Особенности Я-концепции у руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это "теория самого себя".
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как результат психического развития, относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..4
1. Теоретический анализ понятия «Я-концепция»……………………...……..………….……..7
1.1 Понятие Я-концепции…………………………………………………………………………..7
1.2 Компоненты Я-концепции, структура Я-концепции………………………………………..11
1.3 Понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений………18
1.4 Руководство и лидерство как социальные феномены……………………………………….21
1.5 Подходы к изучению личностных качеств руководителя……...…………………………...24
2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции руководителей………………….28
2.1 Организация исследования……..……………………………………………………………..28
2.2 Обработка и анализ результатов……….…..…………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………………………....37
Список использованных источников…………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 142.21 Кб (Скачать файл)

И.И. Чеснокова указывает на познавательную, эмоционально-ценностную и действенно-волевую, регулятивную, стороны самосознания. Она различает два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесения знаний о себе: сначала при ориентации на другого (с начала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя), а затем в рамках аутокоммуникации (человек оперирует готовыми знаниями о себе) [5].

По мнению В.В. Столина самосознание имеет уровневое строение, основанное на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание. Самосознание осуществляется на трех уровнях. На уровне социального индивида активность субъекта определена системой “организм-среда” и имеет двигательный характер, вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физиологическом благополучии организма. На уровне его коллективной предметной деятельности возникает потребность в принадлежности человека к обществу, в признании его этим обществом. Эта деятельнность регулируется социальными нормами, правилими, обычаями. На уровне личности активность субъекта вызывается потребностью личностного развития, связанного со множественностью его деятельностей [4].

И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию «образа Я». «Образ Я» понимается, как установочная система. Развитие самосознания происходит начиная с нижнего уровня  «образа Я» который составляют неосознанные, представленные только в переживании установки (эмоциональное отношение к себе). Далее через второй уровень – осознание и самооценка отдельных свойств и качеств к целостному «Образу Я» [7].

«Я-образ» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Однако понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». А.В. Петровский отмечает, что вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или «текущим Я» субъекта. «Я-образ» — это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта — то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности; это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть») [7, c.25].

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п. [2].

Важнейшей функцией Я-концепция является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение [3].

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий такие компоненты, как: конгнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, т.д. (самосозание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, т.д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, т.д. Я-концепция – важный структурный элемент психологического облика личности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление Я-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого человек «смотрится в другого человека как в зеркало» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего «Я». Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

 

 

1.2 Компоненты  Я-концепции, структура Я-концепции

 

Как говорилось выше Я-концепция – это система установок на себя, в зависимости от этого можно выделить 3 структурных компонента Я-концепции: когнитивный, оценочный, поведенческий.

Когнитивный компонент Я-концепции.

Когнитивный компонент — «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными [7].

Описывая какого-то человека, люди обычно прибегают к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "совестливый" и т. д. Весё это – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда человек описывает самого себя: он в словах пытается выразить основные характеристики привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида, или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Когнитивный компонент включает:

  • «Я-реальное» - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени;

  • «Я-зеркальное» – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

  • «Я-идеальное» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать [3].

Оценочный компонент Я-концепции.

Эмоционально-ценностный (аффективный) компонент - переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, другими словами, относят систему самооценок [5]. Качества, которые человек приписывает собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Может быть только возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Другими словами, Я-концепция – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Например, достижение сорокалетнего возраста для одних людей – это  пора расцвета, а для других – начало старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими или той или иной социальной среде [3].

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительство может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с "престижностью" данного района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания человек, скорее всего, в каждой из них сможет обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.  Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания [7].

Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции [3]. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценки может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях [3].

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, который определяется общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. [4].

Есть три фактора, которые необходимо учитывать для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть сопоставление того какой человек есть на самом деле с представлением о том, каким хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Тот человек, который достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой [3].

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Другими словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Ч. Кули и Дж. Мида [2].

Третий фактор, влияющий на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться" в структуру общества [4].

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или заданные культурой стандарты, всегда носит субъективный характер.

Поведенческий компонент  Я-концепции.

Поведенческий компонент - проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю. Или выпускница педагогического колледжа, гуманистка и противница авторитарных методов в воспитании, вынуждена перестроиться, отступить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с учащимися.

Любая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными [4].

Информация о работе Особенности Я-концепции у руководителей