Особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует.
Однако отклонение иногда достигают количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
Кратковременные и случайные (Обмолвки, описки, опьянения);
Длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);
Постоянные дефекты поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психологии...……………………………………………….………………….…..6
Формы проявления нарушений поведения……….....…………...………...16
Глава 2. Определение понятия
«девиантное поведение подростков»……………………………….…………..20
2.1. Структура и типы девиантного поведения подростков……………………………………………….....…………….………24
2.2. Акцентуации характера как фактор девиантного поведения подростков…………………………………..………….………………………...28
Глава 3.Эмпирическое исследование проблемы…..…………………………31
Заключение………………………………………………………………..……...48
Список литературы………………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертон. За главную причину девиации он принял разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.[13]

Известный социальный антрополог Р. Линтон ввел понятия модальный и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя одинаковым образом, хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

Нормативная личность – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность – статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных, полиция скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

(Миллер, 1958), утверждал, что  существует ярко выраженная субкультура  низшего слоя общества, одним  из проявлений которой является  групповая преступность: эта субкультура  придает огромное значение таким  качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым  ощущениям и «везение». Поскольку  члены банды руководствуются  этими ценностями в своей жизни, другие люди и в первую очередь  представители средних слоев, начинают  относиться к ним как к девиантам.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются. Люди усваивают девиантное поведение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.

Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Более того, что социологи и социальные психологи подробно описали факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Они подчеркнули, что важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение.

(Говард Беккер в своей  книге «Аутсайдеры» 1963) отверг многие  психологические и социологические  объяснения девиации, потому что  они основаны на «медицинской  модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле  «больным». Такие подходы не учитывают  политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на  деле обусловлена способностью  влиятельных групп общества (имеются  в виду законодатели, судьи, врачи  и пр.) навязывать другим определенные  стандарты поведения.  «Социальные  группы создают девиацию», - писал  он, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается  девиацией; кроме того, они навязывают  эти правила определенным людям, которым, наклеиваются ярлыки аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация  – не качество поступка, который  совершает человек, а скорее следствие  применения другими людьми правил  и санкций против «нарушителя».[1]

Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т.к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам влиятельных групп. Беккер высказал мысль, что «суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том, связан ли он с нарушением какого – то правила), а также, тем как его оценивают другие люди».

Наиболее аргументированной точкой зрения объяснения причин появления девиантной личности, на мой взгляд, является нарушение хода ее социализации. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых.

Когда же ребенок окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение.

Однако бывают случаи негативного поведения детей – подростков из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник и причина социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обществе. Многие нормы из различных субкультур часто противоречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью политического положения и т.д. Неизбежно «возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе существует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена отклоняющего поведения. Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом « аномия общества» (состояние отсутствие норм), при которой личность не имеет уверенности и надежности в выборе линии нормативного поведения.

 

(Э. Мертон) отмечает, что аномия является результатом не свободы выбора, а невозможности множества индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают [9]. Он видит основную  причину трудностей в дисбалансе между культурными целями и легальными (инструментальными средствами), с помощью которых эти цели реализуются. Например, в то время как государство поддерживает усилия своих граждан в их стремлении к повышению благосостоянию и к высокому социальному положению, легальные возможности членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Социальное неравенство, которое существует в обществе, является той причиной, которая заставляет человека искать нелегальные средства достижения цели, то есть отклонятся от общепринятых культурных норм и ценностей. Когда социальные лифты не работают. Когда человек не может достигнуть своих целей с помощью способностей или таланта, он может прибегать к нелегальным средствам (обману, пологу или воровству), не одобряемым обществом. Главную причину девиации  Мертон видит в разрыве между целевыми  установками общества и социально одобряемыми средствами их осуществления. Исходя их этого, он выделяет следующие типы поведения, которые выступают и способами социализации или, наоборот, ее угасания:

*Конформность - утверждает поведение, соответствующее культурным целям и средствам их достижения.

*Инновация – предполагает согласие с целями, но в то же время отрицает социально одобряемые средства их достижения; поддерживания, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами, как занятие престижной деятельностью, экономический успех, образование; отсюда возникает предрасположенность к незаконным способам достижения цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

*Ритуализм как поведение акцентирует свое внимание, наоборот, на отрицании целей, но  принятии традиционно одобряемых обществом средств их достижения; он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается у представителей низшего слоя среднего класса; это и может являться источником девиантного  поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры;

*Ретретизм – предполагает отрицание цели  и средств; более всего характерен для лиц, оказавшихся за чертой социальных интересов: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые  отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на человеческое достоинство;

*Бунт – означает отчуждение от господствующих целей, стандартов и формирование новых целей и средств их достижения.

 Большинство людей, нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной. Администратор делает приписки к счету, кто-то пытается заниматься гомосексуализмом. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. (Лемерт ,1951) называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что произойдет, если друг, член семьи, коллега или полицейский узнают о таких поступках и расскажут другим? Часто это приводит к тому, что называется вторичной девиацией: на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно он  и сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью. Совершивший первичное отклонение индивид продолжает жить по – прежнему, без особых изменений. Он занимает тот же социальный статус, выполняет те же роли. Но ситуация резко меняется, когда индивид получает ярлык девианта. Многие социальные связи сразу прерываются, престиж и статус падают, возможна даже изоляция  от социальной группы. Такой человек может быть отстранен от любимой работы, профессии. Другими словами, вторичные отклонения, как правило, изменяет весь жизненный сценарий человека. Могут создаваться условия для повторения акта отклоняющегося поведения. Индивид  становиться уязвимым, другие девианты начинают использовать факт индивидуального отклонения, отдаляя все более и более человека, попавшего в беду, от общества и прививая ему нормы и ценности своей субкультуры. В то же время к человеку начинают применяться более жесткие меры  социального контроля.

Девиантность определяется соответствиями и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой – в структуре своей психике, третий одновременно в том  и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизация и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь. Но отклоняющееся поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социально полезных видах деятельности. Это может быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение ит.д.

Групповые отклонения рассматриваются как коллективное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», который осуждается нормативной доминирующей моралью общества. У молодых людей свои правила, нормы и культурные комплексы. В данном случае мы имеем дело с групповым отклонением, доминированием собственной «подвальной» культуры, пересечением множества субкультур, привнесенных индивидуальными девиантами.

Девиация начинается с фрустрации, с возникновением социального напряжения, невозможности для индивида реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направлена на других или на самого себя. Если человек длительное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз – болезнь, которая возникает в результате конфликта человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удовлетворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяется несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, после конфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемленной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в формах делинквентного поведения человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправных действий и социально наказуемые.

Информация о работе Особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением