Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:56, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………………………………………7
1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной научной литературе ……………………………..7
1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………….………………………………………………………18
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………..………………………..29
2.1. Организация и методики экспериментального исследования ………29
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….…39
Литература …………………………………………………………………….41
21. Гобова Е.С. Чтение. Словестность письменность. – М., 1997.
22. Гуревич К.М.
Индивидуально –
23. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье. – Пенза.,1990.
24. Гессен С.И. Основы педагогики. – М.,1995.
25. Давыдов В.В.
Проблемы развивающего
26. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994.
27. Дощицина
З.В. Оценка степени
28. Жедек П.С.
Использование методов
29. Жуйко С.Р.
Психологические основы
30. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 2001.
31. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1996. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
32. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993.
33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998.
34. Леонович Е.Н. Средства для обучения элементарному чтению// Начальная школа. – 1990. - №12.
35. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Ж. Логопед, №6, 2004.
36. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии // Ж. Школьный психолог, № 37, 2001.
37. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Ж. Логопед, № 3, 2005.
38. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 1999. – 528 с.
39. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 144 с.
40. Иващенко Ф.И., Ильина М.Н. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1998.
41. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Ж. Дефектология, № 6, 2000.
42. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2001. – 157 с.
43. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: «ВЛАДОС», 2001. – 256 с.
44. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: «ТЦ Сфера», 2001. – 80 с.
45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, - М., 1993.
46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000. – 128 с.
47. Хрестоматия по логопедии. В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: «ВЛАДОС», 1997. – 656 с.
Приложение 1
Список детей
Таблица 1
Контрольная группа
№ |
Имя ребенка |
Имя ребенка |
1. |
Кирилл Т. |
6 лет 2 мес. |
2. |
Саша С. |
6 лет. |
3. |
Юля Ш. |
6 лет 3 мес. |
4. |
Лера Ш. |
6 лет 3 мес. |
5. |
Влада С. |
6 лет. |
Таблица 2
Экспериментальная группа
№ |
Имя ребёнка |
Диагноз |
Возраст |
1. |
Миша К. |
ОНР III уровня |
6 лет 2 мес. |
2. |
Святослав Ш. |
ОНР III уровня |
6лет 2 мес. |
3. |
Даша М. |
ОНР III уровня |
6 лет. |
4. |
Саша С. |
ОНР III уровня |
6 лет. |
5. |
Алёна Б. |
ОНР III уровня |
6 лет. |
Результаты исследования кинетической основы движений руки
Имя, фамилия ребенка |
Примечание по выполнению задания |
Баллы |
1. Миша К. |
Ребенок правильно воспроизвел действия после трех демонстраций с третьей попытки. |
1 |
2. Святослав Ш. |
Воспроизвел показанные действия после двух демонстраций. |
2 |
3. Даша М. |
Воспроизвел действия правильно после трех демонстраций со второй попытки. |
1 |
4. Саша С. |
Правильно воспроизвел действия после двух демонстраций. |
2 |
5. Алёна Б. |
Правильно воспроизвела действия после трех демонстраций с первой попытки. |
2 |
Результаты исследования дифференциации звуков на слух
Имя, фамилия ребенка |
Группы заменяемых звуков |
Баллы | |||
свистящие |
шипящие |
соноры |
свистящие-шипящие | ||
1. Миша К. |
с-з, с-ц, |
ш-щ, ш-ж |
с-ш, з-ж, |
1 | |
2. Святослав Ш. |
ш-ж |
з-ж, с-ш |
2 | ||
3. Даша М. |
с-з, с-ц, |
с-ш, |
2 | ||
4. Саша С. |
с-з, с-ц, |
с-ш, з-ж, ч-с, с-щ |
2 | ||
5. Алёна Б. |
ч-щ |
р-л |
2 |
Таблица 5
Обобщённые результаты
Готовность к школьному обучению |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Готовы к школьному обучению |
5 |
5 |
Частично готовы к школьному обучению |
- |
- |
Не готовы к школьному обучению |
- |
- |
Приложение 2
Общие правила организации занятий:
1. Выполнение заданий следует начинать с более легких упражнений, переходя к более сложным.
2. Обстановка на занятии должна быть спокойной и доброжелательной, тон педагога – ровным, спокойным, любые замечания – поддерживающими, конструктивными.
3. Не торопить своего маленького ученика при выполнении заданий, позволять ему самому выбрать (и сформировать) оптимальный темп деятельности. Установку всех заданий делать не на скорость, а на качество.
4. Оценивая работу, обязательно отметить, что сделано правильно, хорошо, обратить внимание на ошибки и объяснить, как их нужно исправить. Если необходимо, предложить повторное задание.
5. При выполнении
графических заданий следить
за соблюдением правильной
6. В ходе каждого занятия найти повод (даже если это сделать сложно) для того, чтобы похвалить ребенка.
7. Не акцентировать
внимание ребенка на неудаче,
он должен быть уверен, что
все трудности и проблемы
Приложение 3
Система оценок при рисовании мужчины.
1 балл- у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голова и туловище должны быть соединены шеей, не голове - волосы (возможны шляпа или шапка), видны уши; на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются кистью с пятью пальцами. Имеются признаки мужской одежды.
2 балла-
из всех перечисленных выше
деталей могут отсутствовать
три: шея, волосы и один палец
руки, однако не допускается
3 балла-
рисунок, на котором
4 балла- такой же рисунок, но руки и ноги на нём изображены примитивно — каждая одной линией.
5 баллов- на рисунке отсутствует ясное изображение туловища и конечностей («головоног») или просто нанесены каракули.
Оценка срисовывания написанного текста (фраза «Он ел суп»).
1 балл- фразу можно прочесть. Буквы могут быть больше образца не более чем в два раза, и образуют три слова, а строка отклоняется от прямой не более чем на 30 градусов.
2 балла- предложение можно прочесть, буквы по величине близки к образцу, однако их стройность для этой оценки не обязательна.
3балла- буквы разделены не менее чем на две группы, и из написанного можно прочесть четыре буквы.
4 балла- оценивается фраза, в которой с образцом схожи хотя бы две буквы, а вся группа имеет хотя бы видимость письма.
5 баллов- оцениваются каракули.
Оценка срисовывания точек, расположенных в форме пятиугольника.
1 балл- точное
воспроизведение образца: если
нарисованы точки, а не
2
балла- возможно
3
балла- оценивается группа
4
балла- точки расположены
5 баллов- оцениваются каракули.
Тест Озерецкого
Критерии оценок:
3 балла – правильное
2 балла – правильное
1 балла – правильное