Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности взаимоотношений родителей и детей подросткового и ранне-юношеского возраста.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. 5
1.1. Пубертатный кризис и его влияние на развитие самосознания. 5
1.2. Отношения со сверстниками. 13
1.3. Подростковые проблемы и пути их преодоления. 19
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 29
2.1. Отношения с педагогами. 29
2.2. Отношения с родителями. 35
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Так же подражание идёт и по линии развлечений, отношений.
Одновременно с внешними объективными проявлениями взрослости возникает особая форма самосознания: чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя взрослым. Подросток часто идёт на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
«Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста». [5, 84] Главное психологическое приобретение во время данного периода, отмечает И.С. Кон, открытие своего внутреннего мира. Благодаря пубертатному периоду с его многочисленными переменами подростком обретается новая способность погружаться в себя, в свои переживания, открывать заново целый мир эмоций, красоту природы. Однако зачастую внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. «Внешнее» обычно является проявлением внутреннего. Последнее диктует свои решения, размышления. Однако зачастую «внешнее» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом. И то, как данная проблема решится, зависит от уровня воспитания, моральных норм, ценностей подростка. Чрезвычайно важным компонентом самосознания в подростковом возрасте является самоуважение. «Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворённость собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я». [5; 100].
Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия или несамокритичности. Подросток с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что сможет преодолеть свои недостатки. Низкое же самоуважение, напротив, характеризуется устойчивым чувством неполноценности, оказывает крайне отрицательное влияние на социальное поведение , снижая социальную активность.
Существенно различаются юношеские и девичьи описания» трудного возраста». Юношеские самоописания более динамичны, акцент в них делается на появление новых интересов, видов деятельности. Девичьи же самоописания более субъективны и говорят в основном об испытываемых чувствах, чаще отрицательных. Ряд авторов подчёркивают, что переход от подросткового к раннему юношескому возрасту можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, интенсивное развитие которого будет осуществляться в юношеском возрасте [3]. Так же выделены специфические черты данного перехода – повышение значимости для «образа Я» системы собственных ценностей и усиления личностного, психологического, динамического аспекта самовосприятия, позволяющего оценить его как уровень, характерный для зрелой личности. Анализ содержания «образа Я» показывает, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента самосознания происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый, более высокий уровень.
Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту, протекающий в это время пубертатный кризис влияет на развитие нового уровня отношения к себе. Происходит смена оснований, критериев для самооценки. Если в начале пубертатного кризиса у подростков снижается уровень общего самоуважения, (подростки начинают думать что родители, учителя и сверстники плохого о них мнения), то с наступлением раннего юношеского возраста картина меняется, вновь растёт самоуважение, компенсируются «потери» подростковой фазы.
1.2. Отношения со сверстниками
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения подросткового возраста уделяется взаимоотношениям между подростками [8]. Они, в свою очередь, делятся на официальные(возникающие на должностной основе) и неофициальные(складывающиеся на базе личных, или частных, взаимоотношений). Подросток обладает весьма сильными потребностями в общении со сверстниками, что ярко выражается в поведении, увлечениях. [6] Подростковые увлечения - «сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные»[6; 294]. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей критической переработки, и потребность в лёгком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться.
Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения со взрослыми. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречащее явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет сходства, понимания и приятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь, не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, сомнения в своей ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно полному пониманию со стороны друга.
А. В. Мудрик указывает на то, что переориентация общения является одной из главных тенденций переходного возраста. [8] Она может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно. Переориентация общения по-разному выражается в разных сферах деятельности. Потребность в общении со сверстниками возникает ещё в детском возрасте, и неуклонно усиливается. Своего апогея она достигает в подростковом периоде. Так, общение со сверстниками является важным каналом информации, по которому они узнают многие вещи, о которых по некоторым причинам им не сообщают взрослые. Так же в этом возрасте межличностные отношения имеют специфический вид. Совместная деятельность вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, так же служит ценной жизненной школой.
Специфическую форму имеет и эмоциональный контакт между подростками. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от школы, но и даёт ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чём им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.[5]
Напряжённая потребность в общении и аффилиации, в эмоциональных контактах, дружбе, любви, проявляющихся в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь, [1] превращается у многих подростков в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании. Но при сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепление в самоуважении, признание своей человеческой ценности, другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию, коммуникативные навыки. Четвёртый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.
И. С. Кон подчёркивает, что типичной чертой подростковых и юношеских групп является чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую некритически относятся к мнениям собственной группы и её лидеров. «Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном « Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность с каким – то «Они»». [5; 131]
Страстное желание быть «как все» распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие – когда индивидуальность выражается через единообразие – может тревожить подростка. Тем не менее, в группе это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать подчас нелёгкую борьбу.
Х. Ремшмидт указывает на то, что подростки, чьи родители настроены против их дружеских связей с ровесниками, больше ориентированы как раз на референтные группы. [10] Такая ориентация, в свою очередь, характеризуется высоким конформизмом. В подобных группах, различных субкультурах, взгляды подростков обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, причёске. Для многих подростков принадлежность к субкультуре представляет собой важный этап перехода во взрослое состояние.
Субкультуры сильно ориентированы на внешние атрибуты. Кроме влияния ровесников, поведение молодых людей определяется средствами массовой информации.
Референтные группы характеризуются различными «ответами» на жизненные ситуации. Сюда относятся: бегство от общества (секты и др.); развитие и культивирование альтернативных, прежде всего социальных и творческих интересов (борьба за мир и др.); цинизм (эстетика « детей большого города» и др.); агрессивные стычки (рокеры, фанаты и др.);традиционные формы самоорганизации (группы по увлечениям и др.). Так же к референтным группам относятся команды, банды группировки. Притягательная сила идеологий и так называемых юношеских религий объясняется тем, что они предлагают упрощённую перспективу на будущее; позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости («самой распространённой коммуникативной трудности подростков и юношей» [5; 134]); ослабляют чувство вины за некоторые поступки ввиду коллективности действий; лишены двойственности (главарь играет роль «старшего брата»), свойственной отношениям между детьми и родителями; дают ощущение гармонии внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и описаниями.
В большинстве случаев наблюдается интенсивная групповая жизнь, хотя и сопряжённая с принуждением. Новички в подобных группах часто бросают семью и учёбу. Впадая в некую зависимость от не или её лидера, отходя от реальности из - за одностороннего направления мыслей в подобных референтных группах.
А.В. Мудрик при изучении факторов воспитания школьников охарактеризовал общение как «обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога школьника, как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми». [8; 15]. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает как стихийное, так и в определённой мере направленное влияние на становление и жизнедеятельность группы, коллективов, личности подростка.
Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению; чрезвычайно сильной тяге к разнообразной деятельности; в проявлении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах, имеющих взрывной характер и закрытых от взрослых.
Общение школьников подросткового возраста со сверстниками протекает главным образом в процессе совместной деятельности. Подросток ожидает от партнёров общности увлечений и практических интересов, помощи в различных ситуациях. В это же время у части подростков происходит переход от подросткового типа общения к новому типу, переходному, чем возможно, и объясняются новые ожидания в отношении партнёров.
Общение подростков со сверстниками протекает в виде информационных и дискуссионных диалогов. В информационном диалоге подросток стремится получить максимум информации о себе, как субъекте жизнедеятельности, в которую включаются подростки.
Переход от подросткового возраста к юношескому происходит неравномерно, растягивается по времени и характеризуется кризисными явлениями в различных сферах жизнедеятельности школьников. Кризисные явления возникают в сфере общения со сверстниками своего и противоположного полов. А.В. Мудрик указывает, что в этом возрасте особенно развита застенчивость, нередко маскирующейся развязностью, конфликты между членами коллектива чаще возникают уже не в деятельности, а в сфере отношений и становятся всё более скрытыми от глаз взрослых.
В этом возрасте появляется как тенденция явление поиска общения со сверстниками: стремление выйти за рамки имеющегося круга общения или увеличить степень психологической близости с кем – то из лиц, ранее входивших в круг общения. Это явление проявляется и в свободном общении, и в общении в различных сферах жизнедеятельности. Поиск общения ведёт к тому, что старших подростков привлекают сферы её организации, которые создают благоприятные возможности для общения.
У старших подростков происходят существенные изменения в содержании совместного времяпрепровождения, что отражается и на содержании, и на характере их общения. У подростков, ориентированных на общение, резко уменьшается число совместных занятий и времени, на них затрачиваемое, увеличивается время, проводимое на улице, появляются новые увлечения (музыка, игры).
Так же Р. С. Немов указывает на то, что наличие у подростков близких отношений, при которых они как бы отождествляют себя с другими людьми, разделяют с ними свои заботы, мысли, чувства и тревоги, служит важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия [9]. Существование таких отношений, которые мы называем интимными, является своего рода амортизатором деловых, бытовых и личных проблем и потрясений. Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви подростки могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.
Информация о работе Особенности отношения с родителями в подростковом и ранне-юношеском возрасте