Особенности развития личности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Содержание

Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по возрастной психологии подростки..doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

     Некоторые родители слишком навязывают свое общество. Подростки любят проводить время  с друзьями и вовсе не хотят, чтобы  эту роль исполняли их родители. Они нуждаются в искренней заинтересованности и помощи взрослых людей, а стремление родителей вести себя, как их сверстники, вызывает у них острый протест. Некоторые подростки обижаются на отца или мать, если те долго пребывают на работе или слишком часто и продолжительно отсутствуют дома. Эти подростки превращаются в пресловутых «детей с ключом на шее»: они вынуждены проводить долгое время в одиночестве, потому что родителей нет дома.[15]

     То  внимание, которое родители уделяют  детям, в некоторой степени зависит  от разницы в возрасте детей и последовательности их появления на свет. Иногда средние дети в семье чувствуют себя обделёнными родительской заботой и жалуются, что остальные члены семьи их просто третируют. Если у детей маленькая разница в возрасте, то родители относятся к ним более строго: чаще наказывают и меньше поддерживают.

     Недостаток  родительского тепла и внимания, осознание себя ненужным самым близким  людям, может иметь тяжелые последствия  для формирующейся личности ребенка. Подростки, выросшие в обстановке недоброжелательства или невнимания со стороны родителей, значительно чаще имеют психосоматические и психофизиологические нарушения, невротические расстройства, трудности в общении, умственной деятельности и учебе.

     Холодное, а иногда и жестокое обращение  родителей вызывает у ребенка глубокое чувство протеста, неосознанную враждебность, бессильную агрессию. Следствием детских переживаний чаще всего является немотивированная жестокость, проявляемая подростками по отношению к окружающим: посторонним людям, животным и т.д. Бессильная агрессия может быть направлена и внутрь, против собственной личности. В этих случаях она противодействует выработке устойчивого положительного образа «Я», вызывает низкое самоуважение, чувство вины, повышенную тревожность, затрудняет общение с другими людьми.[28]

     Однако  родительская любовь должна быть разумной, необходимо понимать и контролировать свои родительские чувства, видеть их вклад в формирование психики  ребенка на разных возрастных этапах. Многочисленные психологические данные свидетельствуют о том, что избыток эмоционального тепла не только для мальчиков, но и для девочек так же вреден, как и его недостаток.

     Часто родители пытаются сохранить стиль  отношений, эмоциональную связь  и близость с ребенком, сложившуюся  с раннего детства. Однако подростковый возраст - это начало формирования самостоятельности по мере ее роста, излишняя зависимость от родителей становится тягостной для подростка. Ошибочная неправильная тактика поведения родителей по отношению к подростку, называемая сверхконтролем и сверхопекой, является тормозом для развития у него самостоятельности, инициативы, самоконтроля и чувства уверенности в себе.[28]

     Эмоциональная атмосфера семейного воспитания связана с определенным типом  контроля и дисциплины, под влиянием которых формируются некоторые черты характера подростка. Авторитарный стиль и либеральная всетерпимость выделяются как крайние типы. Оба они, как правило, дают плохие результаты. Авторитарный тип контроля и дисциплины отличается жестким диктатом со стороны родителей, полным игнорированием потребности в самостоятельности у подростка, неразумным ограничением его свободы, неумением и нежеланием мотивировать свои решения и выслушивать противоположные доводы. При сравнении своего положения с семейными отношениями сверстников у подростка развивается чувство неполноценности, а отсутствие жизненного опыта не позволяет ему преодолеть возникающие трудности, у него формируются такие черты характера, как абсолютная покорность чужой воле, безынициативность, робость или лживость. В других же случаях возникает бурный протест против подобных методов воспитания, поведение подростка резко меняется - ослабевает дисциплина, исчезает сдержанность, развивается агрессивность. В дальнейшем все эти черты могут укорениться и наложить свой отпечаток на всю последующую жизнь.[22]

     Либеральная всетерпимость выражается либо в  полном отсутствии интереса к личной жизни подростка, либо в игнорировании  всех его недостатков, попустительстве  и безусловном оправдании своего ребенка во всех ситуациях. Перегиб в сторону терпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела, препятствует формированию у него чувства ответственности, вырабатывает некритический стиль отношения к себе и своим поступкам. Ослабление родительского начала оставляет подростка без необходимого руководства, затрудняет ориентацию в сложном и меняющемся мире, способствует формированию личности со слабым «Я».

     Наилучшие результаты дает воспитание в тех  семьях, где практикуется демократический  стиль отношений родителей с  подростком. Этот стиль наилучшим образом способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение подростка направляется в этом случае твердо, последовательно, но вместе с тем гибко и рационально; родители устанавливают правила, неукоснительно проводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми, они всегда объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение, прислушиваются к мнению сына или дочери, но не исходят только из его желания. В подростке ценятся и поощряются как послушание, так и независимость. Власть используется лишь в меру необходимости. Взросление подростка сопровождается ростом его самостоятельности и ограничением функций родительской власти. Старшеклассники самостоятельно распределяют свое время, выбирают друзей, формы проведения досуга и т.д.

     Тем не менее, при всей тяге к самостоятельности  подростки остро нуждаются в  жизненном опыте и помощи старших, они хотят видеть в родителях  друзей и советчиков. Многие волнующие  проблемы девушки и юноши не могут обсуждать со сверстниками по разным причинам, например, из-за самолюбия. Семья продолжает занимать ведущее место в жизни подростка, здесь он должен находить взаимопонимание, чувствовать себя спокойно и уверенно. Влияние родителей на ребенка не должно уменьшаться с ростом его самостоятельности, но с учетом происходящих изменений должно проявляться в более сложных, адекватных формах.

     О каких родителях мечтают подростки? Они хотят, чтобы родители:

     - интересовались ими, помогали им, уделяли им время - то есть почаще составляли им компанию;

     - выслушивали и понимали их, чтобы с родителями можно было общаться;

     - принимали их такими, каковы они есть;

     - доверяли им;

     - относились к ним как к самостоятельным взрослым людям и не мешали им утверждать свою личность и независимость, не мешали их индивидуализации.[12]

Подросток и сверстники

     Одна  из главных особенностей подросткового  возраста - увеличение потребности  в общении со сверстниками и усиление значения такого общения для формирующейся  личности. Постепенно происходит переориентация подростка с родителей, учителей, вообще старших на ровесников, более или менее равных ему по положению.

     Общение со сверстниками необходимо подростку, оно осуществляет целый ряд психологических  и воспитательных функций. В процессе совместной игры, учебы, других видов деятельности, при проведении досуга подросток учится общению не со старшими, от которых ребенок находится в полной зависимости, а с равными себе. Тем самым идет подготовка к самостоятельной жизни в обществе без опеки взрослых. Вырабатываются навыки повседневного взаимодействия с другими людьми, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личностные интересы с общественными и в то же время отстаивать свои права. В обществе сверстников взаимоотношения строятся на равных началах и подростку приходится прикладывать определенные усилия, чтобы занять в нем достойное положение и сохранить этот статус. Ценной жизненной школой становится и такая особенность подростковых взаимоотношений, как соревновательность, которой нет во взаимоотношениях с взрослыми. Недаром французский писатель А.Моруа говорил, что школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны.

     Следует учитывать тот факт, что общение  со сверстниками служит для подростка  очень важным специфическим каналом информации; по нему он узнает многие необходимые сведения, которые по тем или иным причинам ему не сообщают взрослые. Психологи, например, считают, что подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников. Невозможность получения подобной информации может отражаться на психосексуальном развитии, задерживая его или придавая ему нездоровый характер.[5]

     Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым. Подростку необходимо осознавать себя не изолированным от сверстников, а принадлежащим к их сообществу с атмосферой солидарности, товарищеской взаимопомощи. Тем самым облегчается процесс автономизации от взрослых, обеспечивается ощущение эмоционального благополучия и устойчивости. Для юношеского самоуважения имеет решающее значение характер отношения к нему товарищей, пользуется ли он их уважением и любовью.

     Рост  влияния сверстников на подростка  проявляется в том, что он начинает проводить в общении с ними все больше и больше времени по сравнению со временем, проводимым с родителями. Одновременно растет и психологическая значимость норм и критериев, принятых среди сверстников, а также потребность в признании и одобрении с их стороны. Если коллектив не принимает, отвергает подростка, то это вызывает у него глубокие эмоциональные переживания, он ощущает себя глубоко несчастным.

     Таким образом, общение со сверстниками является необходимым условием нормального  психосоциального развития подростков. Родители должны это понимать и ни в коем случае не препятствовать нормальным формам такого общения, что, к сожалению, практикуют некоторые из них, считая, что тем самым они ограждают своих детей от возможных дурных влияний и что только они способны обеспечить все условия для того, чтобы их ребенок вырос полноценным человеком.

     Кто же оказывает большее влияние  на подростков: родители или сверстники? Этот вопрос давно дебатируется в  психолого-педагогической литературе, но до сих пор не получил однозначного ответа. Несомненно то, что в переходном возрасте растет независимость (эмансипация) от взрослых и увеличивается значение для подростка общения его со сверстниками. Если подросток находится в плохих отношениях с взрослыми, то потребность его в общении со сверстниками, зависимость его от них будет выше и он будет все больше отдаляться от взрослых.

     При нормальных отношениях с родителями и сверстниками с возрастом значимость тех и других для подростка  начинает дифференцироваться в различных  сферах жизнедеятельности и ситуациях. Наибольшим образом подросток ориентируется  на сверстников в сфере досуга, развлечений, потребительских ориентаций. Однако при опросах, проводимых психологами, старшеклассники, как правило, отмечают, что в сложных житейских ситуациях они предпочитают обращаться к родителям. «С товарищами приятно развлекаться, с друзьями - делиться переживаниями, но в трудную минуту лучше обратиться к маме».

     Опасность попасть под дурное влияние асоциально направленных компаний в большинстве  случаев грозит тем подросткам, за которыми нет постоянного и достаточного надзора и у которых нет прочной эмоциональной связи с членами семьи. Тогда, когда семья перестает быть местом, в котором подросток находит помощь и поддержку.[13]

     Первый  и важнейший коллектив, к которому принадлежит подросток и под  влиянием которого формируется личность, - это школьный класс. В классе осуществляется как деловое общение одноклассников, связанное с учебной деятельностью, так и свободное, неформальное общение. Для развития личности подростка, формирования его самосознания важными психологическими факторами служат отношение его к коллективу и собственное положение в нем. Требования, предъявляемые подростками к классному коллективу, как правило, достаточно высокие, нередко максималистские. Особенно высоко оценивается его сплоченность, дружба между одноклассниками.

     Серьезная психолого-педагогическая проблема - это  отношения между одноклассниками, результатом которых является построение иерархической структуры, в которой  каждый ученик занимает свое определенное место. Положение подростка в  классном коллективе определяется оценкой его товарищами и вытекающего из этой оценки желания или нежелания общаться с ним. Как уже говорилось выше, каждый школьник имеет шанс попасть в одну из пяти категорий: «звезд» (общих любимцев), предпочитаемых, принятых, непринятых и пренебрегаемых (в крайнем случае - отторгнутых). К старшим классам разница в положении групп становится более резкой. Причины, определяющие тот или иной статус школьника в классном коллективе, по мнению психологов, сложны и многообразны. Они зависят как от личных качеств подростка, так и от особенностей самого коллектива и его деятельности. Так, например, ценностные ориентации учащихся обычных школ, специализированных учебных заведений (гимназий, классов с углубленным изучением различных предметов, ПТУ и т.д.) могут не совпадать. В большинстве же случаев, по данным ряда исследований, при оценке своих товарищей и выработке отношения к ним старшеклассники принимают во внимание качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии со сверстниками (честность, доброта, отзывчивость, готовность помочь в трудную минуту); интеллектуальные достоинства, хорошая учеба; волевые качества, деловые качества и трудолюбие, а также внешние данные (внешняя привлекательность, аккуратность, умение следить за собой).

Информация о работе Особенности развития личности подростков