Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 00:27, курсовая работа
Следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует.
Однако отклонение иногда достигают количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
Кратковременные и случайные (Обмолвки, описки, опьянения);
Длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);
Постоянные дефекты поведения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психологии...……………………………………………….………………….…..6
Формы проявления нарушений поведения……….....…………...………...16
Глава 2. Определение понятия
«девиантное поведение подростков»……………………………….…………..20
2.1. Структура и типы девиантного поведения подростков……………………………………………….....…………….………24
2.2. Акцентуации характера как фактор девиантного поведения подростков…………………………………..………….………………………...28
Глава 3.Эмпирическое исследование проблемы…..…………………………31
Заключение………………………………………………………………..……...48
Список литературы………………………………………………………………50
2.1Структура и типы девиантного поведения.
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинкветное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.
Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во все мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.
Под делинкветностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке « делинкветность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемыетдеяния. Отечественные ученые, личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинкветной; совершеннолетнего - криминальной.
Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этитки и общечеловеческим ценностям), наблядается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинкветное поведение рядоположены.
Различие между рассматриваемыми понятиями в том, что преступное и делинквентное поведение носят асоциальный характер, аморальное - асоциальный.
В рамках рассмотренных видов выделяют следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное. Однако остается неясным, почему же делинквентное поведение выделено в отдельный тип и не является ли оно видом асоциального.
Выделяя три основных компонента девиации ( человек, которому свойственно определенное поведение; норма (или ожидание), которая является критерием оценки девиантного поведения; некий другой человек, группа или организция, реагирующая на поведение), он отмечает, что ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются; среди населения могут возникать разногласия по поводу законности и правильности ожиданий; различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу девиантности некоторых типов поведения – курения, употребления наркотиков, нарушения правил дорожного движения и пр. « Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто называют разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными».
Среди отклонений от нормы выделяю асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально - пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяются докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления и криминогенные проявления – асоциальное поведение преступной ориентации.
Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. При этом различает несоциализированые формы проявления ассоциальности, которые выступают в виде негативизма, конфликтности, агрессивности, направлены против множества людей, групп или учереждений и социализированные нарушения, которые могут проявляться в тех же видах, но по отношению к отдельным людям девиант сохраняет лояльность и не проявляет асоциального поведения (например, банда не совершает краж внутри своей группы).
Поскольку социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм, длительное и общее социальное пренебрежение, всякого социально запущенного можно считать асоциальным, но не всякий, обнаруживающий асоциальное поведение, социально запущен. Таково же соотношение между делинквентностью и социальной запущенностью.
В настоящее время большое время внимание уделяется выявлению и описанию отклонений в поведении, связанных с патохарактерологическими особенностями личности. Менее изученным остается поведение, характерное для последней из выделенных форм.
Подростковому возрасту также присуще различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинкветные действия, распространенные среди несовершеннолетних – наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон
автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе – дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.
Следует отметить подростка – “ботана” - своего рода «фаната учебы», зацикленность которого на учебной деятельности оказывается препятствием на пути налаживания полноценного интимно - личностного общения со сверстниками.
С другой стороны, такая моноканальная активность подростка не может быть оценена как своего рода отклоняющееся поведение, т.к. носит просоциальную направленность.
Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных интересов.
Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные првонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствует предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; терпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служит наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения.
Недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.
Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Каким бы важным ни являлся анализ международных тенденций, каждая страна решает проблему отклоняющегося поведения применительно к своим условиям, но с учетом ее интернациональности.
2.2. Акцентуации характера, как фактор девиантного
поведения подростков.
Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании. Одни исследователи утверждали о приоритетности экзогенных («преступниками не рождаются, а становятся»), другие – эндогенных причин, когда отклонения генетически «запрограммированы». Почти сто лет научных споров привели к пониманию того, что поведение личности обусловливается, как правило, сочетанием как эндогенных, так и экзогенных факторов. Для понимания позиций исследователей рассмотрим некоторые концепции, по – разному рассматривающие причины девиантности.
В период становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляется настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.
К. Леонгард получил наибольшую известность «акцентуированная личность». Однако, правильнее будет «акцентуациях характера».
Личность – понятие сложное, чем характер. Включает в себя: - интеллект, - способности, - наклонности, - мировоззрение и т.д.
В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с преобладанием Немецкого языка термин «акцентуированная личность» стали использовать как клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.
Акцентуации характера – это варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно повышены, что после обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже усиленной устойчивости к другим.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера – это явная и скрытая.
Явная акцентуация.
Это степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием постоянных черт определенного типа характера. Собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментально – патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера заостряется, а при действии психогенных факторов, адресующихся к « месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении, особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируется и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация.
Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к « месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психические расстройств, но могут даже не выявить того характера.
Если же такие черты и выявляются, то это, как правило, не приводит заметной социальной дезаптации.
Существует две классификации типов – первая К. Леонгарда и вторая А.Е. Личко.
Карл Леонгард выделил 12 типов акцентуации. По своему происхождению имеют разную локализацию.
К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:
К характеру, как социально обусловленному образованию, отнес типы:
Глава 3. Эмпирическое исследование проблемы
Эмпирическое исследование с целью изучить особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением проводилось в 2013 году на базе ГОУ СОШ №10 г. Подольска. В исследовании приняли участие 50 учащихся 9,10,11 классов.
Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенка в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию.
Экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события.
Интроверсия – направленность личности на внутренний мир.
Нейротизм- понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциольная нейстоучивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детермированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.
Информация о работе Особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением