Особенности развития личности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Содержание

Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по возрастной психологии подростки..doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

           К сказанному следует добавить, что к концу обучения в школе  до 80% школьников страдают разного рода заболеваниями, среди которых значительное место занимают нервно-психические расстройства.

           В этой связи возникает принципиально  важный вопрос: почему в подростковом  возрасте, имеющем все необходимые  психологические предпосылки для поступательного интеллектуального роста, наблюдается отчётливый спад динамики интеллектуального развития? Ссылка на «тотальное» негативное влияние процесса полового созревания не является убедительной. Существенную роль играет несоответствие ведущей жизненной ситуации развития специфическим познавательным и личностным особенностям подростков. Эта среда иногда воспринимается школьниками как источник опасности и угрозы их благополучию. Переживание постоянного учебного стресса приводит к ухудшению физического и психического здоровья учащихся.[11]

 

Воображение и творчество подростков

      Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является её раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Ещё Вундт полагал, что у ребенка вообще не существует комбинирующей фантазии. Это верно в том смысле, что только подросток начинает выделять и осознавать указанную форму как особую функцию. У ребенка ещё не существует строго выделенной функции воображения. Подросток же осознает свою субъективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также осознает в её истинных пределах.

      Подросток же скрывает свои фантазии и прячет их от других. Он прячет их как сокровенную тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаружит свои фантазии. Именно скрытность фантазии указывает на то, что она тесно связывается с внутренними желаниями, побуждениями, влечениями и эмоциями личности и начинает обслуживать всю эту сторону жизни подроста.[5]

      В этом отношении чрезвычайно знаменательна связь эмоции и фантазии. В фантазии подросток изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, свои порывы. В фантазии он находит средство направления эмоциональной жизни, овладение ею. Творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняет для него ту же функцию, которую художественное произведение выполняет по отношению к взрослому человеку. Это искусство для себя. Это для себя в уме сочиняемые поэмы и романы, разыгрываемые драмы и трагедии, слагаемые элегии и сонеты. Шпрангер противопоставляет фантазию подростка фантазии ребенка. Автор говорит, что хотя подросток и является ещё наполовину ребенком, но его фантазия совершенно другого рода, чем детская. Она постепенно приближается к сознательной иллюзии взрослых. О различии между детской фантазией и воображением подростка Шпрангер образно говорит, что фантазия ребенка - это диалог с вещами, подростка - это монолог с вещами. Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает ещё своей фантазии от вещей, с которыми он играет. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективом аспекте.[22]

       

         Вывод: К перегрузкам учащихся – со всеми вытекающими из этого негативными последствиями – приводит не столько чрезмерное количество учебной информации, сколько низкое её качество, а также несоответствие образовательного процесса психическим закономерностям интеллектуального и личностного развития подростков.

2.2. Особенности социально-эмоционольного развития подростков

Психология  подростка

     Если  ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими людьми. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность психического развития подростка.

     Своеобразие социальной ситуации развития подростка  состоит в том, что он включается в новую систему отношений  с взрослыми и товарищами, занимая  среди них новое место, выполняя новые функции. И родители, и учителя, и другие взрослые должны строить свои взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитываются возросшие возможности ребенка в этом возрасте, проявляется к нему уважение и доверие, создаются условия, помогающие преодолевать трудности в обучении и общественно-полезной деятельности, в установлении взаимоотношений с товарищами, то все это, тем самым, благоприятно сказывается на психическом развитии подростка.[27]

     Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу его социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности (Д.И.Фельдштейн). Хотя учение и остается главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно-полезной деятельностью, которая в наибольшей степени удовлетворяет его возрастающие потребности - потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворение этих потребностей способствует формированию взглядов подростка на различные явления природы и общества, социальные ценности, мораль общества, правила поведения. Именно общественно-полезная деятельность становится резервным фактором воспитания подростка как гражданина.[29]

     На  психическое развитие подростка, его  поведение существенное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка уже не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к учителям.

     Происходит  изменение положения подростка  в семье: с ростом его физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.

     Трудности в работе с подростками обусловлены  психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в его организме, завышенными притязаниями, переходящими в дерзость, переоценкой своих возможностей, самоуверенностью и др.

     Подростковый  период характерен интенсивным ростом («длинноногий подросток»), повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма. Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание - явление не только биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения с взрослыми и т. д.

     Чувство взрослости как специфическое новообразование  самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так  как выражает новую жизненную  позицию подростка по отношению  к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний (Д.Б.Эльконин). Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

     Становление нового типа взаимоотношений подростка  и взрослого протекает не всегда гладко. Чувство собственной взрослости и потребность ее признания рождают  новую проблему в плане переоценки прав взрослого и подростка. Подросток, претендуя на новый уровень отношений, старается расширить свои права и ограничить права взрослых. Обостренное чувство собственного достоинства приводит подростка к осознанию себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление ему права на самостоятельность. Он активно добивается равноправия с взрослым.

     В приобретении черт взрослости подросток ориентируется на ряд образцов, источников. В зависимости от ориентированности подростка на определенные образцы взрослости происходит формирование жизненных ценностей, общая направленность в развитии личности подростка.

     Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложные, многообразные, более содержательные, чем у младшего школьника. Общение с взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест. Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой - желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности.

     В процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками подросток все больше осознает себя личностью. Он осваивает права личности на самостоятельность и уважение. Но чтобы быть уважаемым среди друзей и сверстников, надо обладать определенными качествами. И перед подростком встает вопрос: «Что я за человек? Что во мне хорошего, что плохого?» Так начинается самопознание подростка. Самооценка подростка применительно к настоящему времени строится на основе отдельных поступков. Однако у многих подростков самооценка завышена, и уровень притязаний оказывается выше реальных возможностей.

     Взрослый  должен помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира. У подростка  основные переживания связаны с  отношением к себе, к собственной  личности. Почти все переживания  отрицательные. Обычно родители, учителя не видят положительных качеств, достоинств подростка, а если и видят, то их оценочные суждения носят абстрактный характер, зато замечают много разнообразных недостатков, оценка которых носит конкретный характер.

     Когда подросток осознает свои недостатки, категоричность его суждений снижается, как и его требования к окружающим. По степени категоричности суждений подростка можно судить о степени его самокритичности. С возрастом самооценка подростков становится все более адекватной.

     Подростки не способны видеть себя со стороны и не могут управлять своим поведением. Особой потребности в самовоспитании еще нет, а если и возникает, то лишь в связи с ближайшей перспективой достижения реальных целей, результатов. А для старшего подростка владение собой уже является самой значимой целью.

     Приступая к изучению и усвоению основ наук в системе, подросток должен научиться  рассуждать в теоретическом плане. Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более  высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой - направлен на развитие интеллекта высшего уровня - теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста. Подросток учится рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки.

     Новое в развитии мышления подростка заключается  в его отношении к интеллектуальным задачам, которые требуют их предварительного мысленного решения. Умение оперировать  гипотезами в решении интеллектуальных задач - важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. У подростка на этом уровне интеллектуального развития развивается не только абстрактное, но и рефлексивное мышление. С наступлением подросткового возраста детские мечты о взрослой жизни сменяются размышлениями о своей будущей профессии. Как правило, подростков привлекают профессии престижные и современные, преимущественно творческие либо обеспечивающие высокий статус в финансовом или социальном плане. Одни, трезво оценивая себя и свои возможности, стремятся реализовать намерения в практических действиях, другие же их переоценивают, третьи - еще живут в настоящем, а некоторые романтизируют привлекательность будущей профессии и себя в ней.

      В идеале учащиеся, в связи с профессиональным самоопределением, свои личностные качества должны компенсировать в процессе самовоспитания соответственно психограмме той или иной профессии, которую, однако, надо хорошо знать и уметь ею воспользоваться.

      Подростковый  возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более  разнообразными и содержательными  становятся отношения с другими  детьми и взрослыми, значительно  расширяется сфера его деятельности.[24]

Подросток и семья

     Важно понять суть взаимоотношений между подростками и родителями и, в частности, ту роль, которую играют родители в развитии своих детей.

     Подросток оценивает родительскую любовь и  заботу, судя по тому интересу, который  родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь. Подростки ждут от родителей внимания и дружеского отношения. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков.

Информация о работе Особенности развития личности подростков