Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………………………………………7
1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной научной литературе ……………………………..7
1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………….………………………………………………………18
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………..………………………..29
2.1. Организация и методики экспериментального исследования ………29
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….…39
Литература …………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_peredelana (1).doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

21. Гобова Е.С.  Чтение. Словестность письменность. – М., 1997.

22. Гуревич К.М.  Индивидуально – психологические  особенности школьников. – М., 1998 (Младший школьник: 24-31)

23. Гладких В.И.  Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье. – Пенза.,1990.

24. Гессен С.И.  Основы педагогики. – М.,1995.

25. Давыдов В.В.  Проблемы развивающего обучения. – М., 1996 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)

26. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994.

27. Дощицина  З.В. Оценка степени готовности  детей к обучению в школе  в условиях разноуровневой дифференциации  – М., 1994.

28. Жедек П.С.  Использование методов развития  обучения на уроках русского языка в младших классах. – Томск., 1992.

29. Жуйко С.Р.  Психологические основы повышения  эффективности обучения младших  школьников родному языку. –  М.,2000.

30. Занков Л.В.  Дидактика и жизнь. – М., 2001.

31. Запарожец  А.В. Избранные психологические труды: В 2  т. – М., 1996. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)

32. Кравцова  Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению  в школе. – М.,1993.

33. Кулагина  И.Ю. Возрастная психология (развитие  ребенка от рождения до 17 лет.  – М.,1998.

34. Леонович  Е.Н. Средства для обучения  элементарному чтению// Начальная школа. – 1990. - №12.

35. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Ж. Логопед, №6, 2004.

36. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии // Ж. Школьный психолог, № 37, 2001.

          37. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Ж. Логопед, № 3, 2005.

         38. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 1999. – 528 с.

          39. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 144 с.

          40. Иващенко Ф.И., Ильина М.Н. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1998.

41. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Ж. Дефектология, № 6, 2000.

42. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2001. – 157 с.

43. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: «ВЛАДОС», 2001. – 256 с.

44. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: «ТЦ Сфера», 2001. – 80 с.

45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, - М., 1993.

         46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000. – 128 с.

        47. Хрестоматия по логопедии. В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: «ВЛАДОС», 1997. – 656 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Список детей

Таблица 1

Контрольная группа

Имя ребенка

Имя ребенка

1.

Кирилл  Т.

6 лет 2 мес.

2.

Саша С.

6 лет.

3.

Юля Ш.

6 лет 3 мес.

4.

Лера Ш.

6 лет 3 мес.

5.

Влада С.

6 лет.


 

Таблица 2

Экспериментальная группа

Имя ребёнка

Диагноз

Возраст

1.

Миша К.

ОНР III уровня

6 лет 2 мес.

2.

Святослав Ш.

ОНР III уровня

6лет 2 мес.

3.

Даша М.

ОНР III уровня

6 лет.

4.

Саша С.

ОНР III уровня

6 лет.

5.

Алёна Б.

ОНР III уровня

6 лет.


 

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              Таблица 3

Результаты  исследования кинетической основы движений руки

 

Имя, фамилия ребенка

Примечание  по выполнению задания

Баллы

1. Миша К.

Ребенок правильно  воспроизвел действия после трех демонстраций с третьей попытки.

1

2. Святослав Ш.

Воспроизвел показанные действия после двух демонстраций.

2

3. Даша М.

Воспроизвел действия правильно после трех демонстраций со второй попытки.

1

4. Саша С.

Правильно воспроизвел  действия после двух демонстраций.

2

5. Алёна Б.

Правильно воспроизвела действия после трех демонстраций с первой попытки.

2


 

                                                                                                                    Таблица 4

Результаты  исследования дифференциации звуков на слух

Имя, фамилия  ребенка

Группы заменяемых звуков

Баллы

свистящие

шипящие

соноры

свистящие-шипящие

1. Миша К.

с-з, с-ц,

ш-щ, ш-ж

 

с-ш, з-ж,

1

2. Святослав Ш.

 

ш-ж

 

з-ж, с-ш

2

3. Даша М.

с-з, с-ц,

   

с-ш,

2

4. Саша С.

с-з, с-ц,

   

с-ш, з-ж, ч-с, с-щ

2

5. Алёна Б.

 

ч-щ

р-л

 

2


 

Таблица 5

Обобщённые  результаты

Готовность  к школьному обучению

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Готовы к  школьному обучению

5

5

Частично готовы к школьному обучению

-

-

Не готовы к  школьному обучению

-

-


 

Приложение 2

 

Общие правила организации занятий:

 

1.   Выполнение  заданий следует начинать с более легких упражнений, переходя к более сложным.

        

2.  Обстановка на занятии должна быть спокойной и доброжелательной, тон педагога – ровным, спокойным, любые замечания – поддерживающими, конструктивными.

 

3. Не торопить  своего маленького ученика при выполнении заданий, позволять ему самому выбрать (и сформировать) оптимальный темп деятельности. Установку всех заданий делать не на скорость, а на качество.

 

4. Оценивая работу, обязательно отметить, что сделано  правильно, хорошо, обратить внимание на ошибки и объяснить, как их нужно исправить. Если необходимо, предложить повторное задание.

 

5. При выполнении  графических заданий следить  за соблюдением правильной посадки,  положением ручки в тетради.

 

6.    В  ходе каждого занятия найти  повод (даже если это сделать сложно) для того, чтобы похвалить ребенка.

 

7. Не акцентировать  внимание ребенка на неудаче,  он должен быть уверен, что  все трудности и проблемы преодолимы  и успех возможен.

 

 

 

Приложение  3

 

Система оценок при рисовании мужчины.

 

1   балл- у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голова и туловище должны быть соединены шеей, не голове - волосы (возможны шляпа или шапка), видны уши; на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются кистью с пятью пальцами. Имеются признаки мужской одежды.

 

2   балла-  из всех перечисленных выше  деталей могут отсутствовать  три: шея, волосы и один палец  руки, однако не допускается отсутствие  какой-либо части лица.

 

3   балла-  рисунок, на котором отсутствуют  шея, уши, волосы, одежда, пальцы рук и стопы ног. Голова, туловище и конечности должны быть обязательно.

4     балла- такой же рисунок, но  руки и ноги на нём изображены  примитивно — каждая одной  линией.

 

5     баллов- на рисунке отсутствует  ясное изображение туловища и  конечностей («головоног») или просто нанесены каракули.

 

Оценка  срисовывания написанного текста (фраза  «Он ел суп»).

 

1   балл- фразу  можно прочесть. Буквы могут быть  больше образца не более чем  в два раза, и образуют три  слова, а строка отклоняется  от прямой не более чем на 30 градусов.

 

2   балла-  предложение можно прочесть, буквы  по величине близки к образцу,  однако их стройность для этой  оценки не обязательна.

 

3балла- буквы  разделены не менее чем на  две группы, и из написанного  можно прочесть четыре буквы.

 

4   балла- оценивается фраза, в которой с образцом схожи хотя бы две буквы, а вся группа имеет хотя бы видимость письма.

 

5   баллов- оцениваются каракули.

 

Оценка  срисовывания точек, расположенных  в форме пятиугольника.

 

1 балл- точное  воспроизведение образца: если  нарисованы точки, а не кружочки, соблюдена симметрия фигур по  горизонтали и вертикали, при  этом допускается любое уменьшение  фигуры, а увеличение - не более чем в два раза.

 

2      балла- возможно незначительное  нарушение симметрии, одна точка  может выходить за рамки столбца  или строки, допускается изображение  кружков вместо точек.

3      балла- оценивается группа точек,  грубо похожая на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры, но подобие пятиугольника, перевёрнутого вверх или вниз вершиной, сохраняется. Допускается более или менее количество точек (не менее 7, но и не более 20).

 

4      балла- точки расположены кучно,  их группа может напоминает любую геометрическую фигуру, величина и количество точек не регламентируются, другие изображения недопустимы.

 

5      баллов- оцениваются каракули.

 

Тест  Озерецкого

           Критерии оценок:

           3 балла – правильное воспроизведении  с одной-двух попыток после первой демонстрации;

           2 балла – правильное воспроизведение  после двух демонстраций или  после трех демонстраций с  первой попытки;

           1 балла – правильное воспроизведение  после четырех и пяти демонстраций  или после трех демонстраций со второй и более попыток.                                                                                                              

Информация о работе Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня