Нейролингвистическое программирование. Управление индивидуальным и групповым поведением в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями совместной деятельности, особенностями организации и страны, в которых он работает. В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными особенностями, изменяются. Личности оказывают влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп. Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой работой.
Цель данной работы – рассмотреть проблемы и эффективность управления поведением людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………...2
1. Нейролингвистическое программирование……………….………….4
1.1 Что такое НЛП…………….………………………………………..4
1.2 Принципы НЛП……..………………………………………….…...5
1.3 Методы НЛП……….………………………………………….……7
1.4 Что дает НЛП………………………………………………….……8
1.5 Язык тела…………………………………………………………..10
2. Поведение работников в организации……….………………….…..13
2.1 Введение в организационное поведение…………………….…..13
2.2 Трудовое поведение…………………………………………........14
2.3 Категории организационного поведения…………………......…16
3. Личностный уровень поведения…………………………………..…18
3.1 Социально-демографические характеристики………….........…18
3.2 Типы личности……………………………………….…………...20
3.3 Способности работника, «Я-концепция» и показатели эффективности…………………………………………...………..22
3.4 Культура труда и трудовая мораль……………………………....25
4. Групповое поведение………………………………….……………....28
4.1 Общие особенности группы…………………………….………...28
4.2 Поведение в неформальных группах…………..………………...31
5. Анализ управления поведением сотрудников на примере конкретной организации (ООО «Стройгаз»)……………………………………...34
Заключение…………………………………………..………………...37
Список литературы…………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 168.27 Кб (Скачать файл)

Такой уровень самоконтроля приносит уверенность в себе и  повышает уровень самооценки. Он также  способствует личным достижениям, успеху во взаимоотношениях и в саморазвитии. Более того, теория и практика НЛП  помогают творчески, изобретательно решать возникающие в жизни проблемы и сложности.

НЛП уделяет практике, то есть умению, больше внимания, чем теории - пониманию. Как правило, новички в НЛП замечают, что суть технических приемов открывается лишь тогда, когда их применяют на практике. Немалая доля начинающих практиков переживает значительные внутренние перемены, которые затем отражаются на отношениях с другими людьми и внешних обстоятельствах в целом.

 Подводя итог, можно  сказать, что теория и практика  НЛП помогают:

- установить личные взаимоотношения и их улучшить;

-  развить дар убеждения;

-  перейти к позитивному мировосприятию;

-  повысить уровень самооценки;

-  преодолеть последствия негативных переживаний прошлого;

- сосредоточиться на намеченных целях и направить все силы на их достижение;

- действовать с максимальной производительностью;

- управлять своими ощущениями;

-  избавиться от нежелательных привычек;

-  верить в свои силы в любых начинаниях;

-  добиваться того, что прежде казалось невозможным;

-  достигать взаимопонимания с клиентами, заказчиками и коллегами;

- творчески решать возникающие проблемы

-  получать удовольствие от того, что прежде вызывало страх;

- эффективнее распоряжаться своим временем;

-  выработать в себе те качества, которые восхищают вас в других;

- получать от жизни больше удовольствия.

1.5  Язык тела

Успех приходит изнутри. Наш  успех зависит от нашей способности  добиваться совершенства во всем, что  мы делаем. НЛП позволяет кодировать мастерство и улучшать его так, чтобы вы могли точно определить, что является действительно эффективным для вас, в вашем окружении и с вашими навыками.

Существует несколько  типов мышления:

  • Зрительный (визуальный);
  • Слуховой (акустический);
  • Тактильный (кинетический).

Каждый человек воспринимает мир по-своему. Для кого-то это  образы, которые возникают у него в голове, для кого-то звуки или  же ощущения, которые соответствуют  сигналам от рецепторов нашего организма.

К примеру, результат встречи  может быть:

  • Зрительный. Отображение всех согласованных действий на доске, с указанием имен и фамилий ответственных лиц напротив каждого из действий.
  • Слуховой. Люди, разговаривающие друг с другом сразу после совещания и говорящие что-то вроде: "Это было действительно полезно. Теперь я знаю, что должен дальше делать".
  • Тактильный. Воспоминания о том, как участники встречи пожимали друг другу руки, и ощущение тепла и удовлетворенности встречей.

Ключ к тому - это движения наших глаз.

Глаза указывают на то, как  мы думаем. Многие менеджеры подозрительно  относятся к некоторым кандидатам на вакансию из-за того, что те во время  собеседования прерывают зрительный контакт.

Движение наших глаз:

  1. Глаза смотрят вверх и влево - зрительное восприятие. Именно так мы смотрим, когда вспоминаем виденные ранее образы, например лицо нашего партнера, место, где провели отпуск, рабочее место, что мы делали вчера.
  2. Глаза смотрят вверх и вправо - зрительное конструирование. Так мы смотрим, когда конструируем образы, которых никогда в жизни не видели, например: мы сами в том месте, где не были, но мечтаем побывать, наш будущий бизнес.
  3. Глаза направлены прямо вперед, взгляд не сфокусирован - зрительный процесс. Ключом к тому, воспоминание это или конструирование, может быть распределение веса тела: если тело сдвинуто влево, то имеет место воспоминание, если вправо - конструирование.
  4. Глаза направлены в сторону влево - слуховое воспоминание. Так мы смотрим, когда вспоминаем звуки, слышанные ранее, например: любимую мелодию, голос нашего друга.
  5. Глаза смотрят в сторону и вправо - слуховое конструирование. В этом направлении мы смотрим, когда создаем звук, который никогда раньше не слышали, например: наш знакомый говорит нехарактерным для себя голосом.
  6. Глаза опущены вниз и влево - внутренний диалог. Так мы смотрим, когда ведем внутреннюю беседу с собой или задаем себе вопросы.
  7. Глаза опущены вниз и вправо - ощущения и эмоции. Когда мы переживаем какие-либо чувства, то смотрим именно в этом направлении.

Язык тела не может лгать - и это один из доводов в пользу того, насколько важно понимать, какая информация передается этим способом. Язык тела - все аспекты нашего поведения, за исключением слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Поведение работников организации

2.1 Введение в организационное поведение

Организационное поведение  – это наука, изучающая поведение людей в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Иными словами, поведение в организации - это наука о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.

Центральное место при изучении дисциплины занимают такие вопросы, как способности и личностные качества работников, их удовлетворенность и отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, управление изменениями в организации и ее развитие.

Поведение в организации тесно взаимосвязано с такими дисциплинами, как психология (которая изучает основы поведения личности), социология (предметом которой является социальная система, в которой индивид осуществляет свою социальную роль), социальная психология (которая изучает непосредственное влияние людей друг на друга), мотивация трудовой деятельности, экономика, история и философия.

В основу организационного поведения положено использование социально-психологических методов управления.

 Социальное воздействие осуществляется путем целенаправленного формирования персонала организации; морального стимулирования работников; использования методов управления индивидуальным поведением; осуществления коллективной деятельности работников и использования их социальной активности.

Психологическое воздействие  базируется на использовании методов психологического побуждения (мотивации); учете индивидуальных особенностей работников (темперамент, характер, способности, направленность личности, потребности человека); психологических аспектах деятельности человека (внимание, эмоции, воля, речь, умения и навыки).

Поэтому при изучении организационного поведения  используются такие методы, как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), сбор фиксированной информации (изучение документов), наблюдения и эксперименты. 

2.2 Трудовое поведение

Под трудовым поведением понимают поведение работников в процессе трудовой деятельности в рамках конкретной организации и характерных для нее условий.

Типология трудового поведения  рассматривает его характерные  виды, указывающие на те или иные особенности деятельности работников в рамках исполнения своих служебных обязанностей.

Часто при анализе приходится делать вывод о наличии одновременно нескольких типов поведения. Однако если удается выделить доминанту, преобладающую  форму поведения, тогда легче  выявить его причины и подобрать  метод воздействия на работника.

В организационном поведении  выделяются следующие основные виды трудового поведения:

    1. По отношению к достижению организационных целей:

- Конструктивное поведение - поведение, направленное на более эффективное достижение организационных целей.

- Деструктивное поведение - поведение, препятствующее достижению организационных целей.

- Нейтральное поведение - поведение работников, не оказывающее какого-либо существенного воздействия на достижение организационных целей.

    1. По отношению к выполнению принятых в организации норм и правил: 

- Нормативное поведение - поведение, соответствующее принятым в организации нормам и правилам.

- Ненормативное поведение - поведение, не соответствующее принятым в организации нормам и правилам.

Социолог Б.И. Курашвили  выделил 4 типа работников, в зависимости от типа поведения (См. Табл.1)

Таблица 1. Типы работников и формы их трудового поведения

Тип работника

Процент

Степень мотивации  к труду

Форма поведения

Супернормативный. Исключительно  добросовестный

5 %

Идеальная мотивация и  стимулирование

Инновационное, экономическое, стратификационное

Нормативный. Достаточно добросовестный

60 %

Достаточная мотивация и  стимулирование

Экономическое, организационное

Субнормативный, недостаточно добросовестный

30%

Мотивы неясные, стимулы  неадекватные

Характерологическое, деструктивные  формы

Ненормативный, недобросовестный

5%

Мотивы неясные, стимулов нет

То же


 

-  Инновационное поведение - направленное на внедрение инноваций. Людям с инновационным поведением часто приходят в голову нестандартные решения, они постоянно ищут пути улучшения ситуации. На таких работниках держится прогресс и будущее организации. Ценность таких людей высока, однако потенциал непредсказуем.

- Инициативное поведение - направленное на проявление инициативы. Целесообразность и конструктивность подобного вида поведения зависит от особенностей организации, структурного подразделения, конкретного рабочего места, где занят работник.

-  Исполнительское поведение - направленное на исполнение исходящих сверху указаний, подразумевающее высокую степень дисциплины и соответствие принятым нормам.

- Адаптационное поведение - специфический вид поведения, направленный на максимально скорую адаптацию к изменениям условий внешней среды.

-  Экономическое поведение - направленное на повышение экономической эффективности, то есть на получение максимального результата при снижении затрат.

-  Стратификационное поведение - направленное на поддержание различий между стратами (иерархическими уровнями) в организации. Данный вид поведения обычно проявляется в подчинении руководству и уважению к нему.

- Ролевое поведение - обусловленное выполнением требований определенной социальной роли (ролей).

- Коммуникативное поведение - направленное на осуществление коммуникаций, общение, взаимодействие между людьми.

- Манипуционное поведение - направленное на манипуляции, или получение от других людей желаемых форм поведения, без их внутреннего согласия. Деструктивность такого поведения проявляется в ухудшении социально-психологического климата, снижении уровня сплоченности.

-  Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) - поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм.

- Делинквентное поведение (от фр. delinquent - преступник) - разновидность девиантного поведения. Основные виды - преступность и уголовно ненаказуемое аморальное поведение.

2.3 Категории организационного поведения

Поведение людей в организации  не случайно. Эффективность функционирования организации во многом определяется поведением сотрудников и культурой  организации. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников  в организации можно объяснить  и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном.

Индивид - отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия труда, знаковые системы в процессе труда и способный влиять на свое поведение.

Группа - союз двух и более индивидов, объединившихся вместе ради достижения определенных целей.

Организация - тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей и характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством, либо приемом.

Информация о работе Нейролингвистическое программирование. Управление индивидуальным и групповым поведением в организации