Особенности памяти детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности памяти детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования памяти.
2. Изучить особенности старшего дошкольного возраста в онтогенезе.
3. Изучить особенности детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава I Теоретико – методологические подходы к пониманию изучения памяти как психологической функции у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.1. Память, как психическая функция ……………………………….
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста …………
1.3. Особенности памяти детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте ……………………………………………………
Глава II Выявление особенностей памяти детей старших дошкольников с нарушением интеллекта………………………………
2.1. Организация и содержание диагностики памяти с нарушением интеллекта детей старшего дошкольного возраста …………………..
2.2. Анализ результатов диагностики памяти нарушения интеллекта детей старшего дошкольного возраста ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3. Особенности памяти детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте

 

Память умственно отсталых детей дошкольного возраста развита  очень слабо. Это ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального  материала.

Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается  на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается  в запечатлении, сохранении и последующем  узнавании или воспроизведении  того, что было у человека в прошлом  опыте. Обычно выделяют вербальную (словесную), зрительную  и моторную (двигательную) память.

Процессы памяти умственно  отсталых детей характеризуются  многими особенностями. Объем запоминаемого  материала существенно меньше, чем  у их нормально развивающихся  сверстников. У умственно отсталых учащихся младших классов он обычно равен 3 единицам, у нормально развивающихся  – 7+- 2.Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньше его количество запоминают. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающих отдельные объекты. В свою очередь ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы.

Точность и прочность  запоминания словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь  на различных, чаще всего случайных  ассоциациях. При этом умственно  отсталые дети, характеризующиеся –  преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям. Дети относятся к числу заторможенных, запоминают меньший объем материала, но количество привнесений у них незначительно.

Умственно отсталые дети обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминаем. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая их, они радуются, огорчаются, всем своим видом, жестами, возгласами передавая отношение к происходящему. Именно эти части текста наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание послушного. Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию. Первое воспроизведение словесного материала оказывает доминирующее влияние на последующие репродукции. Вопреки повторным прослушиваниям текста они вновь и вновь допускают ошибки и неточности, отмечавшиеся в первой репродукции.

Умственно отсталые дети испытывают серьезные трудности при запоминании материала. Однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положительного влияния на результаты мнемической деятельности. Важно модифицировать повторения, устанавливая, таким образом, разнообразные связи между новым и уже известным детям материалом. Определенную помощь при запоминании может оказать смысловая группировка материала, а так же соотнесение слов с соответствующими картинками или другим наглядным материалом.

Требования запомнить  материал слабо изменяет мнемическую  деятельность дошкольников. Умением  организовать эту деятельность они  не владеют. Некоторые, узнав о том, что им следует заполнить воспринятое, обнаруживают обеспокоенность и растерянность. Достигнутые ими результаты оказываются ниже, чем в условиях непреднамеренного запоминания. Умение самостоятельно пользоваться мнемическими приемами совершенно недостаточно. В лучшем случае делают попытки шепотом повторять материал вслед за взрослым. Результаты запоминания, при наличии задачи запомнить материал и при ее отсутствии, мало отличаются друг от друга.

Запоминание материала и большой мере зависит от его структурного строения, от того каким путем он был воспринят, так же от возраста. Успешнее запоминают стихотворное, чем прозаические, тексты. Наличие ритма и рифмы облегает протекание мнемического процесса. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее благоприятным для запоминания является прослушивание текста с голоса педагога. Это обусловлено трудностями процесса чтения, которым дети еще не полностью овладели, а так же привычкой ориентироваться на восприятие устной речи. Дети старшего дошкольного возраста легче запоминают материал в тех случаях, когда они самостоятельно читают его вслух. Вероятно, одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятие создает благоприятное условие для закрепления материала в памяти. К старшим годам, преобладающее большинство детей уже овладевают техникой чтения и прочитывания небольшого текста не вызывает у них больших трудностей.

Сохраняющиеся в памяти ребенка  зрительные образы предметов называются представлениями. Представления зависят  от особенностей восприятия, речи и  мышления субъекта. У умственно отсталых детей представление о предметах  окружающего мира бедны, не точны, а в ряде случаев являются искаженными. С течением времени они изменяются: теряют специфические черты, употребляются друг другу или хорошо знакомым объектам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Выявление  особенностей памяти детей старших  дошкольников с нарушением интеллекта

 

    1. Организация  и содержание диагностики памяти с нарушением интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Недостаточная cформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с нарушением интеллекта. Как показывают клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Наблюдения педагогов  и родителей за их детьми с умственной отсталостью, а так же специальные  психологические исследования указывают  на недостатки в развитии их памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети, запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально-организованной работы с ними.

Существует большое количество методик диагностики памяти детей  дошкольного возраста.

Рассмотрим диагностический  комплект «Исследования особенностей развития познавательной сферы детей  дошкольного и младшего школьного  возраста» Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Один из блоков посвящен исследованию особенностей памяти.

Авторы предлагают три  методики:

1. Запоминание 10 слов (по  А. Р. Лурия);

2. Запоминание двух групп   слов;

3. Исследование зрительной  памяти.

Перечень методик, используемых для развития  памяти младших школьников предлагает Р. С. Немов. В программу обследования входят  методик:

Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти»

Методика «Оценка оперативной зрительной памяти»

Методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»

Методика «Оценка оперативной  слуховой памяти»

Методика «Диагностика опосредованной памяти»

Методика « Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»

 

Т. . Марцинковская в книге  «Диагностика психического развития детей» для исследования памяти предлагает три методики:

«10 предметов»

«10 слов»

«Пиктограмма»

 

Наиболее адаптированные методики для диагностики особенностей развития памяти у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием  предлагает С. Я. Рубинштейн. Методики:

«Заучивание 10 слов»

«Опосредованное запоминание  по Леонтьеву»

«Пиктограмма»

«Воспроизведение рассказов»

 

 

 

Заучивание 10 слов

Запомни цифры

Запомни рисунки

Воспроизведение рассказов

Исследование логической и механической памяти методом запоминания  двух рядов слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности памяти детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста