Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 05:58, курсовая работа
Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями совместной деятельности, особенностями организации и страны, в которых он работает. В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными особенностями, изменяются. Личности оказывают влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп. Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой работой.
Цель данной работы – рассмотреть проблемы и эффективность управления поведением людей.
Введение………………………………………………………………...2
1. Нейролингвистическое программирование……………….………….4
1.1 Что такое НЛП…………….………………………………………..4
1.2 Принципы НЛП……..………………………………………….…...5
1.3 Методы НЛП……….………………………………………….……7
1.4 Что дает НЛП………………………………………………….……8
1.5 Язык тела…………………………………………………………..10
2. Поведение работников в организации……….………………….…..13
2.1 Введение в организационное поведение…………………….…..13
2.2 Трудовое поведение…………………………………………........14
2.3 Категории организационного поведения…………………......…16
3. Личностный уровень поведения…………………………………..…18
3.1 Социально-демографические характеристики………….........…18
3.2 Типы личности……………………………………….…………...20
3.3 Способности работника, «Я-концепция» и показатели эффективности…………………………………………...………..22
3.4 Культура труда и трудовая мораль……………………………....25
4. Групповое поведение………………………………….……………....28
4.1 Общие особенности группы…………………………….………...28
4.2 Поведение в неформальных группах…………..………………...31
5. Анализ управления поведением сотрудников на примере конкретной организации (ООО «Стройгаз»)……………………………………...34
Заключение…………………………………………..………………...37
Список литературы…………………………………………………....
К основным вопросам поведения в организации, связанным с индивидом, относят: особенности трудового поведения индивидов; влияние на индивидуальное поведение особенностей и характеристик индивида; социально-демографические особенности работников и их влияние на показатели эффективности; способности работников, типы личности и предпочтительные сферы деятельности; мотивация работников.
С групповым уровнем поведения связано рассмотрение следующих вопросов: формирование группового поведение; построение эффективных рабочих команд; лидерство и власть в организации; коммуникативное поведение; конфликты и переговоры.
Уровень организационного поведения раскрывается в таких вопросах как система управления поведением в организации; управление стрессами; поведенческий маркетинг; управление поведением в условиях инноваций.
Основными элементами
отношений внутри организации
являются общение и
Общение и деятельность объединяются
единым понятием - поведение, которое
подразделяется на отдельные составляющие:
деятельность, действия, реакции, поступки.
В современной науке
3. Личностный уровень поведения
3.1 Социально-демографические характеристики индивидов
Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями совместной деятельности, особенностями организации и страны, в которых он работает.
Рассматривая влияние
социально-демографических
К основным социально-демографическим характеристикам работников относят:
В физическом труде у мужчин
более высокая
В то же время исследования показали, что
женщины более законопослушны, а мужчины
более агрессивны и более нацелены на
успех. Таким образом, нарушений дисциплины
среди женщин наблюдается меньше.
Также практика кадровых служб показывает
более высокий уровень текучести среди
мужчин. Этот факт объясняется с одной
стороны - более высоким уровнем притязаний
со стороны мужчин; с другой стороны - "традиционными"
социальными ролями мужчин и женщин (мужчина
- добытчик, обеспечивающий семью, женщина
- мать и воспитательница детей).
Семейное положение, особенно при наличии детей, либо иждивенцев сказывается на чувстве социальной ответственности работников, что делает их более стабильными, заставляет принимать более взвешенные решения по поводу увольнения и трудоустройству. Прямого влияния на производительность труда семейное положение не оказывает, однако, накладывает ограничение на возможность продолжительных командировок и работы вахтовым методом. Некоторые факты свидетельствуют о том, что работники, состоящие в браке, меньше пропускают работу, реже увольняются, и более удовлетворены своим трудом, чем их холостые коллеги. При этом нельзя забывать, что наличие противоречий "семья-работа" может сказаться на удовлетворенности трудом и отрицательно. К таким противоречиям можно отнести и ситуацию, когда работа привлекательна и интересна, но заработной платы не хватает, чтобы обеспечивать семью.
Со стажем производительность
труда несколько возрастает при
условии удовлетворенности
3.2 Типы личности
Попытки классификации людей по их типу личности предпринимаются со времен Гиппократа. В настоящее время наибольшее распространение получили типология Г.Айзенка (4 типа); психоаналитическая типология (5 типов); типология К. Г. Юнга (16 типов); соционическая типология А. Аугустинавичуте (16 типов - модифицированная типология К.Г.Юнга).
Рассмотрим типологию Г.Айзенка, где выделяются 4 типа на основании двух шкал: "экстраверсия-интроверсия" и "нейротизм-стабильность".
Шкала "экстраверсия - интроверсия" подразделяет людей на экстравертов ("обращенных наружу") и интровертов ("обращенных в себя").
Экстраверты требуют постоянной стимуляции от внешней среды, они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены, готовы к быстрым реакциям; для них характерна раскованность поведения, оптимистичность, веселость, вспыльчивость и агрессивность, поверхностность в восприятии людей и явлений.
Интроверты, наоборот, стимулы для жизненной активности черпают изнутри, живут своим богатым внутренним миром. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержанны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, но с немногими, избегают шумных компаний.
Шкала "нейротизм-стабильность" подразделяет людей на эмоционально тревожных (нестабильных) и устойчивых (стабильных).
Эмоциональная нестабильность
характеризуется постоянным эмоциональным
напряжением, переживанием личной угрозы,
повышенной чувствительностью к
неудачам и ошибкам, самообвинениями,
стремлением к
Эмоциональная стабильность характеризуется противоположными чертами - уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать переживаниям других.
Крайние значения любого свойства у человека редки, чаще представлены в той или иной пропорции.
Сочетание двух указанных шкал дает 4 типа (см. рис.1):
- меланхолик (нестабильный интроверт);
- холерик (нестабильный экстраверт);
- флегматик (стабильный интроверт);
- сангвиник (стабильный экстраверт).
Разные характеристики типов личности определяют предпочтительные для них сферы деятельности. Так, для экстравертных типов больше подходит деятельность, связанная с реагированием на объекты внешнего мира, коммуникациями, общением. Для интровертов больше подходит индивидуальная работа с меньшим количеством контактов с другими людьми, но связанная с аналитикой, принятием решений. Нестабильные типы лучше справляются с работой, которая требует высокой скорости протекания психических процессов, мгновенной мобилизации. Стабильные типы хорошо справляются с работой, требующей внимания, усидчивости, долговременных усилий, стрессоустойчивости.
Следует помнить, что ярко выраженные типы встречаются крайне редко, поэтому принимать решения о предпочтительных сферах деятельности и профпригодности на основании одной только типологии нельзя, тем более что заложенные в нее качества подвержены корректировке и тренировке.
Рис 1. Типология Г.Айзенка
3.3 Способности работника, «Я-концепция» и показатели эффективности
Способности работника - возможность выполнить различные задачи в процессе трудовой деятельности. Способности индивида складываются из 2-х составляющих: интеллектуальной и физической. Кроме этого способности разделяют на врожденные и приобретенные.
Физические способности - важны для выполнения менее квалифицированной работы. Хотя крепкое здоровье способствует высоким результатам в любом виде деятельности.
Существует масса тестов,
с помощью которых
Разные виды работ предъявляют разные
требования к способностям работников,
что проявляется в их профпригодности.
Профпригодность - способности работника, позволяющие эффективно осуществлять трудовую деятельность в рамках какой-либо профессии. Они базируется на: знаниях, навыках и умениях.
Соотношение способностей работника с требованиями конкретной профессии оказывает влияние на показатели эффективности поведения. (см. Табл.2)
Таблица 2. Способности работника и показатели трудового поведения
Соотношение способностей и требований рабочего места |
Характеристика
показателей трудового |
Способности работника ниже, чем требования рабочего места |
Все показатели невысокие |
Способности работника выше, чем требования рабочего места |
-Производительность высокая; -Текучесть кадров высокая; -Высокие адаптивность, потенциал для развития |
Способности работника примерно
соответствуют требованиям |
- Производительность высокая; -Удовлетворенность трудом высокая; -Текучесть кадров низкая; -Низкие адаптивность, потенциал для развития |
По мнению американского
психолога Карла Роджерса (1902-1987)
фундаментальным компонентом
На основе "Я-концепции" происходит саморегуляция поведения человека.
Помимо концепции реального "Я" существует концепция идеального "Я" как цель, в направлении которой человек хотел бы развиваться.
На основе "Я-концепции" формируются самооценка личности, а также установки "хочу", "могу" и "стремлюсь". Они определяют восприятие индивида, его оценочные суждения о себе и окружающем мире, формы поведения.
Порой "Я-концепция" не совпадает с представлением об идеальном "Я". Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между "Я-концепцией", с одной стороны, и идеальным "Я" - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию. С другой стороны этот диссонанс является движущей силой изменения личности и может быть использована для оценки потенциала развития, что крайне важно при найме руководителей и должностей, предполагающих карьерный рост.
Стабильность "Я-образа" является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих, как он думает, его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям. Например, если индивид оценивает объективно свои способности, и в процессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки коллегой он правильно отреагирует и воспримет замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием.
В человеческом сознании заложены
психологические механизмы