Особенности общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поиск конструктивного преодоления конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности общения c детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение научной и методической литературы по вопросу особенностей общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности взаимоотношений с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Понятие общения …………………………………………………
1.1.Общение и его роль в развитии ребенка ……………………………..
1.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста ……..................................
1.3 Особенности общения с детьми ………………………………………
Выводы по главе I …………………………………………………………
Глава II. Ошибки в общении с детьми и пути их разрешения …………..
2.1 Причины нарушения поведения детей ………………………………..
2.2 Понятие конфликта …………………………………………………….
2.3 Пути разрешения конфликтов ………………………………………...
2.4 Конструктивное преодоление конфликтов …………………………...
Выводы по главе II …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)
  1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!». В таких категорических фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности в «беде».
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя». Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Угрозы и упреки плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
  3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами. Сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.
  4. Советы, готовые решения: «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи». Как правило, мы не скупимся на подобные советы.  Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя. Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по-другому», «Без тебя знаю!». Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас.
  5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»… И здесь дети отвечают «Отстань», «Сколько можно», «Хватит». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «психологической глухотой».
  6. Критика, выговоры, обвинения: «Опять все сделал не так», «Все из-за тебя», «Вечно ты»… Никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту, ответное нападение, отрицание, озлобление, либо уныние, подавленность, разочарование в себе. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка, он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы. Что может спасти положение? Первый и главный путь – постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.
  7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки «Молодец», «Ты у нас самая красивая»…Чем плоха похвала-оценка»? Во-первых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. Лучше всего просто выразить ваше чувство. Используйте местоимение «я», «мне» вместо «ты».
  8. Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса», «Ну просто дубина», «Какой же ты лентяй!». Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе.
  9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь!».
  10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Ну почему ты молчишь?». Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные.
  11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто промолчать, прижав его к себе.
  12. Отшучивание, уход от разговора.

Сын: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю!

Папа: Как много между нами общего! (Проявляется чувство юмора, но проблема остается).[3]

Международный эксперт по психологии общения детей и подростков Д. Дивиньи выделила четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

  1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить – непослушанием.
  2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Дети очень чувствительны к ущемлению своей самостоятельности.
  3. Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание… Ребенок в глубине души переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.
  4. Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будут запущенная учеба или вызывающее поведение дома.

Стремления трудных детей вполне закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда этих детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей, и во-вторых – от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют. Серьезное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи! [4]

Мы рассмотрели некоторые основные причины нарушения поведения детей.

 

 

 

 

 

 

2.2 Понятие конфликта

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями". Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получат возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которыҳ во многом определяет реальное поведение дошкольника в конфликте. Дело в том, что возникновение и существование различных противоречий, приводящих к конфликтам дошкольников, является следствием объективных особенностей ᴨедагогического процесса. Но важны не столько сами противоречия, сколько острота их субъективных ᴨереживаний и характер влияния на поведение дошкольников.

Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для дошкольника его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения конфликта. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов организации условий для максимальной реализации конструктивного потенциала конфликтов у дошкольников.

Конфликты у дошкольников имеют свою выраженную сᴨецифику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной природы и возрастными особенностями дошкольников. Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления конфликта дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это способы, снижающие активность самих дошкольников.

Однако, готовность дошкольника к конструктивному поведению в условиях конфликта формируется в особых условиях, создание которыҳ является предметом работы ᴨедагогов, владеющих методами личностного развития дошкольников.

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Изучение отклонений в развитии отношений на самых ᴨервых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

 

 

2.3. Пути разрешения конфликтов

В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Как следует из определения, основу конфликтных ситуаций составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. (15)

По меткому выражению Л. С. Выготского, человек является рабом своего раннего детства, поскольку он всю последующую жизнь разрешает и пытается справиться с конфликтами, возникающими в первые месяцы его жизни. Впрочем, для психоанализа (классического), как уже отмечалось, вообще характерны достаточно крайние позиции, разделяемые далеко не всеми психологами. Но в целом, хотя и не в столь жесткой форме, в психологии является общепризнанным представление о значении конструктивного, эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутри личностных кризисов, конфликтов, противоречий, о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их не преодоление.

По мнению специалистов, принципиальные различия между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания со своими психологическими трудностями и проблемами связаны с их направленностью, целями, которые они преследуют. Эффективные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни. Иначе говоря, мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что ее проживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Напротив, те стратегии, которые в сущности являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса, сопровождающих его эмоциональных состояний. Если воспользоваться медицинской аналогией, то можно сказать, что в первом случае, почувствовав боль, человек пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.

Одним из деструктивных способов поведения по отношению к кризисам или конфликтам является непризнание наличия проблемы, непринятие реальности, ее искажение, уход от нее. Например, отгоняя от себя беспокойные мысли, человек уговаривает себя, что у него «все нормально», ему не о чем беспокоиться, а все чаще посещающие его депрессивные настроения и ощущение бессмысленности его занятий есть просто результат переутомления. Делая вид, что ничего не происходит, что все в порядке, человек подавляет в себе всякие сомнения и тревожащие мысли о собственной жизни, старается «поменьше забивать себе голову всякой ерундой» и побольше заниматься каким-нибудь «делом», потому что так жизнь быстрее проходит.

Другая ситуация возникает, когда, признавая свои проблемы и необходимость их решения, человек не видит возможности их решения или не находит в себе мужества, готовности сделать какие-то шаги. Примитивный способ справиться с такой ситуацией – это «заглушить» в себе соответствующие переживания, тоску бессмысленного существования теми или иными отвлечениями. Признавая наличие проблемы, можно уходить от ее решения, снижая значимость, остроту и тем самым отрицая необходимость что-то делать. Например, переживая какие-то семейные, подчас довольно тяжелые, проблемы, человек говорит себе: «все так живут», «жизнь такая» или «у других еще хуже» и т. д. Еще одним способом ухода является «откладывание» проблемы или перекладывание ее на других.

  Общим признаком этих деструктивных стратегий является фактическое нежелание человека или его неспособность «работать» со своей проблемой. Он не готов к принятию решений, к ответственности за них, боится их последствий и потому надеется, что «все как-нибудь устроится само собой». У человека начинает накапливаться негативный опыт не решения своих проблем.

 Иногда человек идет  путем «наименьшего сопротивления», предпочитая оставить «все как  есть» и отказываясь от решений, требующих определенного мужества. При этом он может чувствовать  облегчение от избавления от  мучительной проблемы, однако реально  возникает регресс личности или  замедление, прекращение личностного  роста, ограничение возможностей  ее самореализации. Наконец, третья – и единственно конструктивная – возможность состоит в том, чтобы изменить что-то в себе или своей жизни таким образом, чтобы действительно получить возможность «жить своей жизнью», ощущать подлинность и «настоящесть» своего бытия.

Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное, выделять составные части в возникшей проблеме и решать ее поэтапно.

Ф. Василюк отмечает, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению; точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию.

 

 

 

 

2.4 Конструктивное преодоление конфликтов

Вспомним слова Ю.Б. Гипеннрейтер «даже самые непростые отношения с ребенком возможно наладить, если удастся восстановить благоприятный стиль общения с ним».

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Вспомним, что главными характеристиками оптимальной родительской позиции считается адекватность, гибкость и прогностичность. «Горячая и прочная привязанность членов семьи – это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем  не то же, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии  проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными», -  отмечает чешский психолог З. Матейчек, глубоко исследовавший проблему психического развития детей (Матейчек З. «Родители и дети», 1992. – с.6). [14]

Информация о работе Особенности общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поиск конструктивного преодоления конфликтов