Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности общения c детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение научной и методической литературы по вопросу особенностей общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности взаимоотношений с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Понятие общения …………………………………………………
1.1.Общение и его роль в развитии ребенка ……………………………..
1.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста ……..................................
1.3 Особенности общения с детьми ………………………………………
Выводы по главе I …………………………………………………………
Глава II. Ошибки в общении с детьми и пути их разрешения …………..
2.1 Причины нарушения поведения детей ………………………………..
2.2 Понятие конфликта …………………………………………………….
2.3 Пути разрешения конфликтов ………………………………………...
2.4 Конструктивное преодоление конфликтов …………………………...
Выводы по главе II …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………..
Таким образом, общение играет значительную роль в психическом развитии ребенка. В процессе общения он получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребенка к познанию. Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на окружающий его мир. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми. [1]
М.И. Лисина выделила три группы качеств и соответственно три основные категории мотивов общения – деловые, познавательные и личностные.
Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.
Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого. В отличие от этого третья категория мотивов общения – личностные мотивы – характерна только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.
Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств. М.И. Лисина выделяла три категории средств общения:
Психологические исследования показали, что данные аспекты общения порождают несколько этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка со взрослым М.И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм.
Итак, формой общения называется деятельность общения на определённом этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств. На протяжении детства появляются и развиваются различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. Важной задачей воспитателя является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям малыша. [9, 11]
В ходе изучения выявлены четыре формы общения детей:
Ситуативно-личностная – это начальная форма общения, самая короткая по времени существования, продолжается до 5,5-6 месяцев. Её отличительная особенность – необходимость доброжелательного отношения взрослых, которое воспринимается ребенком как гарантия его безопасности, а ласки родителей – как очень важные действия.
Ситуативно-деловая форма общения проявляется от полугода до трехлетнего возраста. Основная деятельность малыша теперь связана с изучением предметов. Ребенок наблюдает, как взрослые манипулируют с предметами, пытается повторить их действия. Возникает желание ребенка сотрудничать со взрослым.
Внеситуативно-познавательная форма общения характерна для общения детишек дошкольного возраста. Теперь их действия направлены на познание свойств предметов. Не имея возможности познать все самому, по мере развития речи, ребенок обрушивает на взрослых все свои «почему».
Внеситуативно-личностная форма общения появляется 6-7 годам. Ребёнок воспринимает взрослого как конкретную личность, социальное лицо, как члена общества. Сотрудничество с ним у ребенка носит познавательный характер. Малыш задает взрослым много вопросов об их жизни, о работе. [6]
М.И. Лисина считала, что формы общения детей со старшими выражает характеристику состояния психики ребенка. Взрослый является для ребенка воплощением уровней, которые ребенку ещё неподвластны. На эти ценностные и мотивационные уровни он может подняться только с помощью взрослых путем общения, общей деятельности и совместных переживаний.
Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.
Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры), либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.
С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребенка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество. В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть, что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы "почему?". Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребенок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут все показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет. Во взаимоотношениях дошкольника со сверстниками ему уже не достаточно "мирного соседства" с другими детьми, появляется желание играть с ними, выполнять вместе различные поручения. Активность ребенка в общении, также, как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер. Таким образом, учитывая важные особенности общения с детьми-дошкольниками, нужно активно поучаствовать в важном этапе формирования личности: поддерживать стремление к познанию, самостоятельности, организации деятельности. Необходимо помнить, что недостатки воспитания в этот период укореняются и становятся негативными чертами.
Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим.
В дошкольном возрасте происходят значительные
сдвиги в формировании личности ребенка.
Изменяется его образ жизни, содержание
и формы общения с другими людьми; резко
возрастают возможности физического и
психического развития, порождая новые
потребности, интересы, а, следовательно,
и новые побуждения, к все более разнообразным
видам деятельности. И не удивительно,
что в этом возрасте возникает внутреннее
противоречие между потребностями в действиях
и невозможностью овладения реальными
взрослыми действиями в силу их сложности.
А разрешить эти противоречия можно путем
выдвижения на первый план новой формы
поведения, нового вида деятельности,
а именно сюжетно-ролевой игры. Игра - не
продуктивная деятельность; мотив игры
лежит в самом ее содержании, следовательно,
игровое действие свободно от обязательного
подчинения реальным условиям и реальным
предметам.
Игра – форма деятельности в условных
ситуациях, направленной на воссоздание
и усвоение общественного опыта, фиксированного
в социально - закрепленных способах осуществления
предметных науки и культуры. В игре как
в особом исторически возникшем виде общественной
практики воспроизводятся нормы человеческой
жизни и деятельности.
1.3 Особенности общения с детьми
Проблемой общения с детьми в разном возрастном периоде занимаются современные психологи и специалисты: Ю.Б. Гипеннрейтер, Д. Дивиньи, А. Фабер, Э. Мазлиш. В их трудах поднимается ряд актуальных проблем, связанных со взаимоотношением взрослых и детей. Они затрагивают трудности взаимодействия с так называемыми «трудными» детьми, чье поведение беспокоит и нервирует окружающих и требует особого внимания со стороны взрослых: педагогов, родителей и пр. Предлагают своеобразную стратегию, которая поможет наладить взаимоотношения с такими детьми. Они разработали методы, позволяющие поощрять ребят и стимулировать их на активность, направленную на хорошее поведение и достижение успехов. Эти методы можно использовать в работе с детьми любого возраста.
По мнению Ю.Б. Гипеннрейтер даже самые непростые отношения с ребенком возможно наладить, если удастся восстановить благоприятный стиль общения с ним. [3]
В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.