Особенности общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поиск конструктивного преодоления конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности общения c детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение научной и методической литературы по вопросу особенностей общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности взаимоотношений с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Понятие общения …………………………………………………
1.1.Общение и его роль в развитии ребенка ……………………………..
1.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста ……..................................
1.3 Особенности общения с детьми ………………………………………
Выводы по главе I …………………………………………………………
Глава II. Ошибки в общении с детьми и пути их разрешения …………..
2.1 Причины нарушения поведения детей ………………………………..
2.2 Понятие конфликта …………………………………………………….
2.3 Пути разрешения конфликтов ………………………………………...
2.4 Конструктивное преодоление конфликтов …………………………...
Выводы по главе II …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава I. Понятие общения …………………………………………………

6

1.1.Общение и его роль в  развитии ребенка ……………………………..

6

1.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста ……..................................

1.3 Особенности общения  с детьми ………………………………………

 

Выводы по главе I …………………………………………………………

22

Глава II. Ошибки в общении с детьми и пути их разрешения …………..

24

2.1 Причины нарушения поведения детей ………………………………..

24

2.2 Понятие конфликта …………………………………………………….

30

2.3 Пути разрешения конфликтов ………………………………………...

32

2.4 Конструктивное преодоление конфликтов …………………………...

35

Выводы по главе II …………………………………………………………

38

Заключение …………………………………………………………………

40

Список использованной литературы ……………………………………..

33

Приложение ………………………………………………………………...

35


 

Введение

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Для отечественной психологии общение не самодовлеющий, замкнутый на себе акт, а деятельность, имеющая свои, так сказать, «долговременные» продукты. В качестве ближайшего такого продукта можно рассматривать отношения, складывающиеся между партнерами по общению (Я. Л. Коломинский, 1976), а конечным продуктом является по-видимому, образ других людей и самого себя у субъекта общения. [?]

Общение не только формируется как осознанная деятельность ребенка, но, в первые полгода его жизни оно приобретает «статус ведущей деятельности», «позволяет ему накапливать новые знания и умения и постепенно подготавливает его переход к новому виду ведущей деятельности, более высокой по своему уровню. Появление же новой ведущей деятельности неизбежно влечет за собой перестройку предыдущей формы общения с окружающими людьми...». (?)

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Все чаще родители, учителя, воспитатели размышляют над тем, как построить нормальные отношения с ребенком, как заставить его слушаться, можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик. Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Многие проблемы детства, особенно остро вставшие в нашем обществе в последнее время, были уже несколько лет тому назад не только обозначены М.И. Лисиной, но и в определенной мере разработаны: ею были высказаны гипотезы и соображения о подходах к их решению. Практически всю свою научную жизнь М.И. Лисина посвятила проблемам детства, первым семи годам жизни ребенка, от момента его прихода в этот мир до поступления в школу. В фундаменте научного поиска и практических разработок в этой области психологии лежала ее истинная и горячая любовь к детям и желание помочь им в овладении сложным миром людей и предметов, а также идея о том, что только доброе отношение к ребенку может привести к становлению гуманной личности и обеспечить расцвет всех его творческих возможностей. Поэтому в поле пристального внимания М.И. Лисиной было выявление научных основ наиболее эффективных методов воспитания детей, растущих в разных условиях: в семье, детском саду, доме ребенка, детском доме, интернате. Важнейшим фактором успешного продвижения ребенка в психическом развитии она при этом считала правильно организованное общение взрослого с ним и отношение к нему с первых же дней как к субъекту, к неповторимой, уникальной личности.

Современный российский психолог, профессор МГУ Ю.Б.  Гиппенрейтер в одном из своих изданий приводит интересные данные: «Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, - случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого».  Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Цель исследования: изучить особенности общения c детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучение научной и методической литературы по вопросу особенностей общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  2. Выявить особенности взаимоотношений с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  3. Определить причины нарушения поведения детей.
  4. Изучить пути разрешения конфликтов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Объект исследования: общение с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования: пути совершенствования общения с детьми.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава I. Понятие общения

    1. Общение и его роль в развитии ребенка

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [9]

Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М.И. Лисиной:

  1. Внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
  2. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера. Общение - это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.
  3. Инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение - процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание - наиболее характерный момент общения.
  4. Чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение. Однако общение – это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное – чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить, прежде всего, в семье. Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет удовлетворительных эмоциональных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель и т.д. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Наблюдая, как люди общаются друг с другом, мы можем видеть только внешнюю, поверхностную картину их взаимодействия - кто что говорит, кто как смотрит и т.д. Между тем за этой внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения – межличностные отношения, т.е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. За каждым высказыванием или действием, обращенным к другому человеку, стоит особое отношение, особая потребность в общении. Одно и то же действие или высказывание может иметь совершенно разную основу и отвечать разным потребностям. Например, ребенок задает взрослому вопрос: «Кто быстрее бегает, волк или заяц?» Что побуждает ребенка обратиться с этим вопросом? Ответить, не зная этого ребенка и конкретной ситуации, невозможно. За этим простым обращением могут стоять самые разные мотивы. Может, ребенка действительно интересует, кто из животных быстрее бегает, может, ему хочется обратить на себя внимание взрослого, а может, ему важно продемонстрировать свои познания перед друзьями. Или: один ребенок жалуется на плохое поведение другого. Как должен относиться к этому воспитатель? Опять же на этот вопрос нельзя ответить однозначно, пока мы не выясним, что стоит за жалобой, и какая потребность побуждает ребенка обратиться к воспитателю. Может быть, это потребность поговорить со взрослым и привлечь его внимание, а может, потребность утвердиться в своей правоте («Я знаю, как нужно правильно себя вести!»), или, может быть, ребенку хочется, чтобы его товарищ был наказан, а он на его фоне выглядел хорошим.

Если воспитатель не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступить в общение, он не сможет его понять, а значит, и правильно ответить ему. И, чтобы правильно ответить ребенку и понять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте. [11]

В.Н. Белкина выделяет следующие основные закономерности в развитии общения в детском возрасте:

1. Постепенное изменение направленности общения. В первые полтора месяца у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, но инициатором общения выступает взрослый, т. к. он создает ситуацию общения. В раннем возрасте инициативу в контактах со взрослым начинает проявлять сам ребенок, диапазон интересов которого расширяется. Затем, в среднем, старшем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя новый интересный объект окружающего мира – своего сверстника, развивается «детское общество», подразумевающее специальное общение детей друг с другом. Следовательно, направленность общения ребенка характеризуется двумя сторонами: ребенок – взрослый и ребенок – ребенок.

2. Изменяется, усложняется содержание потребности в общении: по данным М.И. Лисиной, следует выделить такие стадии развития этой потребности: во внимании и доброжелательности взрослого (от 0 до 6 мес.; в сотрудничестве (ранний возраст); в доверительном отношении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст); во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст).

3. Мотивы общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные связаны с интересом ребенка к окружающему его миру, что отражается в детских вопросах. Деловые мотивы сопровождают ситуацию сотрудничества ребенка со взрослыми или сверстниками при выполнении какой – либо деятельности. Личностные характеризуют интерес растущего человека к внутреннему миру взрослого и сверстника, отношение ребенка у другому человеку как к представителю социальной группы.

4. Ребенок постепенно овладевает способами общения. В процессе непосредственного общения используются мимика и пантомимика , затем с третьего года жизни ребенок начинает использовать речь как средство общения. Вначале он общается с помощью речи в основном со взрослыми, и лишь во второй половине дошкольного возраста речь становится главным средством общения его со сверстниками. Ведущая роль в овладении ребенком разнообразными средствами общения принадлежит взрослому.

5. Уже с первых лет жизни ребенок включается не только в непосредственное общение с другими людьми, но и в опосредованное общение: через книги, телевидение, радио.

Информация о работе Особенности общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поиск конструктивного преодоления конфликтов