Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Формирование "эгоцентрической и эгоистической индивидуальности" в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром.
Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей[7,97].
Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме - хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.1. Аффективные дети
1.2. Психологическая характеристика детей с аффективным поведением
1.3. Причины появления аффективных детей
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Проведение констатирующего эксперимента
3.2. Формирующий эксперимент.
Заключение
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении.rtf

— 779.74 Кб (Скачать файл)

7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.

8.Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на наличную картину, уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитым воображением у ребенка.

9.Главный способ преодоления аффективного поведения -- индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.

 

Используемая литература

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.
  2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 1995. - №4.
  3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П.  Ребенок идет в школу. - М., 1989.
  5. Буянов М.И.  Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
  6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). - М.: Просвещение, 1979.
  7. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1979.
  8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967.
  9. Воспитание трудного ребенка (под ред. Рожкова М.И., М., 2003г.)
  10. Вайзман Н.  Реабилитационная педагогика - М.:Просвещение, 1996.
  11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков»- М., 2002г., стр.399.
  12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6.-С.34
  13. Гарбузов В.И. Нервные дети- М., 1990г.
  14. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики, М., 2002г.
  15. Гордон Л. А., Клопов Э. В.  Что это было? - М., 1989.
  16. Дети с отклонениями поведения /под ред. В.С. Мухиной-М., стр.228
  17. Дьяченко О.М., Лаврентьева  Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М., 1984.
  18. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1984.
  19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. - М., 1986.
  20. Захаров А.И.  Как предупредить отклонения в поведении детей. - М.-Просвещение, 1993.
  21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков- М., 1992г., с. 160
  22. Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под ред. Кумариной Г.Ф.,М., 2002г,с. 250
  23. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми - М.,1986, с. 160
  24. Кравцова Е.Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении- Минск, 1990, с.43
  25. Краткий психологический словарь / Под ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. - М., 1985.
  26. Крушельницкая А.В., Третьяковка Т.В. Детки с характером//Семья и школа-2000-№2 -стр. 11-13
  27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
  28. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. - 1998. - №1.
  29. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
  30. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1987.
  31. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.
  32. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Ретуш Л.А.- С-Пб., 2001г.
  33. Овчарова Р.В.  Практическая психология - М.,Т.Ц.  «Сфера», 1996
  34. Панфилова М.А.  Игратерапия общения - М., 2000.
  35. Пиаже Ж.  Избранные психологические труды - М., 1969.
  36. Немов Р.С. Психология. Т. 2. - М., 2000.
  37. Новоселова С.Л., Зворыгина  Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 1983. - №10.-С.54
  38. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Степкиной. - М.: Педагогика, 1990.
  39. Педагогический  словарь. Издательство академии педагогических наук / Под ред. И.М.Кантора.- М., 1960.
  40. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1983.
  41. Психология: Словарь / Составитель Л.А.Карпенко, под общей ред. А.В.Петровского. - М.: Политиздат, 1990.
  42. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике- М., 2002, с.227.
  43. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ под.ред.Кащенко В.П.- М.,1999, с.160.
  44. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. Запорожца А.В., Неверович Я.З.- М., 1986г.
  45. Раттерм Н. Помощь трудным детям- М., 1987
  46. Решетникова О.В. Понять - значит помочь//Школьный психолог- 2004г.- №36 -с.23
  47. Рычкова Н.А.Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрафилактика- М., 2001
  48. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
  49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
  50. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999.
  51. Рубинштейн С.Л. Избранные психологические труды.
  52. Советский энциклопедический словарь. -М., 1984.
  53. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
  54. Степанов В.Г.  Психология трудных школьников М., 1996, с. 320.
  55. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением, М., 1998г.
  56. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.
  57. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии.- С-Пб., 2001.
  58. Эльконин Д.Б. Детская психология, - М., 1960.
  59. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
  60. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии -1989  -N 4-С-36
  61. Эмоциональное здоровье Вашего ребенка (пер. с англ.- М., 1996г.)
  62. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /под ред. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И.- М., 1990г.

 

Приложение№1

 

ПРОТОКОЛ №1

Формирующего эксперимента от 20.09.2004г.

 

Ребенок: Урожаев Дима. 4 года 9 месяцев.

 

Цель: Помочь ребенку почувствовать себя сильным, сделать неуязвимым.

 

Методика Е.Кравцовой «Как помочь детям преодолеть трудности в поведении»

 

 

I этап.

 

1 стадия.

Создам доверительную обстановку: выберу наиболее спокойное место в группе. Предлагаю ребенку поиграть:

«ты хочешь со мной поиграть?»

Дима: « Да»

Предлагаю Диме сюжет игры:

«Однажды два зайчика, один большой, а другой маленький, отправились в лес. Вдруг на встречу им идет  огромный злой волк. Большой зайчик прижал уши и стал плакать. А маленький зайчик позвал на помощь свою подругу добрую Фею. Она победила злого волка.»

Дима внимательно слушал эту историю, ни о чем меня не спрашивал.

Через неделю я рассказала Диме еще одну историю.

«Однажды два мальчика пошли на речку купаться. Вдруг на встречу им вышел злой колдун. Один мальчик испугался, а другой вел себя храбро. И вдруг мальчикам на помощь пришел богатырь, который победил злого колдуна»

Я спросила у Димы.

«Какой мальчик тебе больше нравиться: храбрый или трусливый?»

Дима ответил:

«Храбрый, а еще я хочу быть богатырем».

Я думаю, что ценность этой стадии заключается в том, что ребенок видит две стороны поведения, сравнивает себя с одним из героев. Ребенок видит ситуацию со стороны и приобретает опыт. Затем я спросила:

«Что ты будешь делать, когда станешь богатырем?»

Дима: «Буду защищать людей.»

Увидев, что Дима начинает чувствовать себя всемогущим, хочет защищать слабых, побеждать зло, я решила перейти на  вторую стадию.

На второй стадии субъектом деятельности становиться ребенок. Предлагаю Диме самому найти выход из ситуации:

«Давай придумаем историю. Я начну, а ты продолжай: «Два зайчика попадают в беду…»

Дима не задумываясь ответил:

«Их съел злой волк, и зайцев больше никто не видел».

Через неделю я предложила Диме еще одну ситуацию:

«Жили-были два щенка. Они пошли гулять. И встретили страшного, злого волка…»

Дима немного подумал и ответил: «Они испугались и убежали, потому что волк хотел их съесть.»

Так как у историй трагическое окончание, я продолжила работу на 2 стадии:

«Однажды Саша никак не мог заснуть. Он долго лежал в кровати и о чем-то думал. И вдруг из-за шкафа послышался шорох…»

Дима ответил: «Саша испугался, но посмотрел кто там сидит. А это был его кот.»

Благодаря воспитателю, которая по моей просьбе рассказывала Диме сказки, в которых добро побеждает зло («Золушка»,  «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Снежная королева»). Дима постепенно начал придумывать истории с хорошим концом.

«На опушке леса жил маленький гномик. Однажды он бродил по лесу, а было уже поздно. И тут он увидел  лису…»

Дима: «Лисе было скучно. У нее не было друзей. Они подружились и стали вместе играть.»

Так как Дима стал положительно решать ситуации, я решила перейти на II этап.

 

ПРОТОКОЛ №2

Формирующего эксперимента от 15.11.2004г.

 

Ребенок: Урожаев Дима. 4 года 11 месяцев.

 

Цель: Помочь ребенку обрести уверенность в себе, сформировать внутреннюю позицию.

Методика Е.Кравцовой «Как помочь детям преодолеть трудности в поведении»

 

II этап.

 

1 стадия.

Обучаю ребенка режиссерской игре. Для этого изготавливаю экспериментальный набор кубиков.

С помощью кубиков рассказываю Диме смешные нелепицы:

«Подошел великан к светофору, взял его в руки и стал светофором чистить зубы».

Эта история вызвала у ребенка недоумение.

Через неделю я предложила Диме еще одну нелепицу:

«Пришел великан на стадион. Захотелось ему поиграть в футбол. Нашел великан лавочку и стал ею играть в футбол.»

Теперь история вызвала у Димы интерес и оживление. Дима сказал: «Этот великан смешной».

Через какой-то промежуток времени Дима сам подошел ко мне и попросил, чтобы я рассказала ему смешную историю:

«Однажды, рано утром, великан вышел на улицу, прогуляться. Проходя мимо забора великан вспомнил, что он еще не расчесывался. Он взял забор, расчесал волосы, и поставил забор на место. А затем пошел дальше.»

Эта история вызвала у Димы эмоциональный подъем, радость.

Я решила перейти на 2 стадию.

 

На 2 стадии  я продолжала обучать Диму режиссерской игре.

Я начинаю рассказ, а Дима продолжает его.

«Дима, давай придумаем рассказ. Я начну, а ты продолжай:

«Саша сказал своей сестре, что в тетради нарисовал машину. А что же было дальше?»

Дима: «Сестра поругала Сашу и поставила его в угол».

Через неделю я предложила Диме еще одну ситуацию:

«Брат и сестра остались одни дома. Мальчик случайно толкнул чашку.  Она упала и разбилась. Пришли домой родители. И что было дальше?»

Дима: «Они наказали мальчика, его потом простили.»

Благодаря педагогическим задачам, удалось показать, что одна ситуация может разрешаться как отрицательно, так и положительно. Это помогло мне добиться желаемого результата. И вот как Дима разрешил очередную ситуацию:

«Таня сказала брату, что она нечаянно наступила на его любимую машинку и она поломалась. Что  было дальше ?»

Дима:»Брат не ругал Таню. Он сам починил машинку.»

Дима научился положительно разрешать ситуации, что позволило мне перейти на 3 стадию.

 

На 3 стадии я предложила Диме самому придумать сюжет рассказа или небылицы. Для этого я предложила ребенку разнообразные кубики.

«Дима расскажи мне какую-нибудь историю, какую хочешь».

Дима сказал, что ему очень понравилась история про великана, которую ему рассказывала я.

Дима рассказал мне о том, как великан играл в футбол. При рассказе он использовал кубики. Через неделю Дима подошел ко мне и сказал, что он придумал еще одну историю про великана. И вот. Что он мне рассказал, используя кубики:

«Великан пошел купаться. Искупался и захотел вытереться. Мимо бежала кошка. Он взял кошку, вытерся ею и пошел гулять.»

Я перешла к работе на 4 стадию.

Предложила Диме ситуации, с помощью которых он учится разрешать различные ситуации, учится выходить из своих отрицательных ситуаций:

«Воспитатель принесла в группу очень интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталось. Как ты думаешь, как поступит мальчик?»

Дима ответил:

«Заберет у кого-нибудь.»

Благодаря беседам, которые с ребенком проводил воспитатель, удалось приблизиться к желаемому результату:

«В день своего рождения белочка испекла торт и позвала лесных жителей в гости. Но гостей пришло так много, что зайчику не досталось торта. Как поступит зайчик?»

Дима: «Может с ним поделятся?»

 


 



Информация о работе Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении