Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа
Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО
ВОЗРАСТОЙ ПСИХОЛОГИИ
на тему:
«
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
»
Студентки института психологии
4 курса
Москва 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст - это самый трудный в сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности школьников подросткового возраста.
Разработанность. При различных подходах к определению личности и особенностей ее развития, разрабатываемых в современной психологической науке (Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и другие), наиболее эвристическая формулировка была дана А.Н. Леонтьевым, показавшим, что личность представляет особое системное и поэтому «сверхчувственное» качество, приобретаемое индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью и развиваясь как личность. Также мы рассмотрим особенности развития личности подростков, используя работы Д. Дьюи, Э. Штерна, и Э. Эриксона. [7, 17]
Объектом исследования являются подростки (школьники 11-16 лет).
Предметом исследования является психологические особенности развития личности подростков, интеллектуальное развитие личности подросткового периода.
Целью исследования является изучение особенностей развития личности у подростков.
Задачи исследования:
Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но в конце концов большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.
Следует рассмотреть различные подходы к изучению подростков. Первый - это биологический подход, когда предметом изучения является происходящий в этом возрасте процесс полового созревания и физического роста. В связи с этим возникают вопросы, связанные со здоровьем (правильное питание, поддержание оптимального веса, физическая привлекательность) и эмоциональными реакциями подростков на изменения, происходящие в организме.
Второй подход - когнитивный - имеет два главных аспекта исследований: 1) качественная модификация мышления подростков;
2) количественные перемены.
Важно выявить, как изменения в мышлении влияют на личность подростка и его поведение.
Третий подход к изучению подростков - психосексуальный, исследующий развитие эмоциональной и личностной сфер, включая становление самосознания, самоуважения, принятие своего пола и индивидуальности. Также стоит обратить внимание на вопрос психического здоровья, эмоциональных переживаний и последствий стрессов. В сферу внимания попадают и сексуальные пристрастия, сексуальное поведение и половое воспитание подростка.
Четвертый подход - социальный. Он включает в себя проработку проблем социального развития, взаимоотношений подростков друг с другом и с окружающими, вопросы формирования моральных устоев, характера, ценностей, убеждений, верований и поведения. Взаимоотношения с родителями рассматриваются в тесной связи с влиянием на развитие подростков типа семьи. Ведь дети из разведенных, смешанных семей или из семей, где родители не занимаются своими детьми, сталкиваются с трудностями, присущими именно этому типу семьи. [22]
Подростковый возраст, согласно общепринятой классификации Д.Б.Эльконина, имеет границы от 10-11 до 14-15 лет; психологические особенности подростков, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными.
Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
Л.С.Выготский
выдвинул гипотезу о несовпадении трех
точек созревания - полового, общеорганического
и социального. Это несовпадение
создает почву для основного
противоречия подросткового возраста.
Возникновение у ребенка чувств
В
нравственном плане подросток начинает
руководствоваться в своем
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.
Характерная
особенность подросткового
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что подростки откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Подростки в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их сын или дочь подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими [4].
Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками старшего возраста.
Основная особенность
1.1. Общая характеристика представлений о личности
Личностью называется конкретный человек как субъект общественной деятельности и общественных отношений во всём многообразии его социально-психологических особенностей.
Исследуя проблему личности, психология
имеет в виду психологические
особенности и свойства
Отличительными
Самосознание. Человек, как личность, сознаёт себя прежде всего как живое, наделённое определённой телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным обликом в конкретном понятии «я». Вместе с тем в этом сознании «я» человек отражает в той или иной степени и свойственные уму психологические особенности и черты. Одновременно он противопоставляет свой «я» другим людям, выделяет себя как личность из их среды.
Индивидуальность – устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в способах и формах проявления. В реальной действительности психические процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому конкретному человеку, обусловлены особенностями, его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности – они всегда индивидуальны. Нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны.
Саморегулирование – способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояниями в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой деятельности. Человек не механически приспосабливается к окружающей его среде в ответ на исходящие от неё раздражения. Он сам является сознательным членом этой среды, избирательно воспринимает её воздействия, перерабатывает и оценивает их и управляет своим поведением в соответствии с этой оценкой.
Информация о работе Особенности развития личности подростков