Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 03:59, курсовая работа
Целью дипломной работы является:
1) выявить возможности развития эмоциональной сферы детей в учебной и неучебной деятельности; 2) спланировать систему работы психолога, направленную на развитие эмоциональной сферы подростков в учебной и неучебной деятельности.
Задачи:
1) изучить степень раскрытия данной проблемы в психолого-педагогической литературе; 2) рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы подростков;
3) проанализировать систему взаимодействия между учителем и учениками на уроке и во внеурочное время; 4) разработать методические рекомендации педагогам-психологам по развитию эмоциональной сферы подростков.
Чаще всего стрессы вызывают страхи. Можно выделить следующие, самые типичные группы страхов, испытывая которые подросток подвергается воздействию стресса:[34, с. 23-28]
1)страхи за свое здоровье (страхи болезни, увечья, смерти);
2)страхи за свою семью (страхи потерять близких, за здоровье близких);
3)страхи за свою личность
(страх потерять свое «я», смысл
жизни, не реализовать свои
4)страхи социальные (страх потерять друзей, приобрести врагов).
Эти и многие другие страхи ведут к активизации и перегрузке нервной системы, и как следствие возникает стресс.
Но как большинство болезней, стресс можно «вылечить». Способность противостоять стрессу, справиться с ним достаточно быстро – основное условие сохранение психического и физического здоровья. Если же не справляться со стрессом, то у человека возникнут психические нарушения, которые приведут к болезни или, по крайней мере, не позволят чувствовать себя счастливым.
Чтобы побороть стресс, подростки должны:
1)Воспринимать жизнь такой, какая она есть.
Не усложнять и не преувеличивать оценку событий. Не искать в действиях окружающих подвоха.
2)Не прогнозировать собственные несчастья.
Некоторые люди склонны представлять себя постоянной жертвой, формируя этакий «комплекс неудачника». Как выяснили психологи, если постоянно бояться и ждать неудач, то они настигают человека значительно быстрее и чаще.
3)Любить себя.
Это особенно важно в подростковом возрасте. Нужно принимать себя таким, каков ты есть и любить таким. Многие считают, что любить, хвалить себя несколько неэтично. Это в корне неверно. Похвала себя выражает удовлетворенность своим результатом, вызывает положительные эмоции и придает уверенность в своих силах.
4)Управлять своими чувствами, эмоциями.
Попав под влияние отрицательных эмоций, человек нередко начинает прокручивать в голове ситуации, их вызвавшие. Тем самым он поддерживает в напряжении эмоции, сопровождавшие эти ситуации и приносящие ему столько переживаний. Управление своими эмоциями основывается на на сознательном контроле.
5)Не заниматься постоянной самокритикой.
Есть люди, которые занимаются постоянно анализом своего поведения с точки зрения неудачности, неэффективности: «А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?» Эти и подобные им самоукоряющие вопросы вызывают чувство вины, что в свою очередь приводит к еще большему «самобичеванию». Человек оказывается в капкане самообвинений. Самокритика ярко проявляется в подростковом возрасте. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие себе особенности с проявлениями сверстников и взрослых. Очень часто наблюдается неудовлетворенность самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность, сильная самокритичность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния, непреодолимые, угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи и как следствие возникает стресс. Тем самым устранить напряженность (избавиться от стресса) можно, выявив конкретные причины, а это предполагает, прежде всего индивидуальный подход и всесторонний анализ деятельности подростка. [29, с. 58-65]
1.6. Развитие эмоциональной сферы подростка в учебной и неучебной деятельности.
Чувства, эмоции взаимосвязаны и составляют эмоциональную сферу подростка. В данном возрасте наряду с физическим развитием, наблюдается также развитие эмоциональной сферы личности. Воспитание этой сферы, а именно, эмоции подростков следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо формировать высшие положительные, моральные, интеллектуальные и эстетические чувства и вытеснять ими отрицательные, вредные для личности (это чувство тревоги, страха, ведущие к возникновению стрессов, неврозов и т.д.) Во-вторых, нужно формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности. Основным условием воспитания чувств является такая организация жизнедеятельности подростков, которая обеспечивала бы им возможность переживать чувства, обогащала бы и направляла их эмоциональный опыт, особенно опыт морального поведения и моральных чувств.[16, с. 73]
В подростковом периоде особенно ярко наблюдается развитие эмоциональной сферы к учебной (в процессе урока) и неучебной деятельности. Как уже было сказано, подростковый период – очень сложный этап формирования личности.
Учебная деятельность является ведущей деятельностью подростка. Это положение общепризнано. Ребенок овладевает новыми знаниями и именно это определяет его интеллектуальное развитие в период обучения в школе. Есть основания полагать, что именно в начале подросткового периода дети являются сенситивными к переходу в учебной деятельности на новый, более высокий уровень, когда для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию [7, с.43 - 46].
Диапазон эмоциональных проявлений на этом этапе весьма широк: от болезненного переживания, ущемлённости, чувства собственного достоинства до озлобленности; от эмоциональной лабильности до психомоторной расторможенности; от опасений до выраженных страхов; от апатии до стёртой депрессии и др. Внешние признаки внешних отклонений большинства подростков проявляются в замкнутости, повышенной аффективности, незаинтересованности. Если конфликтная ситуация не разрешается, то развивается хроническая эмоциональная напряжённость (стресс, невроз и т.д.). Очень важно в этот период помочь подростку справится с его страхами, не допустить возникновения конфликта с окружающими, а также возникновения эмоционального стресса, который, как правило, приводит к дезорганизации управления личностью [29, с.28 - 30].
Развитие эмоциональной сферы подростка в учебной деятельности.
Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.
Подросток, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии во время учебного процесса, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает, упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Поэтому подросток более подвержен влиянию эмоций, чем, как правило, взрослый.
Эмоциональное
возбуждение в учебно-
В учебно-воспитательном процессе учитель организует учебную деятельность, опираясь на общественные организации, поощряя самостоятельность учеников и их инициативу и внешкольные интересы свободно вливаются в школьные интересы и обогащают школьную жизнь. Подобно родителям, учитель в сознании подростка также имеет несколько функций: замена родителей; власть распоряжающаяся наказанием и поощрением; авторитетный источник знаний; старший товарищ и друг. В образе “ идеального учителя” на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества: способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, то есть в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетенция учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распорядится властью. Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда - дифференцирование оценок учителей и самих отношений к ним. Главное препятствие взаимопониманию учеников и учителей - абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности ученика. Идеальный ученик в его понимании тот кто “всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушать дисциплину на уроках”. В противоположность существует другой - ленивый, пассивный, враждебно настроенный к учителю в школе. Если “идеальный” учащийся делает его работу приятной, то “плохой” служит источником отрицательных эмоций. Соответственно учителя считают таких детей безразличными, агрессивными и даже видят в них потенциальных правонарушителей. Иногда такая оценка срабатывает как пророчество. Положение учителя- это постоянное искушение испытания властью. Дело не только в личной предвзятости в отношении к учащимся, но и во всей бюрократически организованной системе образования, где учитель является прежде всего чиновником, государственным служащим. Его главная задача - не допускать каких-либо нарушений и отклонений от официально принятых мнений. Задача учителя требует не только настойчивости, но и душевной широты, ясного сознания границ своих возможностей перед лицом индивидуальности другого человека, пусть даже самого юного - в качестве воспитанника. Для учителя нет ничего опаснее высокомерия и иллюзии собственного всемогущества. Учитель видящий в ученике только объект или продукт своей деятельности не редко усматривает в этом свидетельство своего педагогического величия или бессилия. Чем взрослее ребенок, тем больше в нем собственной независимой от старших действительности и тем в большей степени, его эмоциональное воспитание становится самовоспитанием. В подростковом возрасте отношение учителя с учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Другие формы взаимоотношений (подавление, запрещение) лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учеников отчуждение от учителя и негативизм то, что говорит любимый учитель, эмоционально воспринимается учениками совершенно по - другому, чем тот, которого они уважают. А истина в том, что любимым учителем может быть только учитель любящий. Искусству душевного контакта нельзя научится по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость самого учителя. Его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя. Проникнуть в мир подростка, в его неустойчивое эмоциональное состояние, большая трудность для учителя. А самое главное понять корни его эмоциональной настроенности. Оценить уровень его знаний и притязаний, мотивов и побуждений. Отношение между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно ровными - сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта и ассиметричность социальных ролей. Учитель нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидание ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном равенство между ними обязательно - в степени искренности. Раскрываясь на встречу ученику, получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание своего «собственного я». [16, с. 159-161]
Познавательные
потребности и учения
Учитель, как известно, стоит у истоков формирующейся личности подростка, основой которой заложены предшествующим воспитанием. Именно на его плечи ложится ответственность за эмоциональное развитие подростка. Именно учитель должен обеспечить такую обстановку на уроке (и не только), чтобы происходило гармоничное развитие личности без эмоциональных вспышек. А если они имеют место, то «грамотно» погасить их. Чтобы преодолеть или избежать возникновения стресса у ученика, педагог должен грамотно строить общения на уроке.
Положительный настрой в общении учителя с учащимися содействует высокому интеллектуальному и эмоциональному тонусу учения и повышает его эффективность. Увлечённый учитель оказывает сильное влияние на детей своей доброжелательностью, расположетельностью, он чутко ориентируется в их настроении, душевном состоянии. Такие учителя наблюдательны (кого и когда следует поддержать, как с кем общаться). Очень важен индивидуальный подход, учёт индивидуальных особенностей каждого подростка. Это последовательное отношение к ученику как к личности, имеющей свои радости и проблемы. Учитель должен понимать, что подросток нуждается во внимании. Ему нужен взрослый человек, которому он мог бы поведать свои проблемы, доверится ему. Тем самым учитель, располагая к себе подростка, может вывести его из стрессового состояния или предотвратить его возникновение. Так же учитель должен тонко чувствовать отношения в группе, вовремя предупредить эмоциональную напряжённость, переключить эмоциональный заряд на решение учебных, трудовых, общественных задач. Вот почему необходимо установить доверительные отношения с подростками и умело управлять своим обучением.
Обучение подростков должно строится с учётом того, какой психологический климат в группе и в каких отношениях подросток находится со сверстниками, какова степень его включённости в коллектив класса. Если учитель обнаруживает не желательные межличностные отношения в классе, то он обязан выявить причину стержневых конфликтов и выправить положение, сделать всё, чтобы подросток не подвергся стрессу или душевному расстройству. Особая осторожность и продуманность в общении требуется с подростками, которые переживают какие то внутриличностные конфликты и испытывают объективные или субъективные трудности. В таких случаях необходимо помочь им найти психологический выход из сложившейся ситуации. Если ситуация окажется не разрешимой, надо помочь подростку изменить к ней отношения. Поэтому отказы или не выполнение заданий учителя на уроке не должны всегда расцениваться как не желание выполнять их, не подчинение может быть вызвано другими причинами [34, с.38 - 50].
Например: Учительница спросила восьмиклассника, он встал и от волнения не мог сразу ответить, только протяжно произнес звук «ы…». У этого ученика было легкое заикание при волнении (когда-то, в детстве он был сильно напуган и очень долгое время провел в стрессовом состоянии). Учительница передразнила его и сказала: «Не ыкать надо, а отвечать». Возбужденный подросток схватил швабру и пытался бросить ее в обидчицу. В данном случае несдержанность учителя на уроке не только вызвала гнев подростка, но и отрицательную реакцию всего класса.
Учитель должен понимать, что он пример.
Иногда резкие, публичные порицания учеников на уроке не только не достигают воспитательного эффекта, но и приводят к серьезным нервно-психическим расстройствам.
Развитие эмоциональной сферы подростка в неучебной деятельности.
Неучебная деятельность занимает особое место в эмоциональной сфере подростка. В это время внешкольные интересы подростков могут быть самыми различными от занятий в каких-либо организованных внешкольных учреждениях, кружках и т.д., так и в дворовых компаниях сомнительного свойства. Потребность в общении со сверстниками также оказывает позитивное и негативное влияние на развитие эмоциональной сферы подростка.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение же подростков, по сути, является коллективно-групповым. Во - первых общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Так подавляющая часть информации по вопросам пола или сексуального развития, подросток получает от сверстников. Поэтому их отсутствие может или задержать психосексуальное развитие, или передать ему нездоровый характер. Во- вторых, это специфический вид межличностных отношений. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, статус нужно заслужить. А в обществе сверстников присутствует элемент соревновательности, которого нет в отношениях со взрослыми, и это также служит ценной жизненной школой. В-третьих это специфический вид эмоционального контакта. В сознании групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
В переходном возрасте меняются представление о содержании таких понятий как “одиночество” и “уединение”. Одиночество и неприкаянность, связанное с возрастными трудностями личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находя то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.
Информация о работе Общая характеристика эмоциональной сферы личности