Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа
Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы
Активность. Личность всегда деятельна, иначе она не может существовать в окружающей её социальной и природной среде. Только в процессе социально обусловленной деятельности человек превращается в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности и способов её выполнения и формируются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только через деятельность, и только в деятельности выражается присущее личности качество активности.
Взаимосвязь с социальной средой. Являясь активным членом общества, человек всегда находится в определённых связях и отношениях с окружающими его людьми и обществом в целом – семейных, бытовых, производственно-трудовых и т.д. Вне этих объективных связей и отношений он не может существовать и действовать как член общества. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных формах его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Её нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо, изолировании (абстрактно) от общества [26].
Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. Личность обладает социальными средствами взаимодействия и познания. Посредством них личность совершенствует себя, корректирует по идеальному своему замыслу – какой бы хотела быть.
Научная психология называет личность некоторой целостностью, которая присуща человеку с определённого возраста и возникает в ходе его взаимодействия с другими людьми. Если ребёнок развивается вне социума, из него не получится личность [1].
Люди с психическими заболеваниями тоже частично теряют способность выступать как личность в социальном плане. В некоторых обстоятельствах здоровый человек тоже порой теряет способность выражать себя как личность (в условиях паники).
В психологии имеются разные подходы к изучению личности. Определений личности столько же, сколько и попыток её описать. Ребёнок становясь личностью, идёт от первичной связанности с окружающими к обретению независимости и ответственности за свои поступки и решения. Причём способность к самостоятельности заложена для него в социальных условиях, которые распредмечивает, раскрывает ребёнок, реализуя свои способности стать личностью. Автономность личности не представляет собой абсолютный отрыв от других людей, поскольку человек просто усваивает накопленное ими, повторяет, по-новому воспроизводит.
Наряду с понятием личность употребляются термины индивид, индивидуальность. Индивид и личность могут не различаться, потому что указывают на конкретного человека, с его индивидуальными особенностями. Отличие этих понятий существует. А.Н. Леонтьев писал: «Когда имеется в виду отдельный субъект…мы говорим…если хотим подчеркнуть его отличия от других представителей вида, индивид.
Понятие «индивид» выражает
Понятие индивида охватывает
как момент единичности,
Понятие личности отличается тем от понятия индивида, что оно используется для обозначения не каждого человека. Если с рождения человек выступает индивидом, то личность возникает позже, индивидуальные особенности, даже приобретённые пожизненно, ещё не указывают на личность. Личность выступает более поздним продуктом общественно-исторического развития и развития индивидуального.
Индивид обозначает как отдельного представителя, в этом индивид противопоставлен общности, так и биологическую данность, основу, в этом представлении индивид противопоставлен личности.
Индивидуальность выражает
Личность включает как
Социально типичное
Социально типичное позволяет
найти сходство и
Те индивидуальные свойства, которые
вовлечены в социальные
Проблема связи индивида и личности вызывает различные дискуссии как в психологии, так и среди представителей других наук. Этот вопрос имеет значение потому, что затрагивает самые сущностные проблемы развития личности. С индивидом связывают обычно те предпосылки, которые являются основой в развитии личности. Существуют в целом две позиции в вопросах детерминации развития личности со стороны биологических факторов.
Первая состоит в том, что естественный отбор считается действующим и в сфере личностного развития и дифференциации. Это позиция социал-дарвинизма, которая утверждает, что развитие подчинено естественному отбору в его биологической форме. Человек представляет собой такой же вид, как и другие, и потому закономерности его развития сходны с другими.
Вторая позиция противоречит
первой и возникла в
Историко-эволюционный подход, разработанный
Л.С. Выготским, А.Н.
В проблеме влияния биологического фактора на развитие личности отечественные психологи высказываются достаточно близко к идее рассеивающегося отбора, которую предложил В.П. Алексеев. Суть его состоит в том, что этот отбор, не тождественный биологическому у животных, не отвергает вариации, акцентуации, которые возникают в ходе эволюции, но поддерживает их и создаёт большие адаптивные способности человека. Рассеивающий отбор есть результат исторического становления человека, совершенствования его потенциальных возможностей [17].
Структура личности
Б.Г. Ананьев выдвигает идею, что
структура личности отдельного
индивида должна
Б.Г. Ананьев ввёл
В.С. Мерлин выделил в
1) индивидуальных свойств
2) индивидуальных психических свойств, включая психодинамические
свойства (темперамент), психические свойства;
3) социально-психологических
роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в исторических
общностях.
Учёный выделил критерий разделения разноуровневых свойств. Внутри подсистем существуют инвариантные одно-однозначные и одно-многозначные связи, равноуровневые свойства связаны более сложно.
Д.А. Леонтьев в структуре
Высший (первый) уровень личности выражает ядерные подструктуры личности, психологический скелет, основу, на которую налагаются её остальные черты и особенности.
На высшем уровне человек
Высший уровень указывает на
экзистенциальный уровень
Второй уровень в структуре личности, по Д.А. Леонтьеву, выражает внутренний мир человека, его содержательные характеристики в связях с другими. Эти связи характеризуются в своём содержании теми смыслами, потребностями, которые человек выстраивает в процессе взаимодействия и освоения социальных регуляторов, установлений и нормативов.
Внутренний мир личности не оторван от внешнего, согласно Д.А. Леонтьеву, он включает в себя своеобразно-преломлённый, обобщённый и иногда искажённый внешний мир. Внутренний мир составляет присущие человеку как индивиду, с его индивидуальным складом, смыслы и оценки окружающего. Смыслы восходят к конструктам, потребностям и ценностям, которые и выступают источником смысловых переживаний.
Третий уровень личности называется внешней оболочкой личности. Согласно Д.А. Леонтьеву, он включает характер, способности и роли – те средства, которые не определяют содержание действий, но выступают вспомогательными в ходе выбора человеком вариантов поступков. Личность способна иметь ту или другую оболочку, но сама этими особенностями не исчерпывается и даже способна их оценивать и корректировать.
Нередко гипотетическая
Информация о работе Особенности развития личности подростков