Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………………………………………7
1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной научной литературе ……………………………..7
1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………….………………………………………………………18
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………..………………………..29
2.1. Организация и методики экспериментального исследования ………29
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….…39
Литература …………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_peredelana (1).doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.

В работах отечественных  психологов содержится глубокое теоретическое  исследование проблемы готовности к  школе.

Важным аспектом в вопросе  изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная)

Составными компонентами психологической готовности ребенка  к школе являются:

-          мотивационная (личностная),

-          интеллектуальная,

-          эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность –  наличие у ребенка желания  учиться. В исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что  возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи  информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям  сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается    включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.(31)

В мотивационном плане  были выделены две группы мотивов  учения:

1.       Широкие  социальные мотивы учения или  мотивы, связанные с потребностями  ребенка в общении с другими  людьми, в их оценке и одобрении,  с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

2.       Мотивы, связанные непосредственно с  учебной деятельностью, или познавательные  интересы детей, потребность в  интеллектуальной активности и  в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к  школе выражается в отношении  ребенка к школе, учителям и учебной  деятельности,   включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с  учителями и одноклассниками.(34)

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. (43)

В.В.Давыдов  считает, что ребенок должен владеть  мыслительными операциями, уметь  обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь  планировать свою деятельность и  осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение  к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. (18)

В отечественной  психологии при изучении интеллектуального  компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму  усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их , видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин  на первое место ставил сформированность  необходимых предпосылок учебной  деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие  параметры:

-          умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,

-          умение ориентироваться на заданную  систему требований,

-          умение внимательно  слушать   говорящего  и точно выполнять  задания, предлагаемые в устной  форме,

-          умение самостоятельно выполнять  требуемое задание по зрительно  воспринимаемому образцу. 

Эти параметры  развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре  в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.(41)

Исследования  Е.Е.Кравцовой  (25) показали, что для  развития произвольности у ребенка  при работе следует выполнять  ряд условий:

-          необходимо сочетать индивидуальные  и коллективные формы деятельности,

-          учитывать возрастные особенности  ребенка,

-          использовать игры с правилами.

Исследования  Н.Г. Салминой показали, что для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а ,следовательно, характерны трудности в обучении. (53)

Кроме указанных  составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка. (35).

К 6 – 7 годам  появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно  из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением, образованием времен, правилами составления предложения.

Речь у детей дошкольного  и младшего школьного возрастов развивается параллельно  с совершенствованием мышления, особенно словесно – логического, поэтому , когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

 

 

1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  III уровня

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Также требования растут и к ребенку-будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования.

 Обучение  в школе кардинально меняет  всю его жизнь: свою самооценку и отношение с взрослыми и сверстниками. Ребенок становится личностью, учеником, ведущая деятельность которого-получение знаний.

 Проблема  готовности дошкольников к обучению  в школе не нова, она всегда  находилась и находится в центре  внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения и является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Но следует обратить внимание на тот факт, что решение этой проблемы меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

 В отечественной  и зарубежной психолого-педагогической  науке проблема готовности детей  к школьному обучению исследовалась в различных аспектах. Выдающимися педагогами прошлого было выдвинуто немало интересных идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Т. Мор)

 Большинство  современных педагогов и психологов  рассматривают подготовку детей  к обучению в школе с позиций  формирования их интеллектуальной  готовности к обучению, которая  обеспечивает полноценную адаптацию дошкольников к школе (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, Т. В. Тарунтаева, Ю. В. Карпов, Т. С. Яковлева), считая  главным в данной готовности интеллект. (43)

 В настоящее  время нужного уровня готовности  к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных психолого-педагогических задач (2) и остается одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей.

 Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально- психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

 Сегодня  значительное количество детей,  которые по ряду причин, несмотря  на соответствующий возраст и  имеющиеся у них навыки и  умения, испытывают большие трудности  в адаптации к школьному обучению. Это явление получило название  социально-психологической дезадаптации, одной из основных причин школьной дезадаптации остается психологическая неготовность к обучению в школе детей. (41)

 Проблема  готовности к школьному обучению  детей с общим недоразвитием  речи (ОНР) является одной из  наиболее актуальных как в педагогической, так и в психологической теории и практике и занимает особое место, так как дети попадают в так называемую «группу риска».

 Под общим  недоразвитием речи мы понимаем  речевую патологию, при которой  отмечается стойкое отставание  всех компонентов языковой системы:  нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Изучением проблемы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Е. А. Флерина, Т. В. Туманова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Р. И.  Лалаева и др., которые уделяли большое внимание вопросам обогащения и активизации словаря, развития связной и произносительной сторон речи, разработке методики проведения занятий, дидактических игр, упражнений и заданий. (23)

 Подготовка  детей к школе - задача комплексная,  охватывающая все сферы жизни  ребенка, в которой можно выделить  три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический (Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Л. Л. Коломинский, Е. Е. Кравцова и др.) [5]. При этом социально-психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школе является одним из  главных аспектов этой задачи.

 Социально-психологическая  готовность к обучению в школе-  это необходимый и достаточный  уровень социального и психического  развития ребенка в период  дошкольного детства для освоения  школьной учебной программы в  условиях обучения в коллективе  сверстников, один из важнейших компонентов, как отмечается рядом авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.), который  представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. (34)

 В настоящее  время школьные классы в основном  состоят из 20–25 учеников, поэтому  особенно важным становится умение  ребенка учиться в групповой  атмосфере. Для очень многих  детей групповое обучение создает  дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое. Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения (1).

 Для дошкольников  с общим недоразвитием речи (ОНР)  данная проблема, в связи с  тем, что их развитие отличается  от понятия «норма», особенно  актуальна. У ребенка с ОНР  отмечаются специфические особенности  личностного развития, среди которых заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности, агрессивности разной степени выраженности (7). Также детям старшего дошкольного возраста с недостатками речевого развития характерно  многообразие возрастных и специфических страхов в связи с клиническими проявлениями нарушения и особыми социально-психологическими условиями воспитания (6).

 У детей  с ОНР наряду с основными  речевыми трудностями отмечается  крайне низкий уровень коммуникативных  умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре (3). Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова).

Информация о работе Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня