Нарушение поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка системы диагностики и коррекции нарушения поведения у подростков.
Объект исследования - нарушения поведения у подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков, имеющих нарушения поведения.
Гипотеза исследования: подростки с нарушением поведения испытывают трудности в адаптации к условиям социальной среды, отличаются от своих сверстников по уровню личностной тревожности, по уровню адекватности самооценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………. ……………………………………6
Психологические особенности подросткового возраста……………6
Проблема нарушений поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов…………….……………………………… 19
Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков……………………………………………………………..24
Виды нарушений поведения в подростковом возрасте…………….28

ГЛАВА 2. ИУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ........………………….31
2.1. Ход проведения диагностического этапа……………………………..33
2.2. Описание и анализ результатов диагностики………………………. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курс. нарушения поведения подростков.docx

— 154.41 Кб (Скачать файл)

Помимо реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”. При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо. Вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют  целостную систему - “Я-концепцию”, что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о ”подростковых реакциях ”.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда “запойные” – характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.

В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот  период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя.

            В этот  возрастной период детей  так тянет  друг к другу, их  общение настолько интенсивно, что  говорят о типично подростковой  “реакции группирования”. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он  принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Однако нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной – либо неуверенные в себе, замкнутые дети, либо излишне агрессивные и заносчивые.

Еще одна значимая сфера отношения подростков – отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависит, в первую  очередь, от позиций родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их  мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за  родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат - все это препятствует успешному развитию личности подростка.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

И, наконец, интеллектуальная сфера в подростковом возрасте характеризуется дальнейшим развитием теоретического рефлексивного мышления. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Подросток, абстрагируясь от конкретного наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же  время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения.

    1.  
       
      Проблема нарушений поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов

 

Одна из острейших проблем нашего общества - это рост агрессивных тенденций в подростковых группах, где за последнее время резко увеличилась молодежная преступность.

Изучение подросткового возраста позволяет выявить общие психологические особенности, которые влияют на поведение. Большая часть современных авторов под нарушением поведения подразумевают отклонение от норм внешне наблюдаемых действий (поступков, в которых реализуются внутренние побуждения человека). Они могут проявляться как в практических действиях, так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). 

Говоря о нарушениях поведения, необходимо знать, что под поведением, как таковым, мы понимаем психологическую и физическую манеру вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит человек.

Исходя из предыдущего определения, нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной (разрушительной) и асоциальной (направленной против коллектива) направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации (нарушения приспособляемости) поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. 

Одни авторы (Э.Дюркгейм, Х.Беккер, А.С.Макаренко, Ю.М.Орлов) подразделят нарушения на группы:

  • реактивно обусловленные (побеги, суицид), имеющие обычно в своей основе травмирующую ситуацию;
  • вызванные низким моральным уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголя, совершение правонарушений), являющиеся следствием неправильного воспитания;
  • обусловленные патологией влечений (садизм, непреодолимое влечение к бродяжничеству, перемене мест и др.), базирующиеся на биологических факторах.

Другие психологи (К.Левин, Дж. Мид, В.Т. Кондратенко, П.Я.Гальперин) рассматривают нарушение поведния по форме проявления нарушения (делинкветность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение), по причине, факторам, мотивам.

К третьей группе относятся те психологи (Кащенко В.П., А.Бандура, А.А.Александров, В.В.Ковалев, А.Л.Гройсман), которые все нарушения поведения детей и подростков подразделяют на девиантное поведение и нарушения поведения при психических заболеваниях.

В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или «девиантное» поведение.

Девиантное поведение может проявляться и в непатологической форме: непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера и социально-педагогическая запущенность. А также в патологической форме: патологическое формирование личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности. В том числе задержка темпа психического развития.

Каковы же причины нарушений поведения в детском возрасте? По современным представлениям нарушения поведения у детей могут быть разделены на две основные группы:

        1. нарушения поведения, причинами которых являются психологические и социальные проблемы;
        2. нарушения поведения, причинами которых являются психические и психофизиологические расстройства (заболевания).

К первой группе причин относятся:

    • дефекты правового и нравственного сознания (воспитания);
    • содержание потребностей личности;
    • особенности характера; 
    • особенности эмоционально-волевой сферы ребенка.

Ко второй группе можно отнести:

  • наличие у ребенка серьезных психических расстройств (М. Раттер);

  • пограничные эмоциональные нарушения, которые манифестируются (проявляются впервые) страхами, тоской, или насильственным способом поведения (X. Ремшмидт);

  • причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (отношение общества к подростку).

Традиционно выделяют биологические, личностные (психологические и психопатологические), социальные и семейные факторы риска отклоняющегося поведения.

• К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патологию нервной системы; соматическую ослабленность; врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями.

• Личностные особенности индивида также могут определять его предрасположенность к формированию девиантного поведения.

Это могут быть специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нарушения гендерной идентичности, акцентуации характера, нравственная незрелость личности, узость круга интересов.

Отклонения в поведении могут возникать и при некоторых «пограничных состояниях» - психогенных расстройствах (неврозах, реактивных депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах, депривационных нарушениях), психосоматических заболеваниях, личностных расстройствах (психопатиях), а также при социальной и педагогической запущенности у детей и подростков.

Девиантное поведение может сочетаться и быть следствием серьезной психопатологии: умственной отсталости, шизофрении, эндогенных депрессий.

К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

Социальные причины девиантного поведения - это неблагополучное микросоциальное окружение (девиантная референтная группа; принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников, отчуждение от социально-позитивного большинства; социальная депривация, недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.  

Информация о работе Нарушение поведения подростков