Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 03:59, курсовая работа
Целью дипломной работы является:
1) выявить возможности развития эмоциональной сферы детей в учебной и неучебной деятельности; 2) спланировать систему работы психолога, направленную на развитие эмоциональной сферы подростков в учебной и неучебной деятельности.
Задачи:
1) изучить степень раскрытия данной проблемы в психолого-педагогической литературе; 2) рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы подростков;
3) проанализировать систему взаимодействия между учителем и учениками на уроке и во внеурочное время; 4) разработать методические рекомендации педагогам-психологам по развитию эмоциональной сферы подростков.
Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным, всегда имеет, какое-то завершение. При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние не редко разрешается в сильные вспышке – аффекте [21,с.30]. Аффект, по определению Б.Спинозы, – это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция [43, с.36-39]. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявление, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. В аффективном состоянии многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения, суживается объем сознания, оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Находящийся в состоянии человек нередко плохо осознаёт, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощенным своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение сделанного. К аффектам склонны люди с неуравновешенным процессом торможения и возбуждения. Однако чаще всего аффекты проявляются у людей не воспитанных, развязанных, не привыкших контролировать свои чувства. Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Мобилизация волевых усилий изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии в другую деятельность способствует предотвращение аффекта. Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают разные радостные события личной жизни и обстоятельства большого общественного значения. Подобные аффективные состояния следует считать нормальными явлениями, а сильные и искреннее выражение – даже необходимым и полезным для полноценного психического и физического развития человека. Медицинские наблюдения показывают, что постоянное сдерживание и торможение положительных аффектов вредно для развития личности.
Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния [15, с.21 - 44].
Стресс, по определению Субботиной Л.Ю, – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряжённой обстановкой. Величина стресса зависит от силы стрессора – фактора, вызвавшего это состояние [44, с.4 - 25].
Существуют разные подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса Г.Селье. В рамках этой теории механизм возникновения стресса объясняется следующим образом. Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм поддержания внутреннего развития и баланса. Сильные внешние раздражители (стрессоры) могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно – приспособленной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения организм пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифичное для организма возбуждение и является состоянием стресса.
Стрессоры бывают физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура окружающей среды, недостаток кислорода, сильные боли от ранений и.т.д.) и психологические (сильный страх, обида, информационная перегрузка и пр.). В качестве психологического стрессора, помимо отрицательных, могут выступать и положительные факторы, например, долгожданный успех, сопровождаемый чрезмерным радостным возбуждением. В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение и полная дезорганизация деятельности. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители. Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, особую ясность и чёткость мысли, стенические эмоции [12, с.48 - 53] .
В ходе развития стресса наблюдается три стадии:
1. Стадия тревоги. Это
самая первая стадия, возникающая
при появлении раздражителя, вызывающего
стресс. Наличие такого раздражителя
вызывает рад физических
2. Стадии сопротивления. Наступает в случае, если вызвавший стресс фактор продолжает действовать. Тогда организм защищается от стресса, расходуя «резервный» запас сил с максимальной нагрузкой на все системы организма.
3. Стадия истощения. Если
раздражитель продолжает
Очень часто у подростков стресс приобретает затяжной характер, ведущий к возникновению неврозов и необратимых изменений в организме. Столкнувшись с экстремальной ситуацией, подросток испытывает резкий рост эмоционального напряжения. Он боится что не справится с этой ситуацией, что последняя нанесет ему ущерб. В результате у подростка появляется чувство тревоги. Эмоциональное возбуждение растёт, приводя к торможению выполняемой деятельности. Всё это вызывает отрицательные эмоции, добавляет беспокойство, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку. Подросток «втягивается» в стресс. Для того чтобы повысить энергетические резервы своего организма, следует использовать «полезные» стрессоры (Приложение №1).
В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агресси и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию [37, с.245].
Крайняя неудовлетворённость, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности. Не всякое удовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, не достал билета в кино, получил выговор. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к ним с годом, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например при ограничения, часто проявляется фрустрация. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
Фрустрация может ослабевать, исчезать и усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях, как раздражительность, досада. Озлобления могут разрядиться на совершенно невинных людях: друзьях, товарищах, членах семьи.
Как подсказывают наблюдения, агрессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь увлекательного, интересного дела.
Особый вид устойчивых чувств человека образуют страсти. Внутреннее отношение людей к тому, с чем они имеют дело, и происходит в их жизни, приобретает сплошь и рядом стабильный характер, становится постоянно действующей силой. Эта сила определяет особенности того, как воспринимается, представляется и мыслится человеком волнующий его предмет, как переживает он сменяющие друг друга эмоции, аффекты, настроения. Она становится побуждением к определенным действиям и мощным тормозом для поступков, несоответствующих укоренившемуся чувству.
Таким образом, чувство оказывается включенным в ход мышления и активной деятельности человека. Как писал С.Л.Рубинштейн, «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил их направленности на единую цель..., страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении сосредоточения их на единой цели» [26, с.161].
Страсть заставляет человека упорно размышлять о предмете чувств живо и ярко, представлять себе удовлетворения, потребности, лежащих в их основе, воображать и всесторонне обдумывать действительные или только возможные препятствия и трудности на пути к этому удовлетворению. То, что не связано с господствующей страстью, кажется незначимым, отодвигается на задний план, перестает волновать и интересовать человека, порой попросту забывается. То, что связано, захватывает, волнует, привлекает внимание, запоминается.
Неудовлетворенная страсть обычно порождает сильные эмоции и даже аффектные вспышки (гнева, возмущения, отчаяния, обиды и т.д.). Но в страсть может превратиться и любое другое чувство, если она находит почву в условиях развития, и в индивидуальных особенностях. Если страсть заслуживает морального осуждения, мы говорим о низких страстях о том, что человек под влиянием страсти опустился, переродился.
1.5. Особенности эмоциональной сферы подростков.
Вступая во взаимодействия с окружающим миром, человек отражает в своем мозгу не только многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, это осуществляется в познавательном процессе, но и объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения. Так например, одни явления радуют человека, другие – печалят, одни - восхищают, другие – возмущают и т.д.
Отражение включает в себя отношение личности как действующего и познающего субъекта к объекту, который могут удовлетворять его потребности или препятствовать этому процессу. Такая сторона отражения мира в мозгу человека составляет область чувств и эмоциональную сферу личности [19, с. 27 - 30].
Особенности эмоциональной сферы накладывает отпечаток на все виды активности человека и в особенности на познавательную и творческую активность.
Отрочество – период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления своей личности. Это очень сложный период. Подросток познает себя, свое тело, свои чувства. Он в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а деятельность его оценивается окружающими строже, чем деятельность маленького ребенка. Здесь-то и выявляются различные дефекты воспитания, дефекты развития личности. В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способностью действовать в соответствии с этой оценкой: фактически это означает слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается само собой. Его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и механизмами психической деятельности человека они не входит в связь, не превращаются в мотив поступка и не ведет к каким-либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве. Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо проявляющимся в подростковом возрасте является и поверхность чувств, их быстрое угасание, а также бедность эмоциональной жизни: узость круга явлений, событий окружающего, которые способны вызвать эмоциональный отклик. Существенным дефектом для мальчиков-подростков является также и односторонняя направленность чувств на предметный мир в ущерб направленности их на сферу человеческих отношений. Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека, потому что механизм эмоций необходим для регуляции поведения и деятельности человека, и чем лучше этот механизм функционирует, тем устойчивее психическая деятельность человека, тем его поведение гармоничнее. Неслучайно дети родителей эмоционально неразвитых, неласковых могут развиваться с нарушениями психической деятельности, причем нарушения эти затрагивают не только собственно-эмоциональную сферу, но и сказываются самым непосредственным образом на всей линии поведения подростков, манере держаться, на их взаимоотношениях с другими людьми. Поведение этих подростков импульсивно, они часто испытывают внутреннюю неуверенность в себе, а это порождает в свою очередь или неуверенность в поведении, или, напротив, недостаточно понятную окружающим агрессивность, жесткость, мелочную требовательность. Очень часто у таких подростков нет друзей. В этот подростковый период очень важно умение их понять. Хотя чувство одиночества в этом возрасте не редкость, оно вызывается различными причинами. Временное переходящее состояние одиночества и сопутствующее ему грустное и подавленное настроение – нормальное явление человеческой жизни, которого никто не может избегнуть. Достаточно распространено и ситуативное одиночество, обусловленное особыми жизненными событиями (обстоятельствами): резкой переменой условий жизни и круга общения, кризисными толчками индивидуального развития (например, проявлением неудовлетворенной потребностью в любви). Каким бы острым не было это одиночество, с течением времени оно проходит, уступая место новым отношениям и эмоциональным привязанностям.[18, с. 37-38]
Другое дело – хроническое одиночество, преследующее личность постоянно и воспринимаемые, как нечто неустранимое: «Одиночество мое – судьба». Одна из главных психологических трудностей одиноких и склонных к депрессии людей заключается в том, что у некоторых из них вырабатывается склонность объяснять свои неудачи в обучении не конкретными ситуативными причинами, а своими якобы неизменными личными чертами. Эта пораженческая установка парализует попытки установления новых человеческих контактов, с учётом прошлых ошибок. Если в других сферах жизни, например в учёбе или труде, эти люди трезво оценивают свои успехи и поражения и их причины и, учась на своих ошибках, могут достигнуть высоких результатов, то в сфере обучения, где они обычно уязвимы, негативная установка превращается в самореализующийся прогноз: «У меня всё равно не получится, поэтому не стоит и пробовать, чтобы не переживать новых разочарований»[29, с.13-16].
Напряжённое состояние эмоциональной сферы подростка усугубляется и тем, что в принципе в этот период происходит значительное развитие этой сферы, и если основы ее не вполне гармоничны, то дальнейшее ее развитие выявляет новые дефекты. Растет круг явлений, к которым подростки не безразличны, растет круг интересов, и на этом фоне также более отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы.
В подростковый период ребенок очень восприимчивый, он болезненно реагирует на любое замечание, сделанное в его адрес, легко может взорваться. Частые конфликты и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физические изменения в организме подростка, сильное эмоциональное напряжение – привести к состоянию стресса. Стресс, как было сказано выше, - состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на нашем пути трудности (от мелкой проблемы типа «никак не найду себе подходящие туфли» до трагической ситуации «как пережить смерть близкого человека») вызывают в нас эмоционально бурные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов. Подростки чаще всего подвержены стрессам. Обычно у подростков наблюдается классическая картина переживания стресса и его разрядки в виде ситуативного невроза. Обычно устойчивое и длительное переживание тревоги сопровождается соответствующими признаками: отсутствием аппетита, нарушением сна, головными болями; наблюдаются и психические признаки: общая раздражительность, чувство страха, пассивность поведения - все показатели нервно-психической перегрузки, приводящей к стрессу [30, с.47 - 53].
Информация о работе Общая характеристика эмоциональной сферы личности