Нарушение поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка системы диагностики и коррекции нарушения поведения у подростков.
Объект исследования - нарушения поведения у подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков, имеющих нарушения поведения.
Гипотеза исследования: подростки с нарушением поведения испытывают трудности в адаптации к условиям социальной среды, отличаются от своих сверстников по уровню личностной тревожности, по уровню адекватности самооценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………. ……………………………………6
Психологические особенности подросткового возраста……………6
Проблема нарушений поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов…………….……………………………… 19
Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков……………………………………………………………..24
Виды нарушений поведения в подростковом возрасте…………….28

ГЛАВА 2. ИУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ........………………….31
2.1. Ход проведения диагностического этапа……………………………..33
2.2. Описание и анализ результатов диагностики………………………. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курс. нарушения поведения подростков.docx

— 154.41 Кб (Скачать файл)

Изучение психологических особенностей подростков с нарушениями поведения, т.е. девиантных подростков, было проведено на базе Верхнеяшкульской неполной средней санаторной школы-интерната. В данном общеобразовательном учреждении обучаются и проживают дети, которые склонны к такому заболеванию, как туберкулез, т.е. либо имеют контакт с близкими родственниками, которые больны туберкулезом, либо имеют такой диагноз, как «тубинфицирование». Эти дети, проживающие в данном интернате, получают бесплатное лечение.

В основном это дети из неблагополучных семей – 60% учащихся, из неполных – 58% учащихся, сироты – 17% учащихся, полусироты – 15% учащихся.

Исследование, которое было нами проведено, состояло из нескольких этапов:

Подготовительный этап – на данном этапе определялись теоретико-методологические основы изучения этой проблемы. Нами были изучена литература по возрастной психологии, психологии девиантного поведения, по социальной педагогике, а также изучены, проанализированы и отобраны диагностические методики.

Констатирующий этап предусматривал непосредственное исследование особенностей девиации подростков школы-интерната.

Для проведения опытно-экспериментального обследования подростков была составлена программа, которая включала следующие методы:

  1. заполнение и анализ социального паспорта;

  1. анкетирование подростков с помощью 2 анкет;

  1. тестирование по методике Рассела, Фергюссона;

  1. тестирование на определение самооценки подростка.

В первом анкетировании нашей целью было выявление спектра интересов, способностей, потребностей, жизненных ценностей подростков. В ходе анкетирования было опрошено 67 учащихся. Анкетирование проводилось в группе.

Во втором анкетировании подросткам предлагалось ответить на вопросы о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в подростковой среде.

Затем мы включили в программу изучения подростков девиантного поведения тест А.Рассела и М.Фергюсона, который нам поможет выявить уровень субъективного ощущения одиночества.

Учащимся предлагалось из ряда утверждений выбрать те, которые они считают более соответствующими их жизни и их состоянию.

Далее в психолого-педагогическую программу изучения подростков девиантного поведения мы включили тест на изучение самооценки личности подростка, который дает нам представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятии подростков. Данный тест проводился в группе.

При изучении самооценки личности подростка испытуемым был предположен тест-опросник, который включает 32 суждения. По ним возможны 5 вариантов ответов. Испытуемые должны были выбрать один ответ из каждого суждения и отметить его в нужной графе.

На обобщающем этапе мы сравнили и проанализировали полученные результаты, сделали выводы относительно особенностей проявления девиации подростками, живущими в условиях образовательного учреждения интернатного типа. Также на данном этапе нами были составлены рекомендации для педагогов, воспитателей школы-интерната по работе с подростками, склонными к проявлению девиации.  

 

2.2. Описание и анализ результатов диагностики

Основной целью нашего исследования является выявление детей девиантного поведения, изучение особенностей их поведения. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов сбора фактического материала:

  1. Заполнение анализ социального паспорта учебного учреждения.

  1. Анкетирование.

  1. Тест Д.Рассела и М.Фергюссона на изучение уровня субъективного ощущения одиночества.

  1. Тест на ощущение самооценки личности подростка.

Объектом исследования были избраны учащиеся 6,7,8,9 классов Верхнеяшкульской санаторной школы-интернат.

Нами было проведено социологическое исследование. Цель данного исследования – выявить спектр интересов, потребностей и установок подростков.

В ходе анкетирования было опрошено 67 подростков: 33% - девушки от 12-15 лет, 37% - мальчики от 13-16 лет, которые обучаются в данной санаторной школе-интернат. Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) находятся под особым присмотром социального педагога, т.к. в их адрес часто звучат нарекания со стороны педагогов, родителей, т.е. в их поведении просматриваются признаки отклоняющегося поведения.

Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.

Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями- 46%, 22% - посещению дискотек, 14%  подростков предпочитает слушать музыку, 18% - посещение кружков по интересам (музыкальный клуб «Мозаика», спортивные секции по волейболу, футболу, борьбе, клуб для девочек «Хозяюшка»).

В последнее время на выбор образца поведения подростка особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей.

Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые несут в себе жестокость, агрессию. Так диагностирование помогло нам выявить направленность интересов подростков при выборе фильмов.  Выяснилось, что:

    • 54% подростков смотрят боевики;

    • 28% - триллеры;

    • 4% - фильмы с элементами эротики;

    • 8% - комедии 

На вопрос «Что мы понимаем под здоровым образом жизни?» подавляющее большинство респондентов ответили: не пить, не курить, заниматься спортом. Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью» выбрали лишь 10% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?» ответ «ДА» - выбрало 24 %. Большая часть ответили «НЕТ» - 67%.

Анонимное анкетирование показало, что:

    • не занимаются спортом – 19% подростков;

    • употребляют спиртные напитки – 9%;

    • курят – 30%.

При этом  13%  подростков ответили: «не курю», 15% - «не употребляю спиртные напитки»  и только 6% из них занимаются спортом. Некоторые вопросы были оставлены без ответов.

Последние два вопроса позволили нам выяснить два аспекта: первый – их суждения о здоровом образе жизни, а второй – отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни.

В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является источником возникновения негативных привычек, откуда это идет, и получили следующие ответы:                 

Употребления спиртных напитков:

50% - в компании друзей;

36% - из любопытства;

14% - просто так от нечего  делать.

Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету:

26% - из любопытства;

18% - пример взрослых;

14% - влияние друзей;

10% - мода;

11% - желание почувствовать  себя взрослей.

Немаловажным фактором в развитии ребенка является семья. Только наличие отца и матери могут дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитывался?» - большая часть опрошенных – 67% - указали на неполную семью и только 33% имеют отца и мать.

 Последний вопрос, выясняющий, какие жизненные ценности выбирают подростки, дал нам следующий результат:

 

Из приведенной выше диаграммы видно, что образование как ценность стоит у подростков на последнем месте, более значимым для них является счастье в семье, материальная обеспеченность.

Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили, что причины возникновения такого поведения идут от семьи, от окружения. Именно от того, как проходит процесс социализации, зависит дальнейшее формирование личности. Отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации.

Несмотря, на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный путь.

И поэтому наша задача – создать все условия для коррекции их социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.

В следующей анкете мы предложили учащимся самим ответить на вопрос о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в подростковой среде.

Первый вопрос: «Какие формы поведения вы называли бы отклоняющимися от нормы?» дал нам следующий результат:

36% - употребление алкоголя, пьянство;

33% - курение;

26% - хулиганство;

21% - употребление наркотиков;

18% - побеги из дома;

9% - воровство;

5% - драки, нанесение телесных  повреждений.

Эти данные представлены ниже на диаграмме, отражающей представления подростков о девиантных отклонениях в поведении.

 

На вопрос «Какие из этих видов преобладают у ваших сверстников?» мы получили следующий результат: почти половина подростков курят (46%), третья часть из них проявляют грубость и сквернословие (35%), часты нарушения правил поведения в школе. Так, 24% подростков ответили, что допускают уходы с уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий, а 23% подростков интерната признались в употреблении алкоголя, при этом 3% анонимно отмечают факт употребления наркотиков.

Мнения подростков на четвертый вопрос «Почему молодежь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы?» были таковыми:

31% - стремление получить  сильное впечатление;

27% - стремление к самостоятельности  и независимости;

21% - конфликты с родителями;

18% -какое-то заболевание;

9% - напряженность социально-экономическая  ситуация в вашей жизни (плохая  обеспеченность, безработица родителей  и т.д.).

Итоги пятого вопроса «Если бы у вас возникли проблемы, с которыми самим не сравниться, к кому бы вы обратились за помощью, советом?» дали нам такие результаты:

Информация о работе Нарушение поведения подростков