Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.
Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………
ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт
Факультет специальной педагогики
Кафедра
специальной психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
(ОНР
III УРОВНЯ)
Работа допущена к защите Дата защиты « »____________2008 г.
«
»____________2008 г.
Зав. кафедрой__________ Оценка «__________________»
Ставрополь 2008
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3-6 |
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. | 7-32 |
1.1.Психологические
и психофизиологические |
7-22 |
1.2. Особенности
внимания у детей старшего
дошкольного возраста с |
22-32 |
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. | 33-53 |
2.1. Организация и методы исследования……………………………… | 33-42 |
2.2. Результаты
экспериментальной работы……………… |
42-52 |
2.3. Методические
рекомендации по развитию |
52-54 |
Заключение…………………………………………………… |
55-56 |
Литература…………………………………………………… |
57-60 |
ВВЕДЕНИЕ
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой стороны, ставится вопрос о том, к какому психическому явлению относится внимание. В области научной психологии данная проблема рассматривалась в работах В.Вундта, Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Н.. Узнадзе, Н.Н.Ланге, Т.Рибо, И.В. Страхова, Э.Титченера, Г.Фехнера, А.А.Ухтомского и др.
Проблемы развития внимания дошкольников представлены в исследованиях Н.Л. Фигурина, М.П. Динисовой, Л.А. Люблинской, А.Д. Левитова, В.А. Крутецкого, Н.С. Лукина, Н.Ф. Гоноболина и др.
По
данным научного Центра здоровья детей
РАМН, сегодня 85% детей рождаются
с недостатками развития и неблагополучным
состоянием здоровья, из них не менее
30 % нуждаются в комплексной
Нарушение речи, в той или иной степени, отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка. В сложной структуре развития ребёнка с нарушением речи, наряду с первичным недостатком речевого развития, отмечается своеобразие в формировании всех психических процессов, в том числе и внимания, являющегося первым элементом в структуре когнитивного акта.
В связи с актуальностью темы целью исследования является выявление особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Объектом исследования является внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (ОНР III уровня).
Гипотеза: внимание у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации коррекционно- развивающей работы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: изучение и теоретический анализ учебно-методической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, качественные и количественные методы анализа результатов исследования.
Теоретической базой исследования являются положения об общих и специфических закономерностях развития (Л.С.Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др); концептуальные положения о развитии внимания (П.Я.Гальперин, Н.Н.Ланге); положение о стадиальности развития внимания детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).
Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР № 43 «Золотой петушок» г. Ессентуки. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и 10 детей с нарушениями речи (ОНР III уровня).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме, формирование цели, задачи рабочей гипотезы, подбор и адаптация методик.
Второй этап – проведение эксперимента, цель которого – выявление особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Третий этап – интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.
Структура
работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографического
списка, содержания и приложения. Объем
работы 60 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ
ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
И НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1.Психологические
и психофизиологические
механизмы развития
внимания у детей старшего
дошкольного возраста
В
настоящее время в
Описательная характеристика внимания образует исходную основу, наиболее устойчивое ядро в области общей психологии. А.Ф. Лазурский завершает обзор различных теоретических представлений о внимании следующими, актуальными и в настоящее время, словами: «Едва ли мы, однако, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся исключительно к объяснению того сложного явления, которое мы называем процессом внимания, а никак не к его описанию…» (17, С.9).
Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определённом смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения Г.Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера подготовили почву и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания. Одно из самых ранних исследований В.Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения. Благодаря его работам исследование внимания длительное время, вплоть до двадцатых годов прошлого столетия, занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.
Э. Титченер считает открытие внимания одним из главных достижений научной психологии. Под открытием он подразумевает чёткую формулировку проблемы внимания, признание её особого статуса и фундаментальной важности (25).
Трудности, с которыми сталкивалась психология внимания, объясняли отсутствием адекватных методов его исследования. Как показало дальнейшее развитие экспериментальной психологии, изучение внимания тормозило не столько бедность чисто методических средств, сколько узость и односторонность общепсихологических концепций, лежащих в основе его исследований.
Психология сознания поставила проблему внимания, но к окончательному и общепризнанному её решению не пришла. В работах В.Вундта, У. Джеймса, Э. Титчнера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы его экспериментального исследования. Каждая их множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно(16).
Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:
Среди теорий внимания широкую известность также приобрела теория Т.Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. (17)
Кроме того, Т.Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменения физического и физиологического состояния организма. При этом особую роль в объяснении природы внимания Pибо отводил движениям. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания исследователь связывал с мышечной усталостью (22).
Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.
Кроме теории Т. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к исследованию природы внимания. Например, Д.Н.Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией (17).