Нейролингвистическое программирование. Управление индивидуальным и групповым поведением в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями совместной деятельности, особенностями организации и страны, в которых он работает. В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными особенностями, изменяются. Личности оказывают влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп. Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой работой.
Цель данной работы – рассмотреть проблемы и эффективность управления поведением людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………...2
1. Нейролингвистическое программирование……………….………….4
1.1 Что такое НЛП…………….………………………………………..4
1.2 Принципы НЛП……..………………………………………….…...5
1.3 Методы НЛП……….………………………………………….……7
1.4 Что дает НЛП………………………………………………….……8
1.5 Язык тела…………………………………………………………..10
2. Поведение работников в организации……….………………….…..13
2.1 Введение в организационное поведение…………………….…..13
2.2 Трудовое поведение…………………………………………........14
2.3 Категории организационного поведения…………………......…16
3. Личностный уровень поведения…………………………………..…18
3.1 Социально-демографические характеристики………….........…18
3.2 Типы личности……………………………………….…………...20
3.3 Способности работника, «Я-концепция» и показатели эффективности…………………………………………...………..22
3.4 Культура труда и трудовая мораль……………………………....25
4. Групповое поведение………………………………….……………....28
4.1 Общие особенности группы…………………………….………...28
4.2 Поведение в неформальных группах…………..………………...31
5. Анализ управления поведением сотрудников на примере конкретной организации (ООО «Стройгаз»)……………………………………...34
Заключение…………………………………………..………………...37
Список литературы…………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 168.27 Кб (Скачать файл)

 

Введение

''Слова - лишь символы  и знаки того ручья с бездонным  дном, который в нас течет во  мраке и о совсем журчит  ином'' (И. Губерман)

HЛП, нейролингвистическое  программирование - современное направление  практической и теоретической  психологии.

Нейролингвистическое программирование - это процесс моделирования уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно  двигаться к всё большему раскрытию  своего потенциала.

НЛП не претендуют на звание новой теории, которая бы более  соответствовала физической реальности, чем созданные ранее. Но если считать  принципы НЛП соответствующими действительности и в соответствии с этим поступать, то можно часто получить ожидаемый  результат. 

По сути своей НЛП - это  исследование нашего мышления, поведения  и речевых возможностей, при помощи которых мы можем выстроить набор  эффективных стратегий. Эти стратегии  могут помочь нам принять решение, построить взаимоотношения, начать свой собственный бизнес, управлять  группами людей, создавать равновесие в своей жизни.

Мы используем стратегии  во всем, что мы делаем. Но, к сожалению, чаще всего эти стратегии находятся  вне нашего сознания. Мы не осознаем, почему мы поступаем так, как мы поступаем. Это происходит на уровне подсознания, которое контролирует наше поведение  в той или иной ситуации. Оно  использует стратегии, выстроенные  в зависимости от наших стереотипов, понятий и личного опыта.

С помощью НЛП мы сможем раскрыть не только сознательные, но и  бессознательные элементы стратегий. Это позволит нам совершать то, чего мы в действительности хотим, максимально  концентрируясь на достижении поставленной цели.

НЛП – процесс моделирования  типов поведения. А каким бывает поведение? И как эффективно управлять  им в организации? Об этом вторая часть  курсовой работы.

Выделяют две категории  поведения: на личностном уровне и групповое. 

Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями  совместной деятельности, особенностями  организации и страны, в которых  он работает. В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными  особенностями, изменяются. Личности оказывают  влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп. Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой  работой.

Цель данной работы –  рассмотреть проблемы и эффективность  управления поведением людей.

 

 

 

 

 

 

 

1. Нейролингвистическое  программирование

1.1 Что такое  НЛП

Нейролингвистическое  программирование (от греч. neuron - нерв + лат. lingua - язык + греч. programma - предписание, последовательность) - направление практической психологии, возникшее в 70-е годы в США в результате междисциплинарных исследований в области лингвистики, нейрологии, физиологии, антропологии, психологии, психотерапии, философии и анализа деятельности успешных психотерапевтов (В. Сатир, М. Эриксона, Ф. Перлза и др.). К основателям НЛП относят Дж. Гриндера, Р. Бэндлера.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирования  уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов  поведения, направленных на то, чтобы  постоянно двигаться к всё большему раскрытию своего потенциала. Его также можно определить как объективный способ и язык описания субъективной реальности человека, практический инструментарий, помогающий преобразовывать опыт людей (А. А. Плигин).

В названии "Нейро" указывает, что любой способ поведения есть результат нейрологического процесса, составляющими которого, прежде всего, являются образы, звуки, чувства, запахи и вкусовые ощущения, из которых  образуется система репрезентаций  реальности или субъективная модель мира. Нейро - это уклад нашего мышления, его характер. Наше мировоззрение, наши стереотипы, возникшие из контакта с окружающей нас средой и окружающим нас обществом. Ключ к личному и деловому успеху находится в первую очередь в нас самих, и изучение того, каким образом мы думаем, позволит нам раскрыть наши внутренние ресурсы.

"Лингвистическое" обозначает, что нервные процессы посредством  языка представляются в виде  моделей, упорядочиваются и приобретают  форму некой последовательности.

"Программирование" относится  к процессу особого порядка  организации компонентов системы  для получения определенных результатов  поведения. При этом поведение  рассматривается в самом широком  контексте, например, это может  быть макроповедение (улыбка, бросание  мяча, бег, изучение физики) или  микроповедение (частота биения  сердца, темп речи, принятие решения,  визуализирование букв какого-нибудь  слова или ведение внутреннего  диалога).

По сути своей НЛП - это  исследование нашего мышления, поведения  и речевых возможностей, при помощи которых мы можем выстроить набор  эффективных стратегий. Эти стратегии  могут помочь нам принять решение, построить взаимоотношения, начать свой собственный бизнес, управлять  группами людей, создавать равновесие в своей жизни.

Мы используем стратегии  во всем, что мы делаем. Но, к сожалению, чаще всего эти стратегии находятся  вне нашего сознания. Мы не осознаем, почему мы поступаем так, как мы поступаем. Это происходит на уровне подсознания, которое контролирует наше поведение  в той или иной ситуации. Оно  использует стратегии, выстроенные  в зависимости от наших стереотипов, понятий и личного опыта.

С помощью НЛП мы сможем раскрыть не только сознательные, но и  бессознательные элементы стратегий. Это позволит нам совершать то, чего мы в действительности хотим, максимально  концентрируясь на достижении поставленной цели.

1.2 Принципы НЛП

Основной принцип НЛП: Ваша жизнь зависит только от вас.

Тезисы НЛП:

    1. Наши ментальные карты мира не представляют этот мир.

Мы реагируем на карты, а не на мир. Куда проще "переработать" ментальные карты, особенно касающиеся чувств и интерпретации, нежели изменить мир.

  1. Опыт имеет свою структуру.

Наши мысли и воспоминания имеют соответствующие им образцы. Когда мы изменяем образец или  структуру, автоматически изменяется наш опыт.

  1. Если один человек может что-то сделать, каждый может научиться этому.

Можно составить карты  ума людей, достигших успеха, и  сделать так, чтобы эти карты  стали и нашими.

  1. Люди обладают полным, необходимым им потенциалом.

Мысленные образы, внутренние голоса, чувства - это кирпичики, из которых складываются все наши умственные и физические ресурсы. Мы можем научиться  строить из них любую мысль, чувство, умение, а потом разместить их там, где они наиболее нужны.

  1. Разум и тело - элементы одной и той же системы.

Мысли воздействуют на состояние  мышц, дыхание, чувства, а те - на мысли. Изменяя одно, можно изменить другое. (Не важно, с какой половины начинать - гармония в одной приведёт к  гармонии в другой)

  1. Невозможно не общаться.

Общаемся мы постоянно, в  т.ч. бессловесно, причем слова иногда могут быть наименее существенным компонентом. Даже наши мысли являются сообщениями  для нас самих.

  1. Значением вашего сообщения является полученный вами ответ.

То, что мы говорим или  делаем, воспринимается другими при  помощи их ментальных карт мира. Если кто-то услышит иное, чем мы имели ввиду, мы сможем заметить, каким было значение сообщения для выслушивающего человека и сможем переоформить это сообщение.

  1. В каждом поведении присутствуют позитивные намерения.

Каждый травмирующий, болезненный  и даже бессмысленный поступок имеет  в своей основе позитивную цель. Можно отделять негативное поведение  от позитивных намерений и присоединять к последним более позитивное поведение.

  1. Люди всегда совершают лучший из имеющихся у них выборов.

У каждого из нас своя, неповторимая история. Мы научились, как  и что нам делать, чего и как  желать, что и как ценить, чему и как учиться. Это наш индивидуальный опыт. На его основе мы должны совершать  свой выбор, пока мы не научимся чему-то новому и лучшему.

  1. Если вам не удается то, что вы делаете, сделайте что-либо другое.

Если вы всегда делаете  то, что делали постоянно, - то вы всегда будете получать то, что получали постоянно. Если же вы хотите чего-то нового, сделайте что-либо новое.

1.3 Методы НЛП

Воздействие на себя или  на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой.

Восприятие ситуации с 4 позиций:

                        - с точки зрения себя;

       - с точки зрения своего собеседника;

                - с точки зрения постороннего наблюдателя;

       - с точки зрения всей этой системы отношений.

Взгляд постороннего наблюдателя  самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.

На этих 4 позициях построено  большинство методов НЛП. Это  основание заключается в следующих  этапах:

- видеть себя с проблемой;

- видеть себя без проблемы;

- видеть другого человека, который верит, что Вы - самый лучший;

- трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.

Можно привести пример упражнения "Метафора":

        1. Размышление о проблеме, концентрация внимания на ней.
  1. Размышление о приятном регулярном занятии, которое не составляет труда для человека. Это занятие будет для него ресурсом.
  2. Связывание проблемы и ресурса через построение аналогий.
  3. Перенос проблемы в ресурс по аналогии, поиск выхода.
  4. Перемещение решения проблемы ресурса на реальную проблему.

Упражнение реагирования на критику:

  1. Разделение себя и человека, которого критикуют (взгляд на себя с позиции наблюдателя), между этими людьми – стена.
  2. Человек представляет, что видит того другого себя, уходящего в момент критики за эту стену.
  3. Человек представляет, что его критикуют, при этом предполагается, что он ассоциирует поведение с увиденным ранее поведением другого себя.
  4. Оценивается содержание критики.
  5. Человек получает подсказки от другого себя, как реагировать на критику с точки зрения ее содержания. Если критика справедлива - "хорошо, я учту, спасибо"; если частично несправедлива - отметить несправедливые места; если несправедлива - развернуться и уйти, либо переубедить человека. Затем применяются приемы на слияние двух "Я" в одно. Человек получает способы реагирования на критику.

В результате повторения этих упражнений, как и в результате тренинга, формируется новая схема  поведения.

1.4 Что дает НЛП

НЛП не претендуют на звание новой теории, которая бы более  соответствовала физической реальности, чем созданные ранее. Но если считать  принципы НЛП соответствующими действительности и в соответствии с этим поступать, то можно часто получить ожидаемый  результат.

НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на информатике  и компьютерном программировании - однако еще более тщательно укорененное  в наблюдении живого человеческого  опыта. Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосредственно собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.

Нейролингвистическое программирование изучает то, как устроено наше мышление, речь и поведение. Это способ кодирования и воспроизведения определенных результатов, позволяющих нам последовательно, быстро и действенно добиваться наших целей в бизнесе и в жизни в целом. Иными словами, с его помощью можно добиваться желаемого (и даже большего), больше узнавать и, главное, стать таким, каким хочешь. Эффективные приемы общения в духе НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими. При этом активизируются те умственные способности («нейро »), о существовании которых мы даже не подозревали. Кроме того, НЛП помогает совершенно особым образом использовать язык (« лингвистическое») для достижения своих целей. Наконец, благодаря ему, можно научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами («программирование»).

Информация о работе Нейролингвистическое программирование. Управление индивидуальным и групповым поведением в организации