Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 05:58, курсовая работа
Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями совместной деятельности, особенностями организации и страны, в которых он работает. В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными особенностями, изменяются. Личности оказывают влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп. Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой работой.
Цель данной работы – рассмотреть проблемы и эффективность управления поведением людей.
Введение………………………………………………………………...2
1. Нейролингвистическое программирование……………….………….4
1.1 Что такое НЛП…………….………………………………………..4
1.2 Принципы НЛП……..………………………………………….…...5
1.3 Методы НЛП……….………………………………………….……7
1.4 Что дает НЛП………………………………………………….……8
1.5 Язык тела…………………………………………………………..10
2. Поведение работников в организации……….………………….…..13
2.1 Введение в организационное поведение…………………….…..13
2.2 Трудовое поведение…………………………………………........14
2.3 Категории организационного поведения…………………......…16
3. Личностный уровень поведения…………………………………..…18
3.1 Социально-демографические характеристики………….........…18
3.2 Типы личности……………………………………….…………...20
3.3 Способности работника, «Я-концепция» и показатели эффективности…………………………………………...………..22
3.4 Культура труда и трудовая мораль……………………………....25
4. Групповое поведение………………………………….……………....28
4.1 Общие особенности группы…………………………….………...28
4.2 Поведение в неформальных группах…………..………………...31
5. Анализ управления поведением сотрудников на примере конкретной организации (ООО «Стройгаз»)……………………………………...34
Заключение…………………………………………..………………...37
Список литературы…………………………………………………....
3.4 Культура труда и трудовая мораль
Культура труда и трудовая мораль являются основными факторами, оказывающими влияние на отношение работника к труду и уровень его мотивации.
К элементам высокой культуры труда относят: высокий уровень образования и квалификации работника; его дисциплинированность; исполнительность; творчество на рабочем месте и т.д. В этот перечень можно включить любые "внешние", "поведенческие" проявления со стороны работника, способствующие более высокой эффективности труда.
Неотъемлемой частью высокой культуры труда является нравственная культура работника - знание и соблюдение этикета, норм и правил поведения, хороших манер.
Однако в основе высокой культуры труда лежит "внутренняя" составляющая - трудовая мораль.
Трудовая мораль - комплекс "внутренних" нравственных установлений и общезначимых предписаний, которым должны безусловно следовать отдельный человек, рабочая группа или коллектив в своем отношении к труду и его результатам. Трудовая мораль выражается в утверждениях общественного мнения, заповедях и нормах, оказывающих регулирующее влияние на мотивацию трудового поведения, направленность и эффективность реализации личного фактора труда.
Современный цивилизованный рынок Запада выработал свои нравственные ценности. Полагается, что рынок - это механизм превращения личного эгоистического интереса человека в общественное благо, и это отражается на всем поведении человека, определяет его нравственные нормы.
Особенно интересен в этом отношении опыт японских фирм, где уделяется большое внимание формированию высокой трудовой морали. Считается, что трудовая мораль определяется двумя компонентами: желанием работать и чувством принадлежности к организации. Когда сотрудник испытывает только желание выполнять работу, всегда сохраняется вероятность того, что он будет искать для себя лучшее место и условия труда. В этом случае мораль может быть недостаточно высока. Но если обе составляющие морали достаточно высоки, то работники привержены своей фирме даже в том случае, если она переживает трудные времена.
Индивид исполняет определенные
роли, как в процессе труда, так
и вне рабочей среды. Например,
один и тот же человек исполняет
на работе роль сотрудника, в семье
– роль одного из родителей, и множество
других общественных ролей. Если восприятие
индивидом своей роли не совпадает
с представлениями или
Статус определяет положение
человека по отношению к другим участникам
группы, и изменение статуса является
важным событием для большинства
людей. На основе социального статуса
личности формируются системы ее
социальных ролей и ценностных ориентаций.
Статус, роли и ценностные ориентации,
образуя первичный класс
Менеджеры должны иметь в
виду, что различия в статусе существуют
и ими необходимо управлять. Именно
организация наделяет сотрудника статусом,
и она же распоряжается его
рангом. Источники статуса
4. Групповое поведение
4.1 Общие особенности группы
Следующий аналитический
уровень — это контактные группы
(где люди общаются «лицом к лицу»).
Все виды групп можно классифицировать
по определенным составляющим. По размеру
группы делятся на большие и малые;
по сфере совместной деятельности на
управленческие и производственные;
по уровню развития на высоко- и слаборазвитые;
по реальности существования на реальные
и условные; по принципу создания и
характеру межличностных
В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными особенностями, изменяются. Личности оказывают влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп. Группы и команды являются центральными элементами координации и контроля организационных процессов. Они важны как в формальных, так и в неформальных организационных структурах. Руководство может, как поощрять, так и препятствовать формированию групп и команд в зависимости от обстановки, восприятия и политики организации.
Некоторые группы, в зависимости от поставленной перед ними цели, оказываются недолговечными. Когда миссия выполнена или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать влияние на своих членов или даже на внешнее окружение.
Персонал, входящий в группу,
обладает рядом специфических
- плотное взаимодействие;
- осознание себя членами группы;
- определение их другими людьми как членов группы;
- наличие общих норм при рассмотрении групповых интересов;
- ощущение полезности группы;
- преследование общих целей;
- коллективное восприятие внутреннего единства.
Факторы, определяющие эффективность групп:
Существует деление ролей в команде на две группы: целевые и поддерживающие.
Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать и выполнять основные командные задачи. Деятельность людей, играющих целевые роли, направлена непосредственно на достижение целей группы.
Поддерживающие роли направлены на поддержку функционирования группы. Данные роли могут сочетаться с другими функциями. Они зависят от особенностей команды. Эти особенности заключаются и в характере управляемого объекта, и национальных особенностях команды менеджера.
Ориентация членов группы на задачу или на себя. Существуют виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. Примерами поведения, ориентированного на себя могут быть «жесткие» поведенческие ответы (психологическая борьба, захват контроля за ситуацией, сопротивление авторитету лидера) и задержанные поведенческие ответы (пассивность, безразличие, чрезмерная рационализация).
Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой работой.
Члены группы, ориентированной на выполнение определенных задач, работают в определенном контексте, как группы, так и самих себя. Это не означает, что группа и личность - соперники, однако временами они могут обладать конкурирующими ориентациями, а временами - комплиментарными. В каждой ситуации необходимо определять приемлемый баланс между ними.
В каждой формальной организации существуют неформальные группы, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Неформальная группа представляет собой совокупность личных и социальных отношений, никак не определяемых формальной организацией, а возникающих спонтанно как результат взаимодействий сотрудников. Они организованы так же, как и формальные организации - у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших организациях имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Неформальная организация скорее является реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.
Если в организации существует неформальная группа, то ее члены: имеют общую мотивацию; воспринимают группу как единый союз взаимодействия; в разной степени участвуют в групповых процессах; достигают согласия и выявляют разногласия. Групповой эффект может иметь не только очевидные позитивные последствия, но и негативные последствия, которые необходимо учитывать.
Объединение людей в группы вносит существенные коррективы в их личностное поведение. Индивидуумы, поставленные в определенные организационные ситуации, обязательно ведут себя иначе, чем, если бы они находились вне организации.
Это, прежде всего, связано с тем, что организационная система сама начинает оказывать на людей сильное воздействие, которое изменяет и переориентирует тенденции их поведения. Группа навязывает им некоторые нормы поведения, корректирует индивидуальную деятельность. Человек должен считаться с существующими в группе нормами поведения, правилами, традициями, обычаями, установками, а также с коллективной волей.
В процессе неофициальных отношений люди руководствуются сознательно или подсознательно различными мотивами: самолюбие, тщеславие, непосредственность, сдержанность.
Современный менеджмент, в
своем основном значении, выступает
не столько в качестве науки и
практики управления, организации управления
компании, процесса принятия решений
и их реализации, сколько искусством
управления людьми. Каждый человек
индивидуален. К каждому нужен
особый, свой собственный подход, если
менеджер хочет, чтобы данный работник
раскрыл весь свой потенциал. Результаты
работы подчиненных во многом предопределяются
характером отношений с руководителем.
Менеджер - лицо, наделенное большими полномочиями
и ответственностью. Но вместе со своим
статусом и положением в коллективе
он должен приобрести авторитет, стать
подлинным лидером. Для этого
важно найти правильный стиль
общения и руководства, под которым
понимается привычная манера поведения
менеджера в отношениях с подчиненными
для оказания на них воздействия,
побуждения их к активной деятельности.
Каждый менеджер должен быть индивидуальной
личностью и выработать свой собственный
стиль руководства. В условиях рынка
авторитарный стиль неэффективен. Демократизм
в управлении существенно повышает
заинтересованность коллектива в конечном
результате работы, мобилизует энергию
людей, создает благоприятную