Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 03:59, курсовая работа
Целью дипломной работы является:
1) выявить возможности развития эмоциональной сферы детей в учебной и неучебной деятельности; 2) спланировать систему работы психолога, направленную на развитие эмоциональной сферы подростков в учебной и неучебной деятельности.
Задачи:
1) изучить степень раскрытия данной проблемы в психолого-педагогической литературе; 2) рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы подростков;
3) проанализировать систему взаимодействия между учителем и учениками на уроке и во внеурочное время; 4) разработать методические рекомендации педагогам-психологам по развитию эмоциональной сферы подростков.
Противоположное чувству неполноценности – чувство превосходства. Это убеждённость человека в том, что он лучше других, в чём-то превосходит их.
Интеллектуальные чувства выражают отношение к процессу познания, его успешности или неспешности. Примерами таких чувств являются любопытство, любознательность, уверенность в себе, в своих силах, в правильности решения тех или иных задач, сомнение при неудаче, чувство ожидания неизведанного.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создания прекрасного. Прекрасное привлекает к себе, вызывает эстетическое наслаждение и восторг. В более общем понимании эстетические чувства отражают отношение субъекта к различным фактам и их отображению в искусстве как к прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому [3, с.80-83].
Якобсон П.М. считает [48, с37 - 53], что существует много устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и характеризующих её эмоциональную сферу. Заметное место среди них в подростковом возрасте принадлежит чувствам любви, дружбы, которые могут рассматриваться как примеры устойчивых чувств.
Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилнации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование её ненаписанному «кодексу», утверждающему необходимость взаимоотношения, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.
Серьёзные нарушения «кодекса дружбы» ведут либо к её прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в свою противоположность – вражду. Противопоставление дружбы – при всей её интимности – деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функция дружбы, закономерности её развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла, и обладает спецификой по полу. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объём совместного проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. Потребность во втором «я», вероятно, самая важная потребность в подростковом возрасте.
«Первое чувство, к которому восприимчив воспитанный юноша, - это не любовь, а дружба», - писал Руссо [40, с.257].
Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширение круга общения дружеские отношения современной молодёжи стали более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой дружбы, вроде дружбы Герцена и Огарёва, не соответствуют сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений и т.д.
Это мнение разделяют и сами молодые люди. Писатель Юрий Нагибин пишет: «Меня недавно познакомили с результатами социологического исследования, там обсуждались мои рассказы о детстве и юности, по принципу «книги читают нас». Так вот старшеклассники завидуют нашей более чем полувековой дружбе и прямо признаются, сетуют, что у многих из них нет настоящей потребности друг в друге, поэтому одних спутников меняют на других. А после школы – институт, там будет своя компания, на службе – своя-то неглубокое общение, которое связывает тебя с сегодняшними приятелями, легко завяжется с любыми другими – зачем за кого-то держаться? Такие молодые, а уже одиноки …» [24, с.2].
В основе подростковой тяги к дружбе – страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. «Счастье – это когда тебя понимают», - говорит юный герой фильма «Доживём до понедельника», и под этими словами охотно подписались бы все его сверстники. Эта потребность, тесно связана с ростом самосознания, проявляется уже у подростков, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника. Стоит отметить, что дружба иногда выступает, как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды, тревоги.
Дружба на этом этапе – «как яйцо, чувствующее свою великолепную птичью будущность уже в желтке, но представляющее внешнему миру пока всего лишь несколько невыразительным овалом, который нельзя отличить от любого другого» [23, с.47]. Чем эгоцентричнее дружба, тем вероятнее, что с возрастом в ней появятся нотки враждебности. «Несомненное число лет назад мы восхищались друг другом , а теперь мы не доверяем друг другу зная друг друга насквозь. Каждому хочется избавиться от неприятного впечатления, что когда-то он пугал другого с самим собой, и поэтому мы служим друг другу неподкупным кривым зеркалом».
Для понимания
- относительное формирование самосознания;
-расширение и дифференциация сферы общения их деятельности;
-появление новых интимных привязанностей.
В подростковом периоде дружба занимает привилегированное положение, поскольку она складывается, когда у человека нет ещё ни собственной семьи, ни профессии, ни любимого человека. Единственный «соперник» дружбы – любовь к родителям, но эти чувства лежат в разных плоскостях. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает своё привилегированное положение. Однако первая влюблённость не только не ослабляет потребности в друге, с которым можно поделится, но даже усиливает её. «Мне кажется, что я немного влюблена в С.., - пишет в дневнике девятиклассница. – И сейчас мне нужен кто-то, кому можно всё это высказать, с кем поговорить». Но как только появляется взаимная любовь, эта сфера отношений, как правило, изымается из обсуждений с друзьями. Если вначале дружба оттесняет родительское влияние, но теперь ей самой приходится потесниться, чтобы дать место новым привязанностям.
Любовь.
Любовь – одно из важнейших человеческих устойчивых чувств. Понятие «любовь» употребляется в двух значениях.
В широком значении (родовое понятие) любовь – это высшая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Такова любовь к Родине, любовь к матери и т.д. В более узком смысле (видовое понятие) любовь – это интенсивное, напряжённое и относительно устойчиво6е чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряжённости, устойчивости [35, с.366]. Имеющее глубоко интимный характер, чувство любви сопровождается ситуативно-возникающими и изменчивыми эмоциями нежности, восторга и др., поднятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или же горя. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Стоит сказать, что соотношение дружбы кажутся более или менее альтернативными. С другой стороны любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждается личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно они хотят – и имеют на это полное право – оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания.
В.А.Сухомлинский совершенно справедливо требовал: «Гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюблён. Ни малейшего намёка на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал «ощупыванием сердца железными рукавицами». Любовь должна навсегда на всю жизнь остаться для человека самым светлым интимнейшим и неприкосновенным» [45, с.223].
Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. Идеальный образ любимого, особенно у молодых неопытных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несуществующих требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака.
В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они считаются у разных людей и в разных обстоятельствах наука сказать не может.
Как мудро заметил М.Пришвин: «Любовь – это неведомая страна, и мы все плывём туда каждый на своём корабле и каждый из нас на своём корабле капитан и идёт своим собственным путём» [32, с.177].
1.4.Эмоциональные состояния
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.
Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д. В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при отдельных условиях может проявиться у самого уравновешенного человека.
Все эмоциональные состояния носят переходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями [22, с.41 - 48].
Характеристики эмоциональных состояний личности.
В жизни личности большое значение им6еют эмоциональные состояния. Среди них выделяют такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность (трудовую, учебную) человека. Это настроение, аффекты, стресс, фрустрация и страсти.
Под настроением (в широком смысле) понимается жизненный тонус человека, его отношение к жизни вообще и к своей в частности. В более старом научном смысле настроение - это устойчивые продолжительные эмоциональное состояние, представляющее собой сплав из его побуждений чувств, воли и мышечного тонуса. Настроение тесно связано с конкретными видами человеческой деятельности. Поэтому можно считать, что жизненный тонус человека складывается из тех настроений, которые появляются у него дома на работе в гостях и т.д. В свою очередь, настроение может существенно влиять на состояние человека, исполняющего конкретную деятельность (его эмоции чувства волю мышление), причём как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Как складывается настроение у человека в конкретной деятельности? Первопричиной настроения (так же как и эмоций) являются потребности и возможности их удовлетворения. От удовлетворения или неудовлетворения человеком своих потребностей зависит качество его настроения. Если человек находится в хорошем, бодром настроении, то даже значительные трудности воспринимаются им как преодолимые, выполняемая работа кажется интересной, люди – отзывчивыми и приятными. Если же настроение подавленное, то та же работа кажется скучной и не интересной, те же люди – раздражающими и плохо воспитанными, любая трудность, не преодолимой.
В педагогической деятельности то или иное настроение создаётся самим учебным процессом, отношениями, складывающимися между учителем и учениками, той манерой, в которой учитель ведёт урок.
По качеству складывающегося в школе настроения всех учеников можно разделить на три группы. Самая малочисленная группа – это дети, у которых в школе преобладает позитивное настроение. Им в школе интересно, они уверены в себе и активны. Хорошее настроение у них связано, прежде всего, с интересом к учебной деятельности. Эмоциональное состояние положительное.
Вторую по численности группу составляют ученики, которые чувствуют в школе себя плохо. Это связано с неуверенностью в своих силах и неудачами в процессе учёбы. У этих детей нет выраженного интереса к учебной деятельности, хотя они и бывают активными на некоторых уроках. Многим учащимся этой группы переживание неудачи переходит в депрессивное состояние, отсюда негативные эмоции. Самую многочисленную группу составляют учащиеся, настроение которых в школе носит переменный характер. У них может проявляться от двух до четырёх разнополюсных состояний. Так, например, состояние утомления, связанное со значительным волевым напряжением, может перейти у них в позитивные настроение (радости и веселья), а затем – проявление новой активности; позитивное эмоциональное состояние сменится недовольством собой и утомлением, состояние торжества – переживанием неудачи, а чувство удовлетворения может перейти в ощущение беспомощности. Интерес к деятельности и активность может сопровождаться эмоциональной напряженностью и вызвать фрустрацию и усталость. Пассивное отношение к учебной деятельности может чередоваться с активностью и эмоциональным возбуждением [7, с.28 - 31].
Информация о работе Общая характеристика эмоциональной сферы личности