Методика состоит из 9 шкал: замкнутость,
самоуверенность, саморуководство, отраженное
самоотношение, самоценность, самопринятие,
самопривязанность, внутренняя конфликтность,
самообвинение.
Методика допускает индивидуальное и
групповое применение без ограничения
времени. В случае группового обследования
количество участников не должно превышать
15 человек. Длительность выполнения задания
- 30 - 40 минут.
Методика личностного
дифференциала ( см. Приложение Б).
Методика личностного дифференциала
(ЛД) разработана по принципу
семантическго дифференциала Ч. Осгуда
на базе современного русского языка
и отражает сформировавшиеся в
нашей культуре представления
о структуре личности. Методика
ЛД адаптирована сотрудниками
психоневрологического института
им. В.М.Бехтерева. Целью ее
разработки являлось создание
компактного и валидного инструмента
изучения определенных свойств личности,
ее самосознания, межличностных отношений.
ЛД используется во всех тех случаях,
когда необходимо получить информацию
о субъективных аспектах отношений испытуемого
к себе или другим людям.
В ЛД отобрана 21 личностная
черта, представленные
в виде антонимичных пар. Шкалы
ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией
оценить самих себя по отобранным чертам
личности по 7-балльной шкале: 3 —
проявляется очень сильно и очень часто;
2 — выражено достаточно заметно и часто
встречается; 1 — проявляется иногда и
слабо; 0 — трудно сказать, есть и то, и
другое.
Данные черты личности могут
быть сгруппированы как характеризующие
полюса 3-х классических
факторов семантического дифференциала
(общие шкалы):
1. Фактор
Оценки (О). Результаты
свидетельствуют об уровне
самоуважения. Высокие значения этого
фактора говорят о том, что испытуемый
принимает себя как личность,
склонен осознавать себя
как носителя позитивных, социально
желательных характеристик. Низкие значения
указывают на критичное отношение
человека к самому себе, его
неудовлетворенность собственным поведением,
уровнем принятия самого себя.
2.
Фактор Силы (С). Свидетельствует
о развитии волевых сторон личности,
как они осознаются самим испытуемым.
Его высокие значения говорят об уверенности
в себе, независимости, склонности рассчитывать
на собственные силы в трудных ситуациях.
Низкие значения свидетельствуют
о недостаточном самоконтроле, неспособности
держаться принятой линии поведения,
зависимости от внешних обстоятельств
и оценок.
3. Фактор
Активности (А) в самооценках
интерпретируется как свидетельство
экстравертированности личности.
Высокие значения указывают на
активность, общительность,
импульсивность; низкие –
на инравертированность, определенную
пассивность, спокойные эмоциональные
реакции.
Тест «Кто Я» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация
Т.В.Румянцевой).
Тест используется для изучения содержательных
характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками
собственного восприятия человеком самого
себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
Шкалы: самооценка; социальное, коммуникативное,
материальное, физическое, деятельное,
перспективное, рефлексивное Я.
2.2 Обработка
и анализ результатов
В ходе эмпирического
исследования были получены следующие
результаты:
Результаты полученные при проведении
методики МИС см. Приложение В
Анализ полученных результатов состоял
в выявлении достоверности различий по
шкалам: замкнутость, самоуверенность,
саморуководство, отраженное самоотношение,
самоценность, самопринятие, самопривязанность,
внутренняя конфликтность, самообвинение.
Для этих целей использовался параметрический
критерий различий - t-критерий Стьюдента.
(Расчеты производились в программе Excel
(см. Приложение Г)).
Проведенные расчеты показали, что по
шкалам замкнутость, саморуководство,
отраженное самоотношение, самоценность,
самопринятие, самопривязанность, самообвинение
не было выявлено статистически значимых
различий (p≥0,05). То есть как у руководителей,
так и у сотрудников, не занимающих руководящие
должности одинаковы представления об
основном источнике собственной активности,
результатах и достижениях, об источнике
развития собственной личности. Также
одинаковы представления о способности
вызвать у других людей уважение, симпатию.
Ощущение ценности собственной личности
и предполагаемая ценность собственного
"Я" для других также выражены на
одинаковом уровне. Как у руководителей,
так и у сотрудников, не занимающих
руководящие должности одинаково выражено:
чувство симпатии к себе, согласие со своими
внутренними побуждениями, принятие себя
таким, какой есть, несмотря на недостатки
и слабости. И у тех и у других существует
желание изменяться по отношению к наличному
состоянию.
По шкалам самоуверенность и внутренняя
конфликтность были выявлены статистически
значимые различия (p≥0,05).
Руководителям характерен более высокий
уровень самоуважения, по сравнению с
сотрудниками, не занимающими руководящие
должности. Им присуще отношение к себе
как к уверенному, самостоятельному, волевому
и надежному человеку, как к человеку,
который знает, что ему есть, за что себя
уважать. Они ощущают баланс между собственными
возможностями и требованиями окружающей
реальности, между притязаниями и достижениями,
довольны сложившейся жизненной ситуацией
и собой. Это говорит о том, что у руководителей
происходит меньше внутренних конфликтов,
сомнений, чем у сотрудников, не занимающих
руководящие должности.
Анализ результатов теста «Кто Я?».
В первую очередь следует обратить внимание
на тот факт, что 30% исследуемых из выборки
руководителей и 17% исследуемых из контрольной
выборки отказались отвечать на вопросы
данной методики. Одна часть исследуемых
свою позицию аргументировала следующим
образом: «Я не буду отвечать на эти вопросы,
как я сам себя могу хвалить?», «Какой-то
не понятный у вас тест, у меня нет желания
на него отвечать», «У меня нет время».
Другая часть исследуемых просто отказалась
от выполнения предлагаемого теста не
давая никаких объяснений. Этому факту
можно дать следующие объяснения: возможно
у исследуемых, действительно, нет свободного
время, особенно у руководителей, т. к.
их деятельность достаточно обширна и
многообразна. Так как этот тест глубоко
затрагивает личность человека у испытуемых
возникает тревога и сопротивление к выполнению
данного теста. Возможно для того что бы
не возникало сопротивление с исследуемыми
необходимо было установить личные неформальные
отношения, однако для этого понадобилось
бы намного больше времени, которого у
исследуемых и так не много.
Дальнейший анализ теста «Кто Я?» показал
следующие результаты:
Шкала рефлексии (от лат. reflexio — обращение
назад) — процесс самопознания субъектом
внутренних психических актов и состояний
[22, c. 110]. (Для наглядности результаты исследования
изображены на диаграмме - рисунок
2)
Обе выборки состояли из 30 исследуемых,
однако, как упоминалось выше и в одной
и во второй выборке некоторый процент
испытуемых отказались заполнять данный
тест. Можно сделать вывод, что у этих исследуемых
низкий уровень рефлексии: в выборке руководителей
это 33%, а в контрольной выборке это 20% исследуемых.
Низкий уровень рефлексии говорит о том,
что человек уделяет мало времени на анализ
самого себя (самоанализ) - собственных
состояний, своих поступков и прошедших
событий. И наоборот, когда человек задумывается
о собственных действиях, о своем поведении,
речи, опыте, чувствах, состояниях, способностях,
характере, отношениях с другими и к другим,
своих задачах, назначениях и т. д. это
свидетельствует о высоком уровне рефлексии.
В выборке руководителей 67% исследуемых
обладают высоким уровнем рефлексии, а
в выборке «не руководителей» 80% исследуемых
обладают высоким уровнем рефлексии.
Рисунок 2 – Уровень рефлексии
Особенности половой идентичности.
(Для наглядности результаты исследования
изображены на диаграмме - рисунок
3)
Половая
(или гендерная) идентичность – это
часть индивидуальной Я-концепции, которая
происходит от знания индивидом своей
принадлежности к социальной группе мужчин
или женщин вместе с оценкой и эмоциональным
обозначением этого группового членства
[23, c. 121].
Обозначение
своего пола может быть сделано:
Прямое обозначение
пола – человек указывает свою
половую принадлежность в конкретных
словах, имеющих определенное эмоциональное
наполнение (мужчина, женщина). Наличие прямого
обозначения пола говорит о том,
что сфера психосексуальности в целом
и сравнение себя с представителями своего
пола в частности являются важной и принимаемой
внутренне темой самоосознания.
В выборке
руководителей 40% исследуемых, а в контрольной
выборке 63% исследуемых косвенно обозначили
свой пол (в своих описаниях они не использовали
прямого обозначения своего пола). То есть
исследуемые не указывают свою
половую принадлежность прямо, но их половая
принадлежность проявляется через социальные
роли (мужские или женские), которые они
считают своими, или по окончаниям слов.
Наличие
косвенного обозначения пола говорит
о знании специфики определенного репертуара
полоролевого поведения, которое может
быть: широким (если включает в себя
несколько половых ролей), узким
(если включает в себя только одну-две
роли).
В выборке
руководителей у 60% исследуемых, а в контрольной
выборке у 37% исследуемых наблюдается
прямое и косвенное обозначение пола. Наличие и
прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного
обозначения своего пола говорит о сформированности
позитивной половой идентичности, возможном
многообразии ролевого поведения, принятии
своей привлекательности как представителя
пола, и позволяет делать благоприятный
прогноз относительно успешности установления
и поддержания партнерских взаимоотношений
с другими людьми.
Рисунок 3 – Особенности половой идентичности
Уровень самооценки (Для наглядности
результаты исследования изображены на
диаграмме - рисунок 4).
Самооценка
представляет собой эмоционально-оценочную
составляющую Я-концепции. Самооценка
отражает отношение к себе в целом или
к отдельным сторонам своей личности и
деятельности.
В выборке
руководителей у 70%, а в контрольной выборке
у 79% исследуемых наблюдается адекватный
уровень самооценки. Адекватная самооценка
состоит в способности реалистично осознавать
и оценивать как свои достоинства, так
и недостатки, за ней стоит позитивное
отношение к себе, самоуважение, принятие
себя, ощущение собственной полноценности.
В выборке
руководителей у 30%, а в контрольной выборке
у 21% исследуемых наблюдается неадекватно
завышенный уровень самооценки. Люди с
завышенной самооценкой, с одной стороны,
гипертрофированно оценивают свои достоинства:
переоценивают и приписывают их, с другой
стороны, недооценивают и исключают у
себя недостатки. Они ставят перед собой
более высокие цели, чем те, которых могут
реально достигнуть, у них высокий уровень
притязаний, не соответствующий их реальным
возможностям. Они также характеризуются
неспособностью принимать на себя ответственность
за свои неудачи, отличаются высокомерным
отношением к людям, конфликтностью, постоянной
неудовлетворенностью своими достижениями,
эгоцентризмом. Неадекватная самооценка
своих возможностей и завышенный уровень
притязаний обусловливают чрезмерную
самоуверенность.
Рисунок 4 –
Уровень самооценки
Личностная и социальная идентичность
(Для наглядности результаты исследования
изображены на диаграмме - рисунок
5).
Вопрос
«Кто я?» логически связан с характеристиками
собственного восприятия человеком самого
себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией).
Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает
социальные роли и характеристики-определения,
с которыми он себя соотносит, идентифицирует,
то есть он описывает значимые для него
социальные статусы и те черты, которые,
по его мнению, связываются с ним. Соотношение социальных ролей и индивидуальных
характеристик говорит о том, насколько человек осознает
и принимает свою уникальность, а также
насколько ему важна принадлежность к
той или иной группе людей [23].
У 25% исследуемых руководителей и у 42
% исследуемых не занимающих руководящие
должности наблюдается выраженная личностная
идентичность, т. е. при ответе на вопрос
«Кто Я?» они давали характеристики, которые
описывают их уникальность и индивидуальность,
которые отличают их от других людей. Отсутствие
в самоописании социальных ролей может
говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности
и сложностях в выполнении правил, которые
исходят от тех или иных социальных ролей.
75% исследуемых руководителей и
58% исследуемых не занимающих руководящие
должности при ответе на вопрос «Кто Я?»
использовали такие характеристики, которые
описывают их индивидуальность и те характеристики,
которые указывают на их приверженность
к той или иной социальной группе.
Рисунок 5 –
Уровень личностной и социальной идентичности
Анализ
результатов методики «Личностный дифференциал»:
(полученные результаты см. Приложение
Д).
Анализ полученных результатов состоял
в выявлении достоверности различий по
шкалам: оценки, активности, силы. Для этих
целей использовался параметрический
критерий различий - t-критерий Стьюдента.
(Расчеты производились в программе Excel
(см. Приложение Е)).
Проведенные расчеты показали, что по
шкалам оценки, силы, активности не было
выявлено статистически значимых различий
(p≥0,05). Это говорит о том, что испытуемые
принимают себя как личность, склонны
осознавать себя носителями позитивных,
социально желательных характеристик,
в определенном смысле удовлетворены
собой.
Обобщив
вышеизложенное можно выделить следующие
особенности Я-концепции руководителей
к ним относятся: высокий уровень самоуважения,
высокая самооценка, уверенность в себе,
самостоятельность, баланс между своими
возможностями и требованиями окружающей
среды, баланс между притязаниями и достижениями.
Руководителям характерен средний уровень
рефлексии – они уделяют время на анализ
самого себя – собственных состояний,
поступков и прошедших событий, однако
не достаточно много. У них сформирована
позитивная половая идентичность, принимают
свою привлекательности как представителя
пола, характерно более разнообразное
ролевое поведение. Руководителям присуща
высокая дифференцированность идентичности
– они осознают как свои личностные качества,
которые отличают их от других людей, т.е.
осознают уникальность своей личности,
так и те социальные роли, которые выполняют
в обществе, т. е. им необходимо чувствовать
себя членом той или иной социальной группы.