Особенности общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поиск конструктивного преодоления конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности общения c детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение научной и методической литературы по вопросу особенностей общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности взаимоотношений с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Понятие общения …………………………………………………
1.1.Общение и его роль в развитии ребенка ……………………………..
1.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста ……..................................
1.3 Особенности общения с детьми ………………………………………
Выводы по главе I …………………………………………………………
Глава II. Ошибки в общении с детьми и пути их разрешения …………..
2.1 Причины нарушения поведения детей ………………………………..
2.2 Понятие конфликта …………………………………………………….
2.3 Пути разрешения конфликтов ………………………………………...
2.4 Конструктивное преодоление конфликтов …………………………...
Выводы по главе II …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

Диалог возможет лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

· психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу "здесь и сейчас", т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);

· доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

· восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);

· общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

· разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения). [7]

Вывод: если при общении с детьми использовать преимущественно императивное и манипулятивное общение – вы никогда не сможете наладить благоприятный стиль общения, дети не захотят слушать вас, а вы не сможете услышать их, помочь им и подружиться с ними.

Важной особенностью общения с детьми является активное слушание.

Можно выделить следующие виды слушания:

 

рефлексивное (активное),

 

нерефлексивное (пассивное),

 

эмпатическое.

 

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Нерефлексивное (пассивное) слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т. д. Такое слушание предполагает временную сдачу себя собеседнику, своего рода капитуляцию. Зато вы сможете узнать иную точку зрения, а затем – действовать.

Активное слушание – это искусство понимания. Процесс расшифровки смысла сообщений, выяснения реального значения сообщения. Активный слушатель должен уверить говорящего, что все произносимое будет верно понято им. Понимающий слушатель как бы сообщает говорящему: "Я забочусь о Вас, я принимаю Вас. Я хочу понять Ваш опыт, Ваши чувства и, особенно, Ваши потребности". Такое послание, данное человеку в качестве базовой основы разговора, повлияет на его образ мыслей и чувства (по отношению к себе и другим).

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и препятствует неверному пониманию или ошибочной интерпретации информации, полученной от собеседника. Цель – получение максимально полной и точной информации для принятия верного решения. [12]

В общении с детьми пассивного слушания недостаточно, следует использовать  активное слушание.

Об активном слушании в общении с детьми говорит и Ю.Б. Гиппенрейтер. В одной из своих книг она приводит следующее определение активного слушания: «Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.» [3]

Австро-американский психолог и педагог Р. Дрейкурс видел следующие задачи воспитания родителями своих детей:

  • Уважение уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста;
  • Понимание детей, проникновение в их образ мышления, умение разбираться в мотивах и значении их поступков;
  • Выработка конструктивных взаимоотношений с ребенком;
  • Нахождение собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности. [5]

Сформулированные Дрейкурсом методы воспитания также подтверждают мысль М. Лисиной о том, что только доброе отношение к ребенку может привести к становлению гуманной личности.

Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам».

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности ребенка, внутрисемейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей. В.Я. Титаренко [18] пишет о том, что внутренние семейные отношения обладают уникальными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания. Особую роль они играют в раннем возрасте, так как выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

Выводы по главе I

В ходе исследования мы увидели, насколько велика роль общения в детстве. Окружающие взрослые – главный источник и двигатель психического развития ребенка.

В.Н. Белкина выделила основные закономерности развития общения в детском возрасте. Выдающийся детский психолог М.И. Лисина выделила основные четыре критерия, которые призваны определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, главным из которых является внимание и интерес к другому. Особенно велика роль общения в детстве. По ее словам только доброе отношение к ребенку может привести к становлению гуманной личности.

Российский ученый,  специалист в области детской психологии Смирнова Е.О. отмечает, что если воспитатель не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступить в общение, он не сможет его понять, а значит и правильно ответить ему.

По словам доктора психологических наук, профессора РГПУ Ильина Е.П. существует три типа межличностного общения. Один из них – диалогическое общение, которое предполагает внимательное отношение к собеседнику и к его теме, в нашем случае к ребенку.

По утверждению Гиппенрейтер Ю.Б. – важной особенностью общения с детьми является активное слушание. Кандидат психологических наук Столяренко Л.Д. дает определение активному слушанию. Активное слушание – это искусство понимания. А значит, при установлении взаимоотношений с ребенком нет места нетерпению. Потребуется время и усилия со стороны взрослого, чтобы научиться слушать и понимать ребенка.

В ходе исследования также было отмечено следующее: чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. По А. Н. Леонтьеву, личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов. Деятельность ребенка, как правило, побуждается и направляется уже не отделенными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со взрослым отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий, нестандартность и нерегламентированность.

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

 

 

Глава II. Ошибки в общении с детьми и пути их разрешения

2.1. Причины  нарушения поведения детей

Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест.[2]

Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, конфликтностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, однако, не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность, конфликтность. Дети с указанными признаками поведения, часто спорят со взрослыми, теряют терпение, бранятся, сердятся, возмущаются и легко раздражаются другими. Они часто не выполняют просьб и требований других и специально раздражают их. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Названные нарушения почти всегда проявляются дома и в школе при взаимодействии с родителями, другими взрослыми или сверстниками, которых ребенок хорошо знает.

Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими и успешному обучению в школе. У таких детей часто нет друзей, и они не довольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи. [13]

Почему же «получаются» такие дети? Одна из главных причин лежит в неправильном общении, или его отсутствии, взрослого с ребенком.

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь….(лениться, драться, грубить), не начнешь….(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.

Причины, мешающие родителям, учителям, воспитателям, безусловно, принимать ребенка и показывать ему это.

  1. Настрой на «воспитание».
  2. Отрицательные переживания.
  3. Нарушение семейной среды, семейной атмосферы.

- Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

- Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

- Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

- Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях. [14]

В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных высказываний взрослых – настоящих помех на пути установления хороших взаимоотношений с ребенком. Их оказалось целых двенадцать!

Информация о работе Особенности общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поиск конструктивного преодоления конфликтов