми.
Цель исследования - разработка системы диагностики
и коррекции нарушения поведения у подростков.
Объект исследования - нарушения поведения у подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков,
имеющих нарушения поведения.
Гипотеза исследования: подростки с нарушением поведения
испытывают трудности в адаптации к условиям
социальной среды, отличаются от своих
сверстников по уровню личностной тревожности,
по уровню адекватности самооценки.
В соответствии с целью, объектом,
предметом и гипотезой исследования определены
следующие задачи:
- осуществить теоретический
анализ отечественных и зарубежных теорий
и концепций по проблеме нарушения поведения
в подростковом возрасте,
- обосновать и разработать диагностическую
программу изучения нарушений поведения
у подростков,
- определить уровень тревожности,
самооценки, тип поведенческих реакций
подростков с нарушениями поведения,
- провести сопоставительный
анализ по результатам исследования конфликтности
и социальной адаптации подростков экспериментальной
и контрольной групп, выявить различия
между группами подростков по исследуемым
качествам.
Методологические позиции исследования
определены на основе отечественных и
зарубежных теорий личности (Л.И. Божович,
А. Е. Личко, Д.И.Фельдштейн, К.Р. Роджерс,
А. Фрейд, Э. Эриксон, К. Леонгард); теоретических
и методологических работ в области изучения
подростков (В. Г. Степанов, И.Ю. Левченко,
С.А. Бадмаев, М. А. Ковальчук, Л. В. Сенкевич,
А. М. Прихожан), теоретических и методических
трудов в области специальной психологии
(Л. С. Выготский, Т.И. Власова, Ж. И. Шиф,
С. Я. Рубинштейн, В. И.Лубовский), современных
психокоррекционных подходов к подросткам
(Осипова А. А., С. А. Беличева, А.С. Спиваковская,
А.С. Прутченков, И.В. Дубровина и др.).
Для решения поставленных задач
в работе были использованы следующие
методы исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической литературы,
связанной с различными аспектами рассматриваемой
проблемы; применялись апробированные
в многочисленных экспериментальных исследованиях психодиагностические
методики изучения личности.
Теоретическая значимость исследования
заключается в комплексном подходе к рассмотрению
особенностей развития личности и поведения
подростков с нарушениями в поведении.
При этом учитывались влияние межличностных
отношений в семье, взаимоотношений в
школьной среде и социальной; возрастная
специфика поведенческих проявлений у
подростков, ее формы, виды, причины их
возникновения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ
НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
- Психологические
особенности подросткового возраста
Главное содержание подросткового
возраста составляет его переход от детства
к взрослости. Этот переход подразделяется
на два этапа подростковый возраст и юность
(ранняя и поздняя). Однако хронологические
границы этих возрастов часто определяются
совершенно по-разному. Процесс акселерации
нарушил привычные возрастные границы
подросткового возраста. Медицинская,
психологическая, педагогическая, юридическая,
социологическая литература определяет
разные границы подросткового возраста:
10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д.
Обращаясь к отечественной истории, можно
заметить, что возрастная терминология,
касающаяся подростков, также не была
однозначной.
В толковом словаре В.И. Даля подросток
определяете как "дитя на подросте"
- 14-15 лет. В академическом четырехтомном
словаре русского языка 1983 г. разъясняется,
что подросток - это "мальчик или девочка
в переходном от детства к юношеству возрасте
от 12 до 16 лет".
На современном этапе границы подросткового
возраста примерно совпадают с обучением
детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16
лет. Но надо отметить, что основным критерием
для периодов жизни является не календарный
возраст, а анатомо-физиологические изменения
в организме.
Подростковый возраст традиционно
считается самым трудным в воспитательном
отношении. Психологи связывают трудности
этого возраста с половым созреванием
как причиной различных психофизиологических
и психических отклонений.
Центральным психологическим
новообразованием в подростковом возрасте
становится формирование у подростка
своеобразного чувства взрослости, как
субъективного переживания отношения
к самому себе как к взрослому. Физическое
возмужание дает подростку ощущение взрослости,
но социальный статус его в школе и семье
не меняется. И тогда начинается борьба
за признание своих прав, самостоятельности,
что непременно приводит к конфликту между
взрослыми и подростками. В результате
возникает кризис подросткового возраста.
Первый, кто обратил внимание
на новое социальное явление – подростковый
период развития, был Я.А. Коломенский.
Исходя из природы человека, он делит жизнь
подрастающего поколения на четыре возрастных
периода по шесть лет каждый. Границы отрочества
он определяет в 6–12 лет. В основу этого
деления он кладет возрастные особенности;
отрочество, в частности, характеризуется
развитием памяти и воображения с их исполнительными
органами - языком и рукой.
Следующий, кто обратил внимание
на подростковый период развития, был
Ж.Ж. Руссо. В своем вышедшем в 1762 году романе
“Эмиль” он отметил то психологическое
значение, которое этот период имеет
в жизни человека. Руссо, охарактеризовав
подростковый возраст как “второе рождение”,
когда человек “рождается в жизнь” сам,
подчеркнул важнейшую особенность данного
периода – рост самосознания. Но собственно
научную разработку идеи Руссо получили
в работе С. Холла «Взросление», вышедшей
в 1904 году. Холла справедливо называют
«отцом» психологии переходного возраста,
так как он не только предложил свою концепцию
подросткового возраста, но и определил
круг основных проблем в этом периоде.
В духе философии немецкого романтизма
содержание подросткового периода обозначается
Холлом как кризисом сознания (период
“Бури и натиска”), преодолев который
человек приобретает “ чувство индивидуальности”.
Заслуга Холла, на наш взгляд, в том, что
он ввел представление о промежуточности,
переходности данного этапа развития;
а также описал понятие кризиса.
Теоретические модели подросткового
возраста представлены во всех ведущих
направлениях западной психологии. И хотя
теории З. Фрейда и А. Фрейд (психоанализ),
К. Левина (гештальтпсихология) и Р. Бенедикт
(бихевиоризм) сильно разнятся между собой,
но их объединяет то, что все эти теории
исходят их общей модели онтогенетического
развития – эволюционного.
Особое место в изучении подросткового
возраста занимает теория Э. Шпрангера,
считавшего, что внутренний мир индивидуума
принципиально не сводим к каким-то ни
было природным или социальным детерминантам.
Подростковая фаза, ограничиваемая им
14-17 годами характеризуется кризисом
связанным со стремлением к освобождению
от детской зависимостью. В качестве главных
новообразований данного возраста выступают
открытие “Я”, возникновение рефлексии,
осознания своей индивидуальности. Но,
положив начало систематическому изучению
процесса самосознания и ценностных ориентаций,
Шпрангер по нашему мнению явно недооценил
ведущую роль в этом процессе практической
деятельности.
Теоретические положения Шпрангера
были конкретизированы Ш. Бюллер. По ее
мнению подростковый этап – это негативная
фаза юношеского периода, характерные
черты которого: тревожность, раздражительность,
агрессивность, бесцельный бунт, стремление
к самостоятельности, неподкрепляемой
соответствующими физическими и психическими
возможностями. Однако мы считаем, что
Бюллер определяла подростковый возраст
слишком односторонне.