Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности взаимоотношений родителей и детей подросткового и ранне-юношеского возраста.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. 5
1.1. Пубертатный кризис и его влияние на развитие самосознания. 5
1.2. Отношения со сверстниками. 13
1.3. Подростковые проблемы и пути их преодоления. 19
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 29
2.1. Отношения с педагогами. 29
2.2. Отношения с родителями. 35
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Друзья делятся друг с другом новостями преимущественно личного характера или выражают собственное мнение по поводу того, что происходит вокруг, причем это мнение, как правило, так же бывает сугубо личным. Темы для разговоров друзей обычно выбираются такие, которые интересны для каждого из них и значимы друг для друга. Этим, в частности, содержание общения людей отличается от общения просто знакомых или приятелей.
1.3. Подростковые проблемы и пути их преодоления
Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность.[6]. Она проявляется в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.
Однако И.Ю. Кулагина считает, что «личностная нестабильность – это больше, чем колебания эмоционального фона». [6; 303]. Л.С. Выготский же писал по этому поводу, что «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного».[3]. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим[6]. Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») подростки совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть.
Так же подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе всё новые и новые черты. Его отдельные образы «Я» изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему.
О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений. Это выражается в сочетании у подростка застенчивости – с развязностью, сентиментальности – с чёрствостью. Подросток хочет быть таким же, как все, и пытается выделиться, отличиться любой ценой; борется с авторитетами, общепринятыми правилами и идеалами, обожествляя случайных кумиров.
На противоречивость личности в этом период так же указала Анна Фрейд, определив подростка исключительно эгоистичным, считающим себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса. И в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни подростки не способны на такую преданность и самопожертвование. [11]. Они вступают в страстные любовные отношения - только для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любви и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны апатичны.
И. Ю. Кулагина отмечает, что с противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьёзных подростковых проблем [6]
Это ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, девиантное поведение, суициды. (Девиантным принято называть поведение, несоответствующее социально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам поведения. [1]) К ним приводят обычно особые обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с социальными группами. [6]
При этом подростки, попадающие в милицию или наркологический диспансер, не обязательно из неблагополучных семей. Бывает, что «трудными» становятся и любимые дети, не обделённые заботой дома, но неудовлетворённые отношениями со взрослыми или сверстниками. Причины подростковых проблем разнообразны. Это может быть желание утвердиться и выделиться, сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил, против, как объясняет «трудный» подросток, «серой безликой толпы», для которой ты ничего не значишь».
Протест приводит некоторых подростков в особые неформальные группы или движения со своими знаками отличия и идеологией. Очень давно возникшее движение хиппи стало малопопулярным. Сейчас всё больше панков, рокеров, скинов (скинхедов), реперов, металлистов, фашистов и представителей других подростково - молодёжных объединений.
Протест приводит к побегам из дома, бродяжничеству. Некоторые подростки видят своеобразную романтику в поисках ночлега и пропитания, стычках с милицией. Кулагина также отмечает, что часть ушедших из дома свою «вольную» жизнь не идеализируют, их удерживает на чердаках и в подвалах страх перед наказанием за совершённые проступки, перед побоями, домашними скандалами.
В особо тяжёлых ситуациях у подростков может появиться суицидальное поведение – мысли о смерти, соответствующие высказывания, угрозы, попытки самоубийства. Суицид редко бывает результатом сознательного выбора. Чаще всего это отчаянный шаг при невозможности разрешения своих проблем.
В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие «трудный подросток» и связанное с ним девиантное поведение[5].
Девиантное поведение разделяется на две большие категории. Во – первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во – вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие – то социальные и культурные нормы, особенно правовые (правонарушения, преступления). Противоправное поведение называют делинквентным, преступное – криминальным. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности, представляет собой группу повышенного риска, т. к.. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я – концепции. Так же влияние оказывает пограничность и неопределённость социального положения юношества, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля.
Проявлением внутренних трудностей переходного возраста являются алкоголизация и ранний алкоголизм, наркотизм и подростковая наркомания, агрессивное и суицидальное поведение.
1.Алкоголизация распространена более широко. Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в подавлении психической активности (в больших дозах) и наоборот в стимулировании психической активности, снятие сознательного торможения, выходу подавленным желаниям из – под контроля (в малых дозах). Подросток же, употребляя алкоголь, стремится погасить характерное для данного возраста состояние тревожности, а также избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют нормы субкультуры.
2.Наркотизм. В принципе, употребление наркотика обязательно не делает человека наркоманом, т. к. существуют разные уровни наркотизации, начиная с единичного употребления наркотиков и заканчивая стадией наркомании – полной физической и психической деградации.
Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По данным наблюдения врачей – наркологов, две трети подростков приобщаются к наркотическим средствам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного.
Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру и совершение серьёзных правонарушений.
3.агрессивное поведение.
Подростковая агрессия – чаще
всего вследствие общей
Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Это укрепляет чувство групповой солидарности.
4.Суицидальное поведение.
В психологических
Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным.
По данным исследований лишь 10% подростков действительно хотят уйти из жизни, в 90% случаев суицидальное поведение – это «крик о помощи».[6] О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают заранее. Подавляющее большинство суицидальных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто – то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, иногда речь идёт о суицидальном шантаже. Тем не менее, всё это смертельно серьёзно и требует внимания.
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны [6; 251]. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок. Из всего этого следует, что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность вовлечения так же и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестоко, связано с нарушением норм психологического здоровья. В некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы. Что же касается индивидуально – личностных факторов, то самым важным и постоянно присутствующими бесспорно являются локус контроля и уровень самоуважения. И. С. Кон подчёркивает что: «Понижение самоуважения связана у подростков практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями [5; 252].
В научной литературе эта связь объясняется четырьмя гипотезами:
1)девиантное поведение способствует снижению самоуважения, т. к. индивидуально усваивает отрицательное отношение общества к своим поступкам, а значит и к себе;
2)низкое самоуважение
способствует росту
3)при низком самоуважении
девиантное поведение
4)кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.
Потребность в самоуважении у некоторых подростков настолько сильна, что они, не удовлетворив её общественно приемлемыми способами, обращаются как раз к девиантным формам поведения.
Разумеется, девиация не лучший, и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения.
Ряд авторов считают, что подросток открыт для общения с людьми – со взрослыми и со сверстниками. Подросток замыкается же в себе он только тогда, когда «наталкивается на непонимание, видит несправедливость, чувствует неуважение» [7; 177] Подростку важно, чтобы окружающие высоко оценивали его и хорошо к нему относились, поэтому он очень чувствителен к тому, что о нём говорят, к своему успеху и неуспеху. Поэтому он стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение.
В некоторых случаях боязнь показать неумение служит источником стеснительности, робости. В других – подростки маскируют робость бравадой, развязностью, прикрываются ими, словно щитом. В первом случае подростки выделяются необоснованной неуверенностью в себе, высоким уровнем притязаний и требований к себе. Во втором – подросток просто хочет выделиться на фоне остальных, стать заметным, известным. И это стремление осуществляется во что бы то ни стало, не учитывая последствий своих действий. Не останавливает таких подростков даже сознание того, какой ущерб они несут. У одних подростков самоутверждение ярко проявляется в желании первенствовать во всём, другие - в жажде выделиться совершают какие – то необычные поступки; третьи стараются «прогреметь» любым способом, и действительно, «гремят» нарушением всех дисциплинарных требований; четвёртые в качестве саморекламы используют школьную сцену; пятые стараются обратить на себя внимание необычностью внешнего облика, не свойственными сверстникам манерами.
Стремление к «единоличной славе» осуждается сверстниками. Парадокс здесь в том, что подростку, у которого ярко выражено стремление к самоутверждению, не нравится такое же стремление у другого. Нередко подросток себе разрешает то, чего не разрешает товарищу, сверстнику. Это порождает большие сложности в коллективе и приводит к различным отклонениям в поведении. В этом случае девиантное поведение, как средство повышения самоуважения в коллективе достаточно эффективно.
Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я»[5]. Чувство своей «ущербности» может побудить подростка начать пить или курить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Но этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы Я – концепции. Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре. В случае же смены субкультуры оно теряет смысл.
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким - то причинам он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие девиантных групп облегчает совершение девиантных действий, обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях, а также уменьшают эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес. Вместе с тем девиантные поступки увеличивают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможность социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. «Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.
Информация о работе Особенности отношения с родителями в подростковом и ранне-юношеском возрасте