Особенности Я-концепции у руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это "теория самого себя".
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как результат психического развития, относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..4
1. Теоретический анализ понятия «Я-концепция»……………………...……..………….……..7
1.1 Понятие Я-концепции…………………………………………………………………………..7
1.2 Компоненты Я-концепции, структура Я-концепции………………………………………..11
1.3 Понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений………18
1.4 Руководство и лидерство как социальные феномены……………………………………….21
1.5 Подходы к изучению личностных качеств руководителя……...…………………………...24
2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции руководителей………………….28
2.1 Организация исследования……..……………………………………………………………..28
2.2 Обработка и анализ результатов……….…..…………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………………………....37
Список использованных источников…………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 142.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, это понятие включает убеждения, оценки и тенденции поведения.
  2. Компоненты Я-концепции: когнитивный – те знания, которые есть у человека относительно своей личности, оценочный компонент – отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности, поведенческий компонент – проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в том. числе в речи, в высказываниях). Структура Я-концепции – на вершине структуры располагается глобальная Я-концепция. Это "поток сознания", о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Далее в глобальной Я-концепции выделяется два элемента - Я-сознающее и Я-как-объект. Однако  следует отметить что такое деление условно и является удобной моделью. В реальной жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления  можно только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же «образ Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности (реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я)
  3. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции организации коллектива и управления деятельностью этого коллектива.
  4. Руководство — целенаправленное воздействие на руководимых людей и их общности, что приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, которые соответствуют целям руководителя. Лидерство —  процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Основные различия между лидерством и руководством заключаются в следующем: содержание понятий: руководство – организация всей деятельности коллектива, лидерство – психологические отношения в коллективе, возникающие «по вертикали»; возникновение: руководство – закономерный и необходимый процесс, который начинает действовать при возникновении организации, лидерство – возникает спонтанно; регламентация деятельности: деятельность руководителя регламентируется правовым обеспечением, деятельность лидера – морально-психологическими нормами и др. Подходы к изучению личностных качеств руководителя: коллекционный, конкурентный, парциальный, инженерно-психологический, рефлексивно-ценностный, ситуационно-комплексный, факторный, функциональный.
  5. К особенностям Я-концепции руководителей относятся: высокий уровень самоуважения, высокая самооценка, уверенность в себе, самостоятельность, баланс между своими возможностями и требованиями окружающей среды, баланс между притязаниями и достижениями. Руководителям характерен средний уровень рефлексии – они уделяют время на анализ самого себя – собственных состояний, поступков и прошедших событий, однако не достаточно много. У них сформирована позитивная половая идентичность, принимают свою привлекательности как представителя пола, характерно более разнообразное ролевое поведение. Руководителям присуща высокая дифференцированность идентичности – они осознают как свои личностные качества, которые отличают их от других людей, т.е. осознают уникальность своей личности, так и те социальные роли, которые выполняют в обществе, т. е. им необходимо чувствовать себя членом той или иной социальной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Зиглер Д. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 607 с.

  1. Касьяник, Е.Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь : Содействие, 2007 – 224 с.

  1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 367 с.

  1. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М. : Издательство Московского Университета, 1983. – 288 с.

  1. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М. : Наука, 1977. – 245 с.

  1. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. –  М. : Политиздат,  1984. – 235 с.

  1. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М. : Политиздат, 1972. – 160 с.

  1. Толочек, В.А. Организационная психология: управление персоналом ЧОП и СБ /  В. А Толочек. -  М.: НОУ ШО «Баярд», 2004. – 176 с.

  1. Леонтьев, А.Н. Психология руководителя / А.Н. Леонтьев. – М. : Издание «Наука», 1996.

  1. Шикун, А.Ф Управленческая психология: учебное пособие / А.Ф Шикун, И.М. Филинова - М.: Аспект Пресс, 2002. – 332 с.
  1. Кабаченко, Т.С. Психология управления: Учебное пособие / Т.С.Кабаченко. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.

  1. Урбанович, А.А. Психология управления: Учебное пособие / А.А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 640 с.
  2. Розанова, В. А. Психология управления (Учебно-практическое пособие. Часть (Ι и ΙΙ)
  3. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.В. Морозов. – СПб. :Издательство Союз, 2000. – 576 с.
  4. Психология управления: курс лекций / Л.К.Аверченко [и др.] ; отв. Ред. М. В. Удальцова. – М. : ИНФА-М, 1997. – 150 с.
  5. Райгородский, Д.Я. Психология руководства. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента / Д.Я. Райгородский. – Самара. : «Бахрах-М», 2005. – 768 с.
  1. Шакуров, Р.Х. Психология управленческой деятельности в ССУЗ / Р.Х. Шакуров. – Казань. : ИССО, 1997. – 124 с.

  1. Свенцицкий, А.Л. Психология управления организациями / А.Л. Свенцицкий. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 222 с.

  1. Деркач, А.А. Диалоговая модель принятия управленческих решений руководителем /  А.А. Деркач, Г.С. Михайлов, А.В. Тарасенко. – М. : Нар. образование, 2004. – 101с.

  1.  Китов, А.И. Психология хозяйственного управления / А.И Китов. – М. : Профиздат, 1984. – 248с.

  1. Чугунова, Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров / отв. ред. В. А. Ядов – Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. – 160с.

  1. Настольная книга практического психолога / сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М. : АСТ:Хранитель; СПб. : Сова, 2008. – 671 с.

  1. Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т.В. Румянцева – СПб. : Речь, 2006. – 171 с.

  1. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. – М. : Флинта, 2003. – 336 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ а

мЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ р. с. ПАНТЕЛЕЕВА

Инструкция. Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте "+", если не согласны, то "-". Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.

Опросник

  1. Мои слова довольно редко расходятся с делами.

  1. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

  1. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

  1. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

  1. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

  1. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это не противиться собственной судьбе.

  1. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

  1. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

  1. Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.

  1. Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.

  1. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.

  1. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

  1. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

  1. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

  1. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

  1. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

  1. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

  1. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

  1. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.

  1. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

  1. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.

  1. Иногда я сам себя плохо понимаю.

  1. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

  1. Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

  1. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

  1. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

  1. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

  1. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

  1. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

  1. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

  1. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.

  1. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.

  1. В целом меня устраивает то, какой я есть.

  1. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

  1. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

  1. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

  1. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

  1. Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.

Информация о работе Особенности Я-концепции у руководителей