Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования - разработка системы диагностики и коррекции нарушения поведения у подростков.
Объект исследования - нарушения поведения у подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков, имеющих нарушения поведения.
Гипотеза исследования: подростки с нарушением поведения испытывают трудности в адаптации к условиям социальной среды, отличаются от своих сверстников по уровню личностной тревожности, по уровню адекватности самооценки.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………. ……………………………………6
Психологические особенности подросткового возраста……………6
Проблема нарушений поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов…………….……………………………… 19
Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков……………………………………………………………..24
Виды нарушений поведения в подростковом возрасте…………….28
ГЛАВА 2. ИУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ........………………….31
2.1. Ход проведения диагностического этапа……………………………..33
2.2. Описание и анализ результатов диагностики………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………
При работе с девиантными подростками, первая задача специалистов (психологов, классных руководителей, социальных педагогов, врачей) – формулировка гипотезы, объясняющей механизм возникновения девиантного поведения; акцентирование внимания на основных проблемах, требующих решения, на основных причинах, вызвавших девиации.
Педагоги должны хорошо представлять себе возможные причины возникновения девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о необходимости включения в работу смежных специалистов.
Только при соблюдении этих условий может быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной работы и достигнут определенный успех во взаимодействии с подростком и его близкими.
Сложность взаимодействия с подростком со стороны родителей, заключается в необходимости тщательно отслеживать поведение ребенка, чтобы суметь отличить нормальные возрастные проявление от нарушений поведения.
Как уже было отмечено, невозможно точно сказать с какого возраста дети вступают в подростковый период. Разброс достаточно велик, но в общем случае предполагается, что к 13 годам дети обоих полов уже являются подростками. Тем не менее, бывают случаи и более раннего вступления в подростковый возраст – 10-11 лет, а также – более позднего – 15-16 лет.
Вместе с взрослением ребенка и сопровождающими это время сложностями в общении со старшими, у родителей может наступить период «чувства безопасности», когда они облегченно вздыхают, потому что ребенок уже способен не только сам себя обслуживать, но и самостоятельно принимать решения. На самом деле все это не совсем так.
Действительно, подростки полны жизненной энергии и неутолимой жажды к экспериментам со своим самовыражением в обществе. Они все хотят делать «не так» и по-своему. Для этого возраста независимое поведение является нормальным, но есть и проблемы, о которых родители не должны забывать:
Подростковая депрессия. Возглавляют список наиболее распространенных нарушений поведения подростков – депрессия и тревожность. Многие подростки подвергаются воздействию страха, неуверенности и сложных жизненных ситуаций, которые становятся основными причинами для беспокойства. В случае появления резких изменений в поведении ребенка, таких как, слабость, уменьшение социального взаимодействия, изменение аппетита или нарушение сна, родители не должны откладывать с обращением за профессиональной помощью. Раннее распознавание признаков подростковой депрессии, позволят не «упустить момент» и оказать ребенку своевременную поддержку.
Расстройства пищевого поведения. Изменение привычек питания и пропуск приемов пищи, характерны почти для всех подростков, особенно для девочек. В период полового созревания дети очень чувствительно относятся к своей внешности, поэтому могут пропускать приемы пищи в надежде поддержать хорошую фигуру. В некоторой степени, расстройства пищевого поведения являются нормой, но если они принимают патологические формы, это может привести к недостаточности питания, булимии, анорексии и другим серьезным заболеваниям.
Разрушительное поведение. Это нарушение поведения заключается в совершении подростком необдуманных действий, которые являются, по сути, преступлениями и могут угрожать благополучию, здоровью и даже жизни, как самого подростка, так и других людей. Например, некоторые подростки гордятся тем, что нарушают нормы общественного поведения, совершают хулиганские поступки и т.д., испытывая при этом чувство эйфории и вседозволенности. Такое нарушение поведения требует немедленного вмешательства, потому что со временем оно будет становиться все более разрушительным и, в конченом счете, может привести к совершению тяжких преступлений.
Оппозиционные расстройства. Отказ подчиняться любым родительским требованиям и навязчивое желание не соглашаться с любыми замечаниями или предложениями, поступающими со стороны взрослых, также является одним из характерных для подросткового возраста поведенческих расстройств. Оппозиционные расстройства часто наблюдаются у детей в период полового созревания, но они отличаются от периодических протестов, которые не выходят за рамки нормы. Оппозиционные расстройства характеризуются постоянным неповиновением, воинственным упрямством, чрезмерной вспыльчивостью, не проходящей враждебностью и желанием оспаривать любые требования, предложения или замечания взрослых людей.
Среди других поведенческих расстройств, которые влияют на подростков, можно перечислить:
Чтобы избежать таких случаев, родители, должны знать об основных возможных поведенческих изменениях в период полового созревания, чтобы своевременно реагировать и правильно выстраивать свои отношения с растущими детьми. Необходимо уважительно относится к частной жизни подростков, давая им определенную степень свободы, но сохраняя при этом родительский контроль. Хорошая связь и взаимопонимание между родителями и подростками является лучшим способом решения проблем, прежде чем они выйдут из-под контроля.