Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа
Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы
К сказанному следует добавить, что к концу обучения в школе до 80% школьников страдают разного рода заболеваниями, среди которых значительное место занимают нервно-психические расстройства.
В этой связи возникает
Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является её раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Ещё Вундт полагал, что у ребенка вообще не существует комбинирующей фантазии. Это верно в том смысле, что только подросток начинает выделять и осознавать указанную форму как особую функцию. У ребенка ещё не существует строго выделенной функции воображения. Подросток же осознает свою субъективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также осознает в её истинных пределах.
Подросток же скрывает свои фантазии и прячет их от других. Он прячет их как сокровенную тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаружит свои фантазии. Именно скрытность фантазии указывает на то, что она тесно связывается с внутренними желаниями, побуждениями, влечениями и эмоциями личности и начинает обслуживать всю эту сторону жизни подроста.[5]
В этом отношении чрезвычайно знаменательна связь эмоции и фантазии. В фантазии подросток изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, свои порывы. В фантазии он находит средство направления эмоциональной жизни, овладение ею. Творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняет для него ту же функцию, которую художественное произведение выполняет по отношению к взрослому человеку. Это искусство для себя. Это для себя в уме сочиняемые поэмы и романы, разыгрываемые драмы и трагедии, слагаемые элегии и сонеты. Шпрангер противопоставляет фантазию подростка фантазии ребенка. Автор говорит, что хотя подросток и является ещё наполовину ребенком, но его фантазия совершенно другого рода, чем детская. Она постепенно приближается к сознательной иллюзии взрослых. О различии между детской фантазией и воображением подростка Шпрангер образно говорит, что фантазия ребенка - это диалог с вещами, подростка - это монолог с вещами. Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает ещё своей фантазии от вещей, с которыми он играет. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективом аспекте.[22]
Вывод: К перегрузкам учащихся – со всеми вытекающими из этого негативными последствиями – приводит не столько чрезмерное количество учебной информации, сколько низкое её качество, а также несоответствие образовательного процесса психическим закономерностям интеллектуального и личностного развития подростков.
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими людьми. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность психического развития подростка.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. И родители, и учителя, и другие взрослые должны строить свои взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитываются возросшие возможности ребенка в этом возрасте, проявляется к нему уважение и доверие, создаются условия, помогающие преодолевать трудности в обучении и общественно-полезной деятельности, в установлении взаимоотношений с товарищами, то все это, тем самым, благоприятно сказывается на психическом развитии подростка.[27]
Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу его социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности (Д.И.Фельдштейн). Хотя учение и остается главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно-полезной деятельностью, которая в наибольшей степени удовлетворяет его возрастающие потребности - потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворение этих потребностей способствует формированию взглядов подростка на различные явления природы и общества, социальные ценности, мораль общества, правила поведения. Именно общественно-полезная деятельность становится резервным фактором воспитания подростка как гражданина.[29]
На психическое развитие подростка, его поведение существенное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка уже не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к учителям.
Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом его физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.
Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в его организме, завышенными притязаниями, переходящими в дерзость, переоценкой своих возможностей, самоуверенностью и др.
Подростковый период характерен интенсивным ростом («длинноногий подросток»), повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма. Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание - явление не только биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения с взрослыми и т. д.
Чувство
взрослости как специфическое
Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого протекает не всегда гладко. Чувство собственной взрослости и потребность ее признания рождают новую проблему в плане переоценки прав взрослого и подростка. Подросток, претендуя на новый уровень отношений, старается расширить свои права и ограничить права взрослых. Обостренное чувство собственного достоинства приводит подростка к осознанию себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление ему права на самостоятельность. Он активно добивается равноправия с взрослым.
В приобретении черт взрослости подросток ориентируется на ряд образцов, источников. В зависимости от ориентированности подростка на определенные образцы взрослости происходит формирование жизненных ценностей, общая направленность в развитии личности подростка.
Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложные, многообразные, более содержательные, чем у младшего школьника. Общение с взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест. Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой - желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности.
В процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками подросток все больше осознает себя личностью. Он осваивает права личности на самостоятельность и уважение. Но чтобы быть уважаемым среди друзей и сверстников, надо обладать определенными качествами. И перед подростком встает вопрос: «Что я за человек? Что во мне хорошего, что плохого?» Так начинается самопознание подростка. Самооценка подростка применительно к настоящему времени строится на основе отдельных поступков. Однако у многих подростков самооценка завышена, и уровень притязаний оказывается выше реальных возможностей.
Взрослый должен помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира. У подростка основные переживания связаны с отношением к себе, к собственной личности. Почти все переживания отрицательные. Обычно родители, учителя не видят положительных качеств, достоинств подростка, а если и видят, то их оценочные суждения носят абстрактный характер, зато замечают много разнообразных недостатков, оценка которых носит конкретный характер.
Когда подросток осознает свои недостатки, категоричность его суждений снижается, как и его требования к окружающим. По степени категоричности суждений подростка можно судить о степени его самокритичности. С возрастом самооценка подростков становится все более адекватной.
Подростки не способны видеть себя со стороны и не могут управлять своим поведением. Особой потребности в самовоспитании еще нет, а если и возникает, то лишь в связи с ближайшей перспективой достижения реальных целей, результатов. А для старшего подростка владение собой уже является самой значимой целью.
Приступая к изучению и усвоению основ наук в системе, подросток должен научиться рассуждать в теоретическом плане. Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой - направлен на развитие интеллекта высшего уровня - теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста. Подросток учится рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки.
Новое
в развитии мышления подростка заключается
в его отношении к
В идеале учащиеся, в связи с профессиональным самоопределением, свои личностные качества должны компенсировать в процессе самовоспитания соответственно психограмме той или иной профессии, которую, однако, надо хорошо знать и уметь ею воспользоваться.
Подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности.[24]
Важно понять суть взаимоотношений между подростками и родителями и, в частности, ту роль, которую играют родители в развитии своих детей.
Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, который родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь. Подростки ждут от родителей внимания и дружеского отношения. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков.
Информация о работе Особенности развития личности подростков