Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:11, реферат
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей , учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.
Особенности стереотипов семейного воспитания детей дошкольного возраста
Содержание
Влияние родителей на формирование малыша чрезвычайно велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют не в такой мере проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением с ровесниками, и напротив, как правило, повреждение детско-родительских отношений ведет к формированию разных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья – это цельный мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, обучается любить, недолюбливать, радоваться, сострадать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как позитивное, так и плохое воздействие. Вследствие этого ребёнок растёт или доброжелательным, открытым, общительным, либо беспокойным, дерзким, лицемерным, лживым.
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании собственных детей, в выборе форм и способов родительских воспитательных действий. Однако бессчетные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед опасностью погибели от рук собственных родителей становятся в последнее время обыкновенными и не могут не вселять тревогу.
Жестокое отношение к детям сейчас превратилось в обыденное явление: до 10% жертв давления гибнет, у других возникают отличия в физиологическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере [7]. Это не только наносит неисправимый урон здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и тянет за собой остальные тяжелые социальные последствия, сформировывает социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих заниматься, не способных создать здоровую семью, существовать хорошими родителями. В настоящее время это стало суровой общественной и общечеловеческой проблемой.
В психолого-педагогической литературе представлено огромное количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их воздействием на развитие его личности, особенностей нрава и поведения (Дж. Боулби, В.Н. Гарбузов, А.И. Захаров, М. Эйнсворт, Л.Я. Гозман, Э.В. Эткин и другие).
В них описываются качества мамы, которые содействуют формированию крепкой и непрочной привязанности ребенка; выявляются свойства «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются разные модели родительского поведения.
Убедительны и демонстративны наблюдения и изучения, приуроченные к воздействию ошибочных или нарушенных родительских отношений, к примеру, материнской депривации (Й. Лангмеер, З. Матейчек, Е. Т. Соколова, Дж. Боулби М. Эйнсворт и др.). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения учили: А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классифицирование стилей домашнего обучения подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения содействует происхождению той или другой аномалии развития (А. Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер).
Из обзора литературы отлично видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных причин. Эти причины нередко являются в разном сочетании друг с другом. Роль семейного фактора по сравнению с остальными. На наш взгляд вызывает больший интерес. Это и определило актуальность темы предоставленной работы.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – стили семейного воспитания.
Цель исследования – выучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Задачи:
-дать теоретическое обоснование данной трудности;
-обрисовать стили воспитания;
- представить влияние качеств родителей на развитие ребенка.
Гипотеза нашей работы содержится в том, что семейные взаимоотношение играют гигантскую роль в развитии ребенка Родительские отношения – это система различных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и сознание характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития положительных детско-родительских отношений взрослые обязаны владеть определенным уровнем познаний по дилемме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном сообществе рассматривается как институт первичной социализации малыша. Родительство владеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих расположение между родителями функций ухода за детьми и их обучения в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед социумом за организацию системы критерий, соответственных возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих рациональные способности его личного и умственного развития [25].
В истории родительства все наиболее очевидной становится желание возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество. В то время как индивидуальное родительство обхватывало только сравнительно непродолжительный период детства ребенка до начала введения его в трудовую активность либо начала исполнения им социальных функций. Но с изменением задач социализации ребенка в рамках домашнего воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают конфигурации еще конкретные формы и средства воспитательных действий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются создание первой общественной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базисного доверия к миру (Э. Эриксон) [41] и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) [2; 42] в детстве: формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и помощь в освоении системы научных мнений и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.
Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, продолжительность и стабильность взаимодействия с партнером, общая деятельность и сотрудничество со взрослым как прототипом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности совершают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее подходящие условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [15].
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не постоянно осмысленная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и сознание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или наименее целенаправленное использование способов и приемов воспитания, учет такого, что можно и что невозможно предположить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 стратегии воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и итогом их происхождения: диктат, забота, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье имеет место быть в систематическом поведении одними членами семейства (в большей степени взрослыми) инициативы и ощущения личного достоинства у остальных его членов. Родители, очевидно, имеют все шансы и обязаны показывать требования к собственному ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых нужно воспринимать педагогически и высоконравственно оправданные решения. Однако те из них, которые выбирают всем обликам действия веление и принуждение, сталкиваются с противодействием ребенка, который дает ответ на нажим, принуждение, опасности собственными контрмерами: лицемерием, ложью, вспышками грубости. А время от времени искренней ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, совместно с ним оказываются сломленными и почти все ценные свойства личности: независимость, чувство собственного достоинства, предприимчивость, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, пренебрежение интересов и мнений ребенка, постоянное отнятие его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия суровых неудач формирование его личности [27].
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, отгораживают его от каких-либо забот, усилий и проблем, принимая их на себя. Вопрос о функциональном формировании личности отступает на 2-ой план. В центре воспитательных воздействий оказывается иная проблема - удовлетворение потребностей ребенка и огораживание его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс суровой подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе [27].
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье подразумевает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами общей деятельности, ее организацией и высочайшими высоконравственными ценностями. Именно в данной ситуации осиливается эгоистичный индивидуализм ребенка. Семья, где водящим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особенное свойство, становится группой высочайшего уровня развития – коллективом [27].
Большое значение в становлении самооценки имеет манера семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно отметить три манеры семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (свободный). При демократическом манере прежде только учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия". При авторитарном стиле родителями навязывается свое мировоззрение ребенку. Стиль "угнетения". При попустительском стиле малыш предоставляется сам себе [26]. Школьник наблюдает себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не подходят возрастным и личным особенностям ребенка, его понятие о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила формирование самосознания дошкольников в зависимости от необыкновенностей семейного воспитания. Дети с четким представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им немало времени; позитивно расценивают их физиологические и умственные данные, но не считают степень их развития больше, чем у большинства ровесников; прогнозируют неплохую успеваемость в школе. Этих детей нередко поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отрицанием от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют повиновения; невысоко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ждут от них фуроров в школе и значимых достижений в предстоящей жизни [20].
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это проистекает в семье, где родители постоянно осуждают ребенка, или устанавливают перед ним завышенные задачи. Ребенок ощущает, что он не подходит потребностям родителей. (Не произносите ребенку, что он некрасив, от этого появляются комплексы, от которых позже невозможно освободиться). Неадекватность также может обнаруживаться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто восхваляют, и за мелочи и заслуги даруют подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают чрезвычайно редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление - тут необходима эластичная система наказания и похвалы. Исключается восторг и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не употребляются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высочайшей, но не с завышенной самооценкой, интерес к личности ребенка (его заинтересованностям, вкусам, отношениям с товарищами) смешиваются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и добровольно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей волей, но данная воля, по сути, - бесконтрольность, последствие хладнокровия родителям к детям и друг к другу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем настолько же оптимистичны. Дети с невысоким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в реальном. Они не ставят перед собой больших целей. И постоянно колеблются в собственных способностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Второй вариант - демонстративность - изюминка личности, связанной с завышенной нуждою в успехе и интересе к себе находящихся вокруг. Источником демонстративности традиционно становится недочет интереса взрослых к детям, которые ощущают себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но случается, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а напротив, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок станет достигать внимания, даже нарушая критерии поведения. (Лучше пусть бранят, чем не замечают). Задача взрослых - обращаться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания. Не обращать внимание на не большие проступки. И наказывать за большие (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это существенно сложнее для взрослого, чем бережное известие к беспокойному ребенку. Если для ребенка с высокой тревожностью главная проблема - постоянное осуждение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
Третий вариант - "уход от действительности". Наблюдается в тех вариантах, когда у детей демонстративность смешивается с тревожностью. Эти дети также имеют сильную потребность во внимании к себе, но воплотить ее не могут благодаря собственной тревожности. Они мало заметны, боятся вызвать неодобрение своим поведением, желают к исполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении интереса к результатам их учебной деятельности и поисках стезей творческой самореализации достигается сравнительно простая коррекция их развития [31].
Крайние, наиболее неблагоприятные для развития малыша случаи - твердый, полный контроль при авторитарном воспитании и практически совершенное отсутствие контроля, когда малыш как оказалось предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует немало промежуточных вариантов:
Информация о работе Особенности стереотипов семейного воспитания детей дошкольного возраста