Особенности отношения с родителями в подростковом и ранне-юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности взаимоотношений родителей и детей подросткового и ранне-юношеского возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. 5
1.1. Пубертатный кризис и его влияние на развитие самосознания. 5
1.2. Отношения со сверстниками. 13
1.3. Подростковые проблемы и пути их преодоления. 19
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 29
2.1. Отношения с педагогами. 29
2.2. Отношения с родителями. 35
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности отношений с родителями в детском и ранне-юношеском возрасте.docx

— 101.36 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.           3

ГЛАВА 1. ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. 5

1.1. Пубертатный кризис и его влияние на развитие самосознания. 5

1.2. Отношения со сверстниками. 13

1.3. Подростковые проблемы и пути их преодоления. 19

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 29

2.1. Отношения с педагогами. 29

2.2. Отношения с родителями. 35

ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ.       46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст является интересной и актуальной темой для изучения. В этот период протекают различный процессы формирования личности. Период взросления является трудным как для самих подростков, так и для родителей, учителей и прочих взрослых людей, влияющих на различные сферы жизни ребенка. Больше других в данном процессе задействованы родители. Поэтому в настоящее время все больше растет понимание семьи как определяющего фактора в развитии подростка.

Большинство родителей сталкиваются со значительными трудностями при воспитании детей. Причины данного явления различны: воспитание подростков в неполных семьях (одним из родителей), в неблагополучных семьях (например, если один или оба родителя пьют). Еще одним существенным фактором, затрудняющим и без того нелегкий путь родителей к пониманию и воспитанию ребенка, является так называемое окружение подростка (друзья, компании, субкультуры и др.). В дополнение к этому вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни, зачастую еще не будучи к ней готовым. В комплексе все эти факторы оказывают влияние на подростка, причем не всегда положительное. 
 Именно поэтому подростки нуждаются в поддержке со стороны родителей, старших родственников, педагогов, социальных работников. Им нужна информация о «правилах» пребывания в этом обществе, нужна возможность поделиться чувствами, эмоциями со сверстниками.

Идеальных подростков нет, также как нет идеальных родителей. Но можно научиться понимать поступки ребенка, соотносить их с примерными «нормами» поведения, характерными возрасту и в итоге получать удовольствие от воспитания ребенка, общения с ним.

Цель работы: изучить особенности взаимоотношений родителей и детей подросткового и ранне-юношеского возраста.

Гипотеза: отношения между детьми-подростками и родителями представляют собой сложную неустойчивую структуру, дающую ребенку опыт взаимодействия с окружающим миром.

Объект исследования: детско-родительские взаимоотношения.

Предмет исследования: детско-родительские отношения в подростковом и ранне юношеском возрасте

Методы исследования: анализ литературы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

1.1. Пубертатный кризис и его влияние на развитие самосознания.

Подростковый возраст— период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью[1]. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Хронологические границы точно не фиксированы. У разных авторов он колеблется о 10 до 15 лет. Относится к числу кризисных возрастов ,критических периодов онтогенеза.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную развития подростка и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом начала ряда психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста — в самоутверждении и общении со сверстниками.

Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости, либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Подростковый возраст часто вместе с ранне-юношеским рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка — в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11 и в 15 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют иногда затянувшимся кризисом.

И. Ю. Кулагина пишет, что половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме [6]. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес. Весь процесс сопровождается изменениями пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см. в год, опережает развитие мускулатуры. Всё это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые признак - внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причём у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровообращении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену настроения. И.Ю. Кулагина отмечает , что стремительно взрослеющий ребёнок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. В связи с этим эмоциональный фон в подростковом возрасте становится неровным, нестабильным, что не может не отражаться на окружающих.

Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к изменениям, происходящим в организме, переживать «гормональную бурю». Они как будто всё время находятся в состоянии стресса.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости, подростком остро переживаются все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всё расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков, указывает И.Ю. Кулагина, смягчаются при тёплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие подростка от зеркала лишь усугубляют пессимизм.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Физически более развитые подростки вызывают отношение к себе как к более взрослым. И наоборот: физически не развитые дети, к которым и относятся как к детям, начинают вести себя неестественно, пытаясь привлечь внимание. Ввиду этого часто образуется низкая самооценка, проявляется чувство отверженности.

И.С. Кон так же указывает на то, что понятие юности тесно связано с понятием переходного возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. [5]. В физиологии этот процесс условно подразделяют на три фазы:

1)предпубертатный, подготовительный период,

2)собственно пубертатный  период, в течении которого осуществляются основные процессы полового созревания, и

3)постпубертатный период, когда организм достигает полной  биологической зрелости. По И.С. Кону, если совместить данное деление  с привычными возрастными категориями, предпубертатный будет соответствовать  младшему подростковому, пубертатный - подростковому, постпубертатный – юношескому возрасту.

Пубертатный период – одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование системы центральных звеньев, присущей предыдущему периоду, в новую систему необходимую для последующего периода развития. Это повышает восприимчивость организма. Чувствительность и возбудимость организма не просто повышаются, а становятся более избирательными.

Подростковый  возраст всегда трактуют как переходный, критический. Подросток в это время подвержен явному выражению конфликтности. Однако И.С. Кон акцентирует внимание на том, что эти состояния подростков, какими - бы сложными и болезненными они  не были, являются естественными, нормативными жизненными кризисами.

Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровнях и темпах развития, типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала вырастания из него.

Х. Ремшмидт в своей книге «Подростковый и юношеский возраст» пишет, что наступление пубертатного периода характеризуется отчётливым ускорением роста.[10]. Пубертатный скачок роста наступает у девочек двумя годами раньше, чем у мальчиков, и не столь велик. Этим объясняется различие в росте между мужчинами и женщинами.

С пубертатным ускорением роста связаны заметные изменения пропорций тела. Параллельно росту скелета и мускулатуры увеличивается и физическая сила. В период полового созревания и раннего взросления  происходят изменения в моторике, результатом которых становится временное нарушение координации движения. Системы органов в данный период растут с разной скоростью. Органы дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения развиваются синхронно с общим увеличением тела. Вместе с тем рост лимфатической ткани с началом полового созревания резко замедляется, а репродуктивных органов – заметно ускоряется. Центральная нервная система растёт здесь очень незначительно.

Одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, обусловленная не только физиологическими факторами, но и в значительной степени также психосоциальными влияниями.

Во время пубертатного периода развития повышается внимание к телу и его функциям. Это обусловлено не только физиологическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Взрослые ожидают, что благодаря физической зрелости он уже должен справляться с определёнными проблемами развития. Одновременно молодые люди сознают, что их физическое развитие скоро завершится. Такая ограниченность временной перспективы у подростков и их стремление сравнивать себя со сверстниками усиливают наблюдение за собственным телом и часто вызывают озабоченность и опасения, что развитие отклоняется от нормы. Так же поводом для преувеличенных опасений служит незнание молодыми людьми изменчивости физического развития, масштабов созревания (это относится в первую очередь к диспропорции тела, возникающим у большинства подростков на короткой переходной стадии).

В период полового взросления представления о собственном теле значительно изменяются вследствие осознания и психической переработки различных соматических преобразований. Одновременно формируется новое отношение окружающих к индивиду, достигшего половой зрелости в ходе своего физического развития.

Ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени. Быстрые перестройки периода полового созревания должны интегрироваться в новое устойчивое ощущение идентичности.

Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика и включают её в представление о себе. Многие кризисы в пубертатный период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением близких взрослых людей. По мнению многих современных авторов в этот период последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и Я-концепция.[6] Пубертатный кризис оказывает значительное влияние на формирование самосознания. Подросток начинает претендовать на равные со взрослыми права. Чаще всего это проявляется во внешнем облике, отношениях к миру, манерах поведения. И.Ю. Кулагина достаточно наглядно описала подростковые перемены: «Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно – новые выражения». [6; 287]. 

Информация о работе Особенности отношения с родителями в подростковом и ранне-юношеском возрасте