Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 00:27, курсовая работа
Следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует.
Однако отклонение иногда достигают количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
Кратковременные и случайные (Обмолвки, описки, опьянения);
Длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);
Постоянные дефекты поведения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психологии...……………………………………………….………………….…..6
Формы проявления нарушений поведения……….....…………...………...16
Глава 2. Определение понятия
«девиантное поведение подростков»……………………………….…………..20
2.1. Структура и типы девиантного поведения подростков……………………………………………….....…………….………24
2.2. Акцентуации характера как фактор девиантного поведения подростков…………………………………..………….………………………...28
Глава 3.Эмпирическое исследование проблемы…..…………………………31
Заключение………………………………………………………………..……...48
Список литературы………………………………………………………………50
Высшая Школа Психологии (Институт)
Факультет психологии
Кафедра социальной психологии
Курсовая работа на тему:
Особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением.
Студентка 5 курса
Симина Ю.К.
Научный руководитель:
Степанова Е.В.
Москва
2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения
девиантного поведения в
психологии...……………………………………………
Глава 2. Определение понятия
«девиантное поведение подростков»……………………………….…………..
2.1. Структура и типы
девиантного поведения
2.2. Акцентуации характера
как фактор девиантного
Глава 3.Эмпирическое исследование проблемы…..…………………………31
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
Социальное общество выделяет особое внимание в поведении тех людей, которые отклоняют общепринятые нормы в социуме.
Разные гуманитарные виды деятельности, как литература, религия, искусство, наука,философия рассматривают с разных сторон это явление.
Отклоняющееся поведение обусловлено как особое направление в специальной психологии девиантного поведения. В 20 столетии девиантное поведение приобрело исключительный статус. Проявления девиантности становится уникальным в исследование нашего времени. Поэтому это становиться центром внимания социологов, работников правоохранительных органов, психологов, педагогов.
Сегодняшней жизни существует иные морально-нравственные правила совсем не те в которых воспитывались родители подростков. Перемены в стране делают доступным для молодежи употребление алкоголя, курения и наркотических средств тому является подтверждение повсеместной алкогольной продажи, снятие уголовной ответственности за употреблением наркотических веществ. Поэтому необходимо разработать и исследовать более эффективные меры социального контроля-реабилитационные, профилактические и коррекционные.
Следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует.
Однако отклонение иногда достигают количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
С этой точки зрения проблемы «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. Социальная норма – это социальное явление, которое не дает реальную угрозу, как физическому и социальному выживанию человека.
Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства подростков. Это – неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются нередко не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением.[7]
С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющимся, считается « нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и , следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Поэтому, придерживаясь, мнения ученых можно полагать, что девиантом можно назвать того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально – негативный характер.
При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющиеся в различных формах и видах.
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантность «молодеет». Можно выделить ряд факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у подростков. Основным из них является воспитание подростка в дисфункциональной семье.
Проблема исследования связана с высокой степенью актуальности рассмотрения девиантного поведения в подростковой среде. Социальная адаптация подростков и молодежи является важной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других слоев общества. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать, учитывать цели и нормы. Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды, необходимо человеку любого возраста. Отклоняющееся поведение затрудняет социальную адаптацию подростков и молодежи.
Цель: изучить особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
Выявить взаимосвязь девиантного поведения с акцентуациями личности подростков.
Для достижения цели эмпирического исследования были сформирована следующая гипотеза:
В группе подростков с девиантным поведением будет больше акцентуаций характера.
Объектом исследования является девиантное поведение в подростковой среде.
Предметом исследования подростки с девиантным поведением.
Метод исследования: эмпирический.
Исследования проводились на базе ГОУ СОШ № 10 г. Подольска в 2013года.
Для достижения целей и задач исследования были использованы следующие методики: характерологический опросник К. Леонгарда, характерологические акцентуации личности и нервно – психическая неустойчивость, тест опросник Айзенка.
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психологии.
Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России (Я. И. Гилинский) ввел в употребление термин «девиантного повкедения», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».[11]
Зарубежные исследователи Дюркгейм, Мертон и др., определяют девиантность как соответствие или несоответствие социальным нормам- ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удолетворящее социальным ожиданиям данного общества.
В отечественной литературе под девиантным поведением понимается:
В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии.
В.Д. Меделевич подчеркивает, что девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. [7]
В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить « психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Нормы – это идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы – идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам. Не случайно Л. Пожар предлагает рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При этом идеальная норма – это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с этим трендом. Таким образом, функциональная (индивидуальная) норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий.[9]
Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет нам рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющегося от основного типа. С учетом стандарта – ребенка массового типа возрастного развития – Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка – примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка – дезорганизатора (как «трудного», так и одаренного).[8]
Подросток с девиантным поведением – это, как правило, ребенок дезорганизатор.
Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности.
Феноменологическая (индивидуальная) парадигма позволяет отметить, что в практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят не дисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.
В конце XIX и в начале XX века были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции, определяемый физическими чертами людей: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение и некоторые мыслители стали его последователями.
(Ульям Шелдон,1940), известный
американский психолог и врач,
подчеркивал важность строения
тела. Он считал, что у людей
определенное строение тела
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя отнюдь не всегда становятся преступниками. Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX века, другие концепции их постепенно вытеснили.
Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, то его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал (Э. Дюркгейм). Он предложил теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально «отсутствие регуляции, безнормность». По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушению общественного порядка, дезорганизует людей и в результате появляются различные виды девиаций. Девиация столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Наконец, девиация способствует социальному изменнию, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.
Информация о работе Особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением