Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:56, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………………………………………7
1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной научной литературе ……………………………..7
1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………….………………………………………………………18
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………..………………………..29
2.1. Организация и методики экспериментального исследования ………29
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….…39
Литература …………………………………………………………………….41
Дошкольники с ОНР используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей более раннего развития. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды) (4).
Такие дети
находятся в неблагоприятной
статусной категории. У них
реже встречается взаимный
Недостаточная
сформированность социально-
При подготовке к школе детей с речевыми проблемами необходимо опираться на данные современной логопедии, учитывать психологические особенности старших дошкольников, а также степень выраженности проявлений общего недоразвития речи. (44)
В настоящее время «старшие дошкольники с недостатками речевого развития разных уровней представляют собой самую многочисленную группу дошкольников с различными нарушениями развития» (11, с. 235) . Полный развернутый анализ речевых нарушений у таких детей осуществлен в трудах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р. Е. Левиной, Л.С. Волковой и др. Опираясь на найденные в процессе проведенных исследований закономерности развития речи детей с ОНР специалистами были предложены пути возможного преодоления проявлений общего недоразвития речи.
Анализ структуры различных форм недоразвития речи, их взаимосвязь с состоянием всех компонентов речевой системы, определение степени выраженности дефекта позволило осуществлять теоретически обоснованную индивидуализацию педагогического воздействия на ребенка с общим недоразвитием речи в логопедических учреждениях разного типа. В разработке этого вопроса прнимали участие Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Н.А. Чевелева, Е.Н. Винарская, Р. Е. Левина, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Г. В. Чиркина,Н.А. Никашина и др.). (43)
Для преодоления и коррекции различных нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в России была сформирована система логопедических детских садов. Основным специалистом такого детского сада является логопед, «в обязанности которого входит коррекция речевых нарушений у ребенка и оказание необходимой специализированной помощи воспитателям детского сада по подготовке ребят к школе» (2, с. 47).
В учебной программе логопедического детского сада, разработанной рядом специалистов, в том числе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, выделен обширный раздел, определяющий направление работы по развитию базовых психических процессов интеллектуальной и мнестической деятельности (36). У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.
Несмотря
на то, что в большинстве случаев
«дети имеют все основания
и предпосылки для возможности
полноценного овладения
При этом не только нарушения вербального мышления неотделимы от проявления неполноценности языковых систем, но также неотделимы и проявления ведущих простых неречевых расстройств (расстройств памяти, внимания, восприятия).
Дети с речевыми
нарушениями обычно имеют нарушения
в состоянии центральной
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Такие дети быстро
истощаются и пресыщаются любым
видом деятельности (т.е. быстро устают).
Они характеризуются
Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость.
Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели» (10, с. 93). Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять работоспособность и произвольное внимание во время каких-либо занятий, требующих усидчивости. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, встают, ходят, выбегают из помещения во время занятия. Во время подвижных игр такие дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после этого с трудом сосредотачиваются на другом виде деятельности.
Как правило, у таких детей память и внимание крайне неустойчивы, особенно плохо развита речевая память. Словесные конструкции такие ребята понимают плохо, регулирующая функция речи развита недостаточно, для них характерен низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности.
Психическое состояние этих детей также крайне неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
Дети с функциональными отклонениями в состоянии центральной нервной системы эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами. У дошкольников с ОНР « недостаточно развиты произвольные процессы внимания и восприятия, их усидчивость и работоспособность значительно ограничены. Вследствие нарушения речи большинство из них недостаточно понимают словесные инструкции и не способны дать словесный ответ о своих действиях» (35, с. 9).
Для диагноза ОНР, как уже упоминалось, обычно характерна сочетаемость с целым рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются такие синдромы:
- гипертензионно-
- церебрастенический
синдром - проявляется в виде
повышенной нервно-психической
- синдром двигательных
расстройств - характеризуется изменением
мышечного тонуса, нерезко выраженными
нарушениями равновесия и
При организации работы по подготовке детей с общим недоразвитием речи необходимо учитывать их психологические особенности, степень речевых нарушений, личностные качества. Педагогу следует так организовать учебный процесс, чтобы ребенку была предоставлена возможность самостоятельно добывать знания. Для этого необходима организация внешних действий на специально сформированной ориентировочной базе и последовательный перевод ее на внутреннее содержание. Общее направление организации работы по достижению необходимых результатов и формирования положительно отношения дошкольников к процессу овладения знаниями можно представить в виде постепенного перехода от групповых действий, которые инициирует и направляет педагог к самостоятельным действиям детей.
На основе
существующих теоретических
- распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие
- своевременное предупреждение
потенциально возможных
- учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;
- учет закономерностей развития детской речи в норме;
- взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
- дифференцированный
подход в логопедической
- единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;
- одновременное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и афферентно-волевую сферу [25, с. 103].
Задания, предлагаемые для выполнения ребенку с ОНР должны быть посильными, интересными и разнообразными, обеспечивая расширение, углубление и систематизацию полученных знаний. Большое значение в организации работы с дошкольниками имеет занимательность, специальный подбор всевозможных игр, в том числе и дидактических.
Развитию
речи дошкольников с ОНР
Подводя итог, можно сказать, что дети с общим недоразвитием речи – проблема, часто встречающаяся в наше время. Хотя умственное развитие этих детей вначале не нарушено, слух сохранен, тем не менее имеющиеся серьезные речевые дефекты приводят в дальнейшем к изменению психики.
Совокупность нарушений, соответствующих общему недоразвитию речи, служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Особенность речевых нарушений в том, что они не смогут исчезнуть сами по себе, для этого требуется специальная целенаправленная работа.
Выводы по первой главе
Изучив теоретические основы
готовности старших