Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:11, реферат
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей , учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.
Остановимся на наиболее распространенных стилях домашнего обучения, определяющего индивидуальности отношений ребенка с родителями и его личностное формирование.
Демократичные родители оценивают в поведении ребенка и независимость, и дисциплинированность. Они сами дают ему преимущество существовать автономным в каких-то областях собственной жизни. Не ущемляя его прав, сразу требуют исполнения повинностей. Контроль, основанный на теплых эмоциях и разумной заботе, традиционно не очень нервирует; он часто прислушивается к изъяснениям, отчего не стоит делать 1-го и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таковых отношениях проходит без особенных переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от ребенка послушного подчинения и не считают, что обязаны ему разъяснять причины собственных указаний и запретов. Они агрессивно контролируют все сферы жизни, при этом имеют все шансы это делать и не полностью уважительно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей адаптируются к манере семейных отношений и становятся нерешительными в себе, наименее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высочайшая разборчивость и контроль смешиваются с эмоционально прохладным, отклоняющим отношению к ребенку. Здесь неминуема абсолютная утрата контакта.
Еще более тяжелый вариант - флегматичные и беспощадные родители. Дети из таких семей изредка относятся к людям с доверием, чувствуют трудности в общении, часто сами жестоки, желая, имеют сильную надобность в любви.
Сочетание равнодушного родительского отношения с отсутствие контроля - гиперопека - также вредный вариант семейных отношений. Детям разрешается делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они время от времени не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре. Они должны видеть образец взрослого, серьезного поведения, на который разрешено было бы ориентироваться.
Гиперопека - лишняя забота о ребенке, лишний контроль за всей его жизнью, основанный на узком эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении с ровесниками [18].
Первые годы жизни — начало формирования личности малыша. Почти всех ее сторон и свойств. Ни в один из следующих возрастных шагов, малыш не развивается таковыми стремительными темпами. Так как в раннем детстве. Вовремя начатое, педагогически грамотное воспитание гарантирует настоящее и многостороннее формирование ребенка, содействует вырабатыванию разных видов деятельности, предостерегает происхождение отрицательных привычек и форм поведения. Вследствие этого так принципиально с момента рождения малыша верно организовать процесс его воспитания и обучения, поочередно усложнять их задачи, использовать разумные средства, способы [9].
Педагоги и психологи подмечают индивидуальности детей дошкольного возраста. Облегчающие их впечатлительность к воспитанию и обучению: легкость высшей нервной и психической деятельности, важную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таковых ценных потребностей, как надобность в общении, в получении новейших впечатлений, в функциональной двигательной деятельности. На протяжении всего дошкольного возраста постановляющую роль в развитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего, это родители, искренне обожающие малютку, бдительные к его нуждам и увлечениям. В семье учитываются все способности ребенка, формируются условия для их воплощения. Благодаря нередкому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке, интересе, подсобляют завладеть навыками поведения и постижения находящегося вокруг мира, ориентируют его деятельность, конкретно воздействуют на его развитие. В настоящее время большая часть детей до года — полутора лет воспитываются в семье, а позже поступают в дошкольные учреждения [1].
Педагогические коллективы дошкольных учреждений исполняют различную по содержанию и формам работу с родителями. Ее цель — узнать педагогические возможности родителей, посодействовать осмыслить надобность целенаправленного воспитания ребенка общими усилиями с детским садом и вооружить их надлежащими познаниями и умениями.
Работа воспитателей с родителями чрезвычайно ответственна, потому что это начало долголетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такового сотрудничества. Его эффективность во многом зависит от того, как родители с первых дней нахождения ребенка в ребяческом саду проникнутся доверием к преподавателям, удостоверятся в том, что сейчас их заботы о малыше поделят заботливые, добросердечные, понимающие и опытные люди. Специфика работы воспитателей с семьей диктуется до этого всего психофизиологическими чертами детского возраста: быстрое развитие малыша просит своевременного модифицирования задач воспитания и обучения, преображения используемых способов и приемов педагогической работы. Воспитание даст позитивные плоды только при условии согласованности требований и действий на ребенка в детском саду и дома. Поэтому педагоги направляют воспитательную деятельность родителей, обучают их действенным способам и приемам работы.
Педагогическое образование родителей обхватывает почти все вопросы: знания об особенностях развития дошкольников, о задачах, содержании и способах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Организм ребенка различается ранимостью, подвержен болезням, потому вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания критерий для верного физиологического развития занимают существенное пространство в программе всеобуча для родителей. По вопросам гигиенического ухода, оптимального питания, прогулок, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям могут быть полезны советы не только воспитателей, но и медицинских служащих дошкольного учреждения.
Педагоги говорят о содержании различных видов деятельности малыша. О верном подборе игрушек, о методике обучения детей действиям с ними, о происхождении и развитии сюжетной игры. Внимание родителей обращают на то, что деятельность малыша принципиальна для формирования у него речи. Для вырабатывания его высоконравственных качеств, эстетических эмоций. В работе с родителями особо выделяется вопрос привыкания малыша к условиям дошкольного учреждения, адаптацию его к новому образу жизни, к новому коллективу.
В работе воспитателей с родителями невозможно довольствоваться мероприятиями информативного нрава: лекциями и докладами на родительских собраниях. Следует почаще создавать консультации, семинары-практикумы, для того чтобы учить родителей правильно организовать деятельность детей дома. Проводятся такие занятия с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определенными педагогическими знаниями и умениями. Рекомендуем для практических занятий последующие темы: «Как знакомить ребенка с цветом (формой, величиной) предметов». «Учите детей самостоятельности». «Игры-занятия со строительным материалом». «Книга и картина в воспитании малыша». «Упражнения для развития речи». «Что и как наблюдать в природе». «Развивайте движения ребенка» и т. д.
По окончании семинаров-практикумов и консультаций целенаправленно любому из присутствующих подать конверт с конкретными советами о том, как следует использовать приобретенные знания и умения при воспитании и обучении собственного ребенка. Материал о содержании практических занятий, подключающий советы для родителей, помещают на стенде перед кабинетом.
Результативной формой работы по увеличению педагогической культуры родителей является проведение вечеров вопросов и ответов. Подготовка такого вечера наступает за месяц до намеченного срока. Родителям предлагается в письменном виде давать вопросы по разным дилеммам организации жизни и воспитания детей. Вопросы изучаются управляющим и старшим наставником детского сада, группируются по теме. К ответам на полученные вопросы привлекаются воспитатели, мелодический управляющий, доктор, медицинская сестра [11].
Родительские установки, либо позиции, - один из наиболее выученных качеств родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие малыша родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль обучения» нередко употребляется синонимично мнению «позиции», желая и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не соединены конкретно с данным ребенком, а охарактеризовывают известие к детям вообще.
Под манерой домашнего воспитания следует воспринимать более соответствующие методы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического действия, которые выражаются в специфичной манере словесного обращения и взаимодействия [37].
В клинически направленной литературе описана широкая феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования личных характерологических особенностей ребенка в рамках обычного или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны исследования надзора и исследования, приуроченные к воздействию ошибочных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы появляется как натуральный итог при раздельном проживании с ребенком. Но, не считая того, оно часто есть в облике скрытой депривации, когда малыш живет в семье, но мать не ухаживает за ним, дерзко обращается, эмоционально отклоняет, относится равнодушно. Все это воздействует на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.
Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, различаются более невысоким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им характерна также завышенная злость в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но настолько же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации появляются на уровне личных искажений [30]. В данной связи вызывает интерес, описанный в первый раз Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие ощущения общности с другими людьми, глобальное отклонение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по собственной феноменологии подходит классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, завышенной беспокойностью, зависимостью, докучливым ужасом утраты объекта привязанности. Но, не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения, с ребенком, начиная с первых дней жизни сформировывают те, или другие индивидуальности его психики и поведения [2].
С. Броди выделила 4 типа материнского отношения.
1. Матери первого типа просто и органично приспосабливались к нуждам ребенка. Для них типично поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или другого материнского стиля была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не устанавливали себе задачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам аккуратности. Они ожидали, пока ребенок сам «дозреет».
2. Матери второго типа преднамеренно пытались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда удачная реализация этого рвения вносила в их поведение интенсивность, недочет непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
3. Матери третьего типа не обнаруживали огромного интереса к ребенку. Основу материнства составляло эмоция долга. В отношениях с ребенком практически не было теплоты и совершенно не было спонтанности. В качестве главного прибора воспитания такие матери использовали твердый контроль, к примеру, поочередно и сердито старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.
4. Матери 4-ого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они водили себя ненормально возрасту и потребностям ребенка, дозволяли много ошибок в воспитании, плохо понимали собственного ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, в том же духе, как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми [22, с. 50].
По мнению С. Броди, наиболее вредоносным для ребенка как оказалось 4-ый стиль материнства, так как постоянная непредвиденность материнских реакций отбирает ребенка ощущения стабильности находящегося вокруг мира и инициирует завышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), точно и вовремя реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы формирует у него машинальную убежденность в том, что он может контролировать действия остальных и досягать собственных целей.
Если в материнском отношении доминирует отвержение, пренебрежение потребностей ребенка из-за погруженности в личные дела и переживания, у ребенка возникает чувство угрозы, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направленности обеспечения удобного существования. Дефицит родительской сочувственности на нужды ребенка содействует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых обстановок, и контактов с новыми людьми, недочету любознательности и инициативы [22, с. 52].
Описанные типы родительского (прежде только материнского) отношения в значимой мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворения базальных потребностей в афиляции (присоединении) и сохранности. Все они имеют все шансы быть размещены в континууме «принятие — отвержение». Можно отметить и более трудные типы родительского отношения, адресованные ребенку более старшего возраста (3-6 лет). Где принципиальным социализирующим моментом начинает выступать параметр воспитательного контроля.
Информация о работе Особенности стереотипов семейного воспитания детей дошкольного возраста