Особенности детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (особенности детей снаруш. речи).doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  Ставропольский государственный педагогический институт

Факультет специальной педагогики

Кафедра специальной психологии 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

(ОНР  III УРОВНЯ) 
 
 
 

                                             студентки 5 курса

                                             группы ФЗО 5

                                             Жиловой Марьяны  Арсеновны 

                                             Научный руководитель:

                                             кандидат психологических  наук,

                                             старший преподаватель  кафедры                                

                                             специальной психологии

                                             Слюсарева Елена  Сергеевна 

                                                                                           

                                                                                             

Работа  допущена к защите                   Дата защиты «    »____________2008 г.

                                                           

«      »____________2008 г. 

Зав. кафедрой__________                                  Оценка «__________________»

  
 
 

Ставрополь 2008

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования  проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические  и психофизиологические механизмы  развития внимания у детей  старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности  внимания у детей старшего  дошкольного возраста с нарушением  речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного  возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты  экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические  рекомендации по развитию внимания  детей старшего дошкольного возраста  с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература………………………………………………………………... 57-60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

   Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных  форм массовой культуры, рост темпа  жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.

   Дошкольный  период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.

   Внимание  представляет собой психологический  феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной  стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой стороны, ставится вопрос о том, к какому психическому явлению относится внимание. В области научной психологии данная проблема рассматривалась в работах В.Вундта, Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Н.. Узнадзе, Н.Н.Ланге, Т.Рибо, И.В. Страхова, Э.Титченера, Г.Фехнера, А.А.Ухтомского и др.

   Проблемы  развития внимания дошкольников представлены в исследованиях Н.Л. Фигурина, М.П. Динисовой, Л.А. Люблинской, А.Д. Левитова, В.А. Крутецкого, Н.С. Лукина, Н.Ф. Гоноболина и др.       

   По  данным научного Центра здоровья детей  РАМН, сегодня 85% детей рождаются  с недостатками развития и неблагополучным  состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Отечественная и зарубежная статистика показывают, что число детей с нарушениями речи увеличивается.

   Нарушение речи, в той или иной степени, отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка. В сложной структуре развития ребёнка с нарушением речи, наряду с первичным недостатком речевого развития, отмечается своеобразие в формировании всех психических процессов, в том числе и внимания, являющегося первым элементом в структуре когнитивного акта.

   В связи с актуальностью темы целью исследования является выявление особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

   Объектом исследования является внимание детей старшего дошкольного возраста.

   Предметом исследования являются особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (ОНР III уровня).

   Гипотеза: внимание у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации коррекционно- развивающей работы.

   В соответствии с целью, объектом, предметом  исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Разработать критерии и подобрать методики диагностики внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи.
  3. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
  4. На основе результатов разработать методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

    Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: изучение и теоретический анализ учебно-методической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, качественные и количественные методы анализа результатов исследования.

   Теоретической базой исследования являются положения об общих и специфических закономерностях развития (Л.С.Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др); концептуальные положения о развитии внимания (П.Я.Гальперин, Н.Н.Ланге); положение о стадиальности развития внимания детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).

    Исследование  проводилось на базе МДОУ ЦРР № 43 «Золотой петушок» г. Ессентуки. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и 10 детей с нарушениями речи (ОНР III уровня).

    Исследование  проводилось в три этапа.

    Первый  этап – изучение и анализ научно-теоретической  литературы по проблеме, формирование цели, задачи рабочей гипотезы, подбор и адаптация методик.

    Второй  этап – проведение эксперимента, цель которого – выявление особенностей внимания  у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

    Третий  этап – интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержания и приложения. Объем работы 60 страниц.  
 
 
 
 
 
 

 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 

1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 

    В настоящее время в отечественной  и зарубежной психологии существуют различные взгляды на проблему развития внимания.

    Описательная  характеристика внимания образует исходную основу, наиболее устойчивое ядро в области общей психологии. А.Ф. Лазурский завершает обзор различных теоретических представлений о внимании следующими, актуальными и в настоящее время, словами: «Едва ли мы, однако, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся исключительно к объяснению того сложного явления, которое мы называем процессом внимания, а никак не к его описанию…» (17, С.9).

     Исследования  внимания начались уже на этапе становления  научной психологии, а в определённом смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения Г.Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера подготовили почву и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания. Одно из самых ранних исследований В.Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения. Благодаря его работам исследование внимания длительное время, вплоть до двадцатых годов прошлого столетия, занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.

     Э. Титченер считает открытие внимания одним из главных достижений научной  психологии. Под открытием он подразумевает чёткую формулировку проблемы внимания, признание её особого статуса и фундаментальной важности (25).

     Трудности, с которыми сталкивалась психология внимания, объясняли отсутствием  адекватных методов его исследования. Как показало дальнейшее развитие экспериментальной психологии, изучение внимания тормозило не столько бедность чисто методических средств, сколько узость и односторонность общепсихологических концепций, лежащих в основе его исследований.

     Психология  сознания поставила проблему внимания, но к окончательному и общепризнанному её решению не пришла. В работах В.Вундта, У. Джеймса, Э. Титчнера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы его экспериментального исследования. Каждая их множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно(16).  

     Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные  подходы к пониманию природы  внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

  1. Внимание как результат двигательного приспособления.
  2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. 
    Внимание как результат эмоции.
  3. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.
  4. Внимание как особая активная способность духа.
  5. Внимание как усиление нервной раздражительности.
  6. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания- преобладание одного представления над другими — тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания (29).

     Среди теорий внимания широкую известность  также приобрела теория Т.Рибо, который  считал, что внимание всегда связано  с эмоциями и вызывается ими. (17)

     Кроме того, Т.Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменения физического и физиологического состояния организма. При этом особую роль в объяснении природы внимания Pибо отводил движениям. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания исследователь связывал с мышечной усталостью (22).

     Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

     Кроме теории Т. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к  исследованию природы внимания. Например, Д.Н.Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией (17).

Информация о работе Особенности детей с нарушением речи