Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности взаимоотношений родителей и детей подросткового и ранне-юношеского возраста.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. 5
1.1. Пубертатный кризис и его влияние на развитие самосознания. 5
1.2. Отношения со сверстниками. 13
1.3. Подростковые проблемы и пути их преодоления. 19
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 29
2.1. Отношения с педагогами. 29
2.2. Отношения с родителями. 35
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
2.2 Отношения с родителями
В животном мире , там, где родители берут на себя опекающую роль по отношению к своему потомству, освобождение от этой опеки выступает как природный, естественный процесс, начинающийся задолго до того, как молодое животное достигает половой зрелости. [4] В человеческом обществе родительской опекой отмечено всё детство ребёнка, и освобождение от неё практически никогда не наступает раньше периода пубертата. Во всех человеческих обществах можно наблюдать более или менее длительный период между началом освобождения от родительской опеки и достижения взрослого статуса, представление которого всегда институализировано и регулируется с помощью системы социальных ритуалов.
«Мы и взрослые» - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии [5]. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребёнка. Но ребёнок понимает различие двух миров – детского и взрослого и то, что отношения между ними неравноправны, как ничто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где – то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Русские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребёнка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда - противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всём подтверждён и оправдан.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а так же от установленных ими правил и порядков.
Из фактов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остаётся родительская семья, как первичная ячейка общества, влияние которой ребёнок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребёнка.
И. Ю. Кулагина также отмечает, что отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, - ещё одна значимая сфера отношений подростков [6]. Влияние родителей на подростка уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодёжной модой, современной музыкой. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребёнка.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребёнка воздействует вся внутрисистемная атмосфера, причём эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [5]. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор маловлиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи, характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из – за родительского контроля за поведением, учёбой подростка, его выбором друзей [6]. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жестокий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток остаётся предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают детям, что им делать; подросток может высказать своё мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются, подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей; родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение; решения часто принимает сам подросток; подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.
Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребёнке, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений – любовь, принятие ребёнка или его непринятие.
Демократичные родители ценят в поведении подростка самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких – то областях его жизни, не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на тёплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражают подростка, он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идёт на конфликт, но чаще всего дети приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующимся большей свободой.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность сочетается с эмоциональным холодом, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ещё более тяжёлый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
И. С. Кон также указывает на то, что «взаимоотношения с родителями, их стиль, оказывают значительное влияние на личность подростка» [5; 208]. Существует несколько относительно автономных механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во – первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребёнка определённую систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребёнка привычкой и внутренней потребностью. Во – вторых, идентификация: ребёнок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В- третьих, понимание: зная внутренний мир ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Вместе с тем, весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде школы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, тёплые, доброжелательные отношения, а на другом – далёкие, холодные и враждебные. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Недоброжелательность же, невнимательность со стороны родителей вызывают неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрыто. Безотчётная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она даёт низкое самоуважение, чувство вины.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определённым типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Сюда относятся: сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений [6]. Подросткам позволяется делать всё, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Если ребёнок попадает в социальную группу, возможны наркомания и другие формы социального неприемлемого поведения.
Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы. Одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребёнка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих – и подростка, и его мамы.
Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то далёкое послушание, то взрослея самостоятельность. Вообще, противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях она направлена преимущественно от родителей к ребёнку, в других – от ребёнка к родителям [5]. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости о предметах: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других – право решать остаётся за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жестокими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнить, а могут и подрывать влияние друг друга.
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков [6]. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми не удовлетворяется, у детей возникают тяжёлые переживания. Эти переживания могут быть смягчены за счёт общения с родителями, учителями, сверстниками.
В подростковом возрасте происходит расширение круга общения за счёт вовлечения в него взрослых людей [8]. Стремление к общению со взрослыми свойственно большинству старшеклассников, при этом больше всего растёт необходимость в общении с родителями. По данным исследований около трети подростков хотели бы получать больше родительских советов по важным для них вопросам, чем они фактически получают.
Смысл доверенного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации, хотя и этот аспект важен, а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением со взрослыми у старшеклассников дело обстоит довольно сложно. Общение со взрослыми протекает неравномерно. В ранней юности происходит резкое снижение доверительности в общении с родителями. В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Важный смысл преображает коммуникативное уединение, в котором старшеклассники общаются с неким идеальным партнёром, со своим «Я», с представляемыми реальными лицами из своего окружения или с лицами, общение с которыми им не доступно, либо в силу статусных различий, либо в силу исторической дистанции. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им не доступны в реальной жизни. Они делают это как в играх – грёзах, так и в мечтах.
По – видимому, процесс взросления и постепенного отделения от семьи протекает у большинства подростков относительно спокойно: молодые люди оценивают своё отношение к родителям положительно, как правило, сохраняют с ними прочные связи и разделяют их основные ценностные представления [10]. В большинстве случаев ярко выраженного конфликта поколений не наблюдается. Молодые люди сравнительно долго зависят от родителей в финансовом отношении из – за большой продолжительности школьного обучения.
Другая тенденция в поведении современных подростков заключается в преждевременной самостоятельности, которая проявляется в усилении внесемейных социальных контактов и в образовании неформальных групп молодых людей. Как правило, когда молодой человек начинает жить отдельно, его отношения с семьёй становятся на новую основу. С исчезновением контроля и конфликтов, связанных совместным проживанием, общение между молодыми людьми и родителями теряет свою напряжённость.
Семейные же конфликты возникают по вполне конкретным поводам. Так, подавляющее большинство молодёжи расценивает воспитательный стиль своих родителей как чересчур ограничительный, и только малая часть относится к ним негативистично. Хотя между родителями и детьми время от времени возникает определённая напряжённость, превалируют общие интересы. Сексуальные проблемы никоим образом не выступают на передний план, зато агрессивные тенденции чаще дают повод для споров с родителями. И всё же большинство молодых людей хорошо ладят с ними, ценностные понятия расходятся слабо, и несогласие вызывают лишь детали, также как одежда, причёска, музыка.
Информация о работе Особенности отношения с родителями в подростковом и ранне-юношеском возрасте