Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 00:27, курсовая работа
Следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует.
Однако отклонение иногда достигают количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
Кратковременные и случайные (Обмолвки, описки, опьянения);
Длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);
Постоянные дефекты поведения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психологии...……………………………………………….………………….…..6
Формы проявления нарушений поведения……….....…………...………...16
Глава 2. Определение понятия
«девиантное поведение подростков»……………………………….…………..20
2.1. Структура и типы девиантного поведения подростков……………………………………………….....…………….………24
2.2. Акцентуации характера как фактор девиантного поведения подростков…………………………………..………….………………………...28
Глава 3.Эмпирическое исследование проблемы…..…………………………31
Заключение………………………………………………………………..……...48
Список литературы………………………………………………………………50
Наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии - интроверсии. Различия между экстравертами и интровертами Айзенка и его последователями удалось установить более по пятидесяти физиологическим показателям.
Экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п. Типичными поведенческими проявлениями Экстраверта являются общительность, импульсивность и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах, отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
Интроверт преобладает следующими особенностями поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Круг друзей у него не велик, высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, обязателен, задумывается над тем, что и как будет делать. Поддается моментальным побуждениям, не любит волнений, пессимистичен, придерживается заведенного жизненного порядка. Строго контролирует свои чувства, и редко ведет себя агрессивно.
В одном полюсе нейротизма “высокие оценки” находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуровновешенностью нервно-психических процессов, эмоциальной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.
Другой полюс нейротизма “низкие оценки” - это эмоциально - стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью
Показатели экстраверсии – интроверсии и нестабильности - стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где- то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.
Связь факторно – аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в “кругу Айзенка”: по горизонтали в напрвлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Опросник Г. Айзенка имеет параллельные, эквивалетные формы – А и В, которые могут применяться как одновременно – для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени – для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.
Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии – интроверсии, еще 24 со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л – шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.
Порядок работы.
Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только “ да” или “нет” знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте ввиду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь «Нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.
Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы по показателям: Э – экстраверсия, Н – нейротизм, Л – ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.
При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия: 12 – среднее значение, >15(больше или равно)- экстраверт, >19 (больше или равно) – яркий экстраверт, <9 (меньше или равно) – интроверт, <5 ( меньше или равно)- глубокий интроверт.
Нейротизм: 9-13 – среднее значение нейротизма, >15(больше или равно) – высокий уровень нейротизма, >19 (больше или равно) – очень высокий уровень нейротизма <7(меньше или равно)- низкий уровень нейротизма.
Ложь: <4(меньше или равно) – норма, >4 – неискренность в ответах, свидельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.
На основании полученных данных по отдельным испытуемым и группе в целом пишутся заключения. В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности даются рекомендации, где например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.
Ключ
Экстраверсия – вопросы: 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,
Вопросы: 5,15,20,29,32,34,37,41,51- ответы «Нет».
Нейротизм - вопросы: 2,4,7,11,14,16,19,21,23,26,28,
Ложь- вопросы: 6,24,36 - ответы «Да»;
вопросы: 12,18,30,42,48- ответы «Нет».
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий – патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неурановешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомлямости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.
Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.
Инструкция: ” Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак + «да», если нет знак – « нет» Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет. ”
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой щкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
КЛЮЧ
1.Г-1 Гипертимые х3 (умножить значение на 3) +:1,11,23,33,45,67,77;
- :нет.
2.Г-2. Возбудимые х3 +: 2,15,24,34,37,56,68,78,81; -: 12,46,59.
3.Г-3 Эмотивные х3 +: 3,13,35,47,57,69,79; -: 25.
4. Г-4 Педантичные х2 +: 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,
5. Г-5. Тревожные х3 +: 16,27,38,49,60,71,82; -: 5.
6.Г-6 Циклотивные х3 +: 6,18,28,40,50,62,72,84; -: нет.
7.Г-7. Демонстративные х2 +: 7,19,22,29,41,63,66,73,85,88; -: 51.
8.Г-8 Неуравновешенные х3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86; -: нет.
9.Г-9 Дистимные х3 +:9,21,43,75,87; -: 31,53,65.
10.Г-10 Экзальтированные х6 +: 10,32,54,76; -: нет.
ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ
Возможно применение опросника как индивидуально и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый дожжен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психической консультации, так и с целью профотбора ипрофориентации.
Инструкция: “В этом опроснике содержатся утверждения,касающиеся вашего здоровья, взглядов, интереса, характера идр. Если вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на регистрационном бланке, соответственно номеру утверждения, поставьте «+». Если с ним не согласны, то поставьте «-». ”
Интерпретация
Утверждения той или иной шкалы отражают отношение к себе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, к порядкам и т.д.
Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. В этом состоит коренное отличие терминов «акцентуация» и «психопатия». При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.
Характеристика диагностических шкал
Экстраверсия – Интроверсия
Критерии: +2,-7,+13,+18,+24,+29,+35,+40,
Признаки: высокие значения свидетельствуют о ярком выраженной устремленности человека к обществу, отсутствие застенчивости, неразборчивости в установлении межличностных контактов, частом переоценивании своих возможностей. Низкие значения говорят о замкнутости, скромности, скованности в отношениях с другими, медлительность, флегматичности.
Эксплозитивная форма
Критерии: +3,+8,+14,+25,+30,+36,+41,+46,
Признаки: несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей; повышенная возбудимость, агрессивность, взрывчатость, легкость возникновения «срыва» по незначительному поводу, склонность к резкой критике, слабый контроль эмоций, импульсивность действий.
Психоастеническая форма
Критерии: +4,+9,+15,+20,-26,+31,+37,+42,
Признаки: высокая тревожность, нерешительность, неуверенность в себе, легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах, склонность к сомнениям и самоанализу, застенчивость, робость, пониженная активность.
Шизоидня форма
Критерии: +6,+12,+16,+28,+44,+49,+55,+
Признаки: необычность и оригинальность мышления, своеобразие логических связей и ассоциаций, эмоциональная холодность, бесцеремонность, замкнутость, отгороженность от жизни и дел коллектива, необычность восприятия окружающего.
Истероидная форма
Критерии: +3,+10,+14,+22,-28,+34,+35,+
Признаки: эгоцентризм, стремление выделиться манерами поведения, внешним видом, жажда лидерства и оригинальности, театральность поведения, желание быть в центре внимания, внешняя выразительность переживаний, высокие претензии в отношении оценки результатов своего труда и исключительности положения.
Шкала направленности
Критерии: -1,-5,+17,-23,+32,+33,+38,+39,
Признаки: отношение к выбранной профессии, желание ею овладеть, оценка своего физического развития, здоровья и способностей в отношении возможности освоить профессию, выпячивание своих моральных и психических недостатков.
Шкала надежности
Критерии: 3-36, 4-11, 7-159, 9-53,13-35,14-57,24-125,30-68,
Признаки: при высоком показателе по шкале, несовпадении знаков в девяти и более парах утверждений результаты обследования следует считать недостоверными.
Нервно-психическая неустойчивость
Понятие « нервно-психическая неустойчивость» объединяет в себе целый ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках.
Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления нервно-психической неустойчивости связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой и учебной), предболезненными и болезненными состояниями.
Шкала нервно - психической неустойчивости
Критерии: +3,-5,+6,+8,+9, - 10,+11,+12,+14,+16,+19,+20,+
Информация о работе Особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением