Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:11, реферат
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей , учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.
А. Болдуин выделил 2 стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется последующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в дискуссию семейных проблем, учетом их представления; радостью родителей прийти на помощь, ежели это потребуется, одновременно верой в фурор самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль подключает значимые ограничения поведения детей: четкое и ясное объяснение ребенку значения ограничений, отсутствие несогласий между родителями и детьми по предлогу дисциплинарных мер.
В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались равномерно выраженной возможностью к лидерству, злостью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались наружному контролю. Дети отличались также неплохим физическим формированием, общественной активностью, легкостью введения в контакты со сверстниками, но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были покорны, внушаемы, трусливы, не очень упрямы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, дружелюбность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия [30].
Д. Боумрин в цикле исследований попробовала преодолеть повествовательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с причиной родительского контроля. Были выделены 3 группы детей.
Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, убежденные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением ставить дружеские отношения со сверстниками, устремляющиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.
Избегающие — с преобладанием уныло-печального настроения, тяжело устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.
Незрелые — неверные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.
Автор выделила также четыре параметра изменения родительского поведения, серьезных за описанные паттерны детских черт.
1. Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители выбирают оказывать огромное воздействие на детей, способны требовать на исполнении своих требований, поочередны в них. Контролирующие действия ориентированы на трансформацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более удачное изучение родительских стандартов и норм.
2. Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители пытаются, чтобы дети развивали свои возможности в интеллектуальной, эмоциональной сфере. Требуют на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
3. Способы общения с детьми в ходе воспитательных действий: родители с высоким баллом по этому показателю желают применять убеждение с тем, чтобы достигнуть послушания, доказывают свою точку зрения и одновременно готовы дискуссировать ее с детьми, слушают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и несомненно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным методикам - жалобам, крику, ругани.
Исследовательница Д. Баумринд, изучавшая в начале 60-х годов ХХ века разные стили воспитания, пришла к выводу. Что они отличаются по четырем характеристикам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, метод общения и ожидания, возлагаемые на малыша. Она выделила 3 манеры воспитания. Авторитарный, свободный и авторитетный [43].
Родители оказывают наибольшее воздействие на жизнь собственных детей. Именно потому их понимание того, о чем дети обязаны мыслить, как они должны обучаться и как их нужно воспитывать, имеет решающее значение в формировании грядущей модели поведения возрастающих детей. Такие причины, как гены, окружение, культура, пол и финансовое состояние, имеют наименьшее значение. Исследования демонстрируют, что существует взаимозависимость между родительским манерой воспитания и успеваемостью ребенка в школе. Его сексуальной активностью, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением безжалостности и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самомнения.
Авторитарные родители
Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты и ласки, для него свойственна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель - ребенок” превалирует над общением ребенок - родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей очень значительны. На Западе этот стиль был преобладающим: “Положение вещей в те эпохи (19-й, правило 20-го вв.) было таково, что конкретно этот стиль являлся более действенным, к примеру, в аграрно-индустриальных обществах” [32, с. 214].
Авторитарные родители, как правило, недостаточно демонстрируют свою любовь и “кажется, что они некоторое количество отстранены от своих детей”. Родители отдают инструкции и указы, при этом, не обращая интереса на мировоззрение детей и не признавая способности компромисса. В таких семьях высоко ценятся повиновение, почтение и соблюдение обычаям. Правила не дискуссируются. Считается, что родители постоянно правы, а неповиновение наказывается - нередко физически. Но родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и ожесточенного обращения”. Так как дети во избежание наказания постоянно покоряются собственным родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ждут большей зрелости от своих детей, чем это типично для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к обучению нацелен на родителя и его нужды.
Этот стиль воспитания приводит к ряду недочетов в развитии ребенка. Такие дети в подростковый период, когда влияние ровесников на их поведение наиболее велико, проще поддаются дурному действию с их стороны. Они привыкают не обсуждать свои трудности с родителями (для чего утруждаться, если все одинаково ты всегда не прав или на тебя не обращают ни малейшего внимания?) и часто подпадают под мощное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов [23].
Л. Стейнберг заявляет, что степень давления среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в собственном успехе, менее уравновешены и менее упрямы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Кроме того, существует оборотная зависимость между схожим авторитаризмом и хорошей успеваемостью. Другие исследования показывают, что таким детям не хватает общественной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой-либо деятельности. Они мало любознательны, не имеют все шансы действовать спонтанно и традиционно надеются на мнение старших или вышестоящих лиц. [44].
Либеральные родители
Для либерального (вольного) стиля свойственны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель - ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на собственных детей огромных ожиданий. Этот стиль был известен в 1950-60-е годы. Тот факт, что в прошедшем почти все люди в Германии последовали за Гитлером, причисляли тому, что они воспитывались в критериях авторитаризма, который требовал от их беспрекословного подчинения. Таким образом, родители как бы “создали условия” для Гитлера. Надеясь впредь избежать таковых ненужных побочных эффектов, они стали либеральными [12].
Либеральные родители заботливы, внимательны, у них чрезвычайно тесные отношения с детьми. Больше всего они тревожатся о том, чтобы отдать детям вероятность проявить себя, творческие стороны собственной личности и особенность, и сделать их счастливыми. Они верят, что конкретно это научит их различать верное от неверного. Либеральным родителям трудно определить точные границы возможного поведения для своих детей, они непоследовательны и нередко поощряют раскованное поведение. Если определенные критерии либо стандарты и существуют в семье, то детей не принуждают следовать им в совершенной мере. Либеральные родители время от времени как будто принимают указы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей огромным воздействием в семье. Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях мала, и они не ощущают большой ответственности за судьбу детей.
Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они наиболее подвержены таковым психологическим дилеммам, как депрессии и различного рода фобии. Посреди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования проявили, что есть ассоциация между либеральным обучением и преступлениями среди молодых, злоупотреблением наркотиками и алкоголем. А также ранней сексуальной активностью.
Такие родители прививают собственным детям мысль, что они имеют все шансы достигнуть желаемого, манипулируя окружающими: “Дети получают неправильное чувство контроля над своими родителями, а потом пытаются править и окружающими их людьми”. Позднее они плохо успевают в школе, существенно чаще не слушаются старших, а “также могут попробовать обойти не - верно сформулированные законы и правила” [16, с. 112].
Так как их не обучили контролировать себя и смотреть за своим поведением, то у таких детей не в такой мере шансов взрастить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, потому они прилагают немало усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой. Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей либеральных родителей к тому, что они становятся уязвимыми и неспособными противостоять каждодневным проблемам, что препятствует ребенку в полной мере участвовать в жизни общества. А это, в свою очередность, препятствует их социальному развитию, формированию ощущения личного достоинства и положительной самооценки. Не имея больших целей и надежд, “дети либеральных родителей традиционно с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не хотят брать на себя ответственность [16]
Авторитетные родители:
Для авторитетного стиля обучения характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные запросы и надежды на грядущее детей, а также частое общение. Этот стиль наиболее распространен на Западе. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они формируют в доме атмосферу совершенную любви и обеспечивают эмоциональную помощь своим детям. В различие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы.
Авторитетные родители создают дисциплину, применяя оптимальные и затруднительно-направленные стратегии, для того чтобы снабдить самостоятельность детей при необходимости повиноваться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся эталонам в поведении и контролируют их исполнение. Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские. Родители для достижения взаимопонимания с детьми употребляют разумные доводы, дискуссия и уговаривание, а не силу. Они в одинаковой ступени слушают своих детей и высказывают им свои требования.
У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В итоге такие дети верят в себя и в возможность исполнения взятых ими обещаний. Когда родители оценивают и почитают мировоззрение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.
Авторитетные родители ставят применимые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что постоянно помогут, когда это станет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания типично понимание между родителями и детьми и обоюдное сотрудничество.
В результате выигрывают обе стороны. Благодаря удачному взаимодействию, заботе и настоящим ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают отличные способности для развития. Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет позитивное влияние на их успеваемость в школе. Это разъясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими раскрытых дискуссий совместно прочитанных книг, проведением дискуссий [18].
Исследования также демонстрируют, что такие дети наименее подвержены негативному воздействию со стороны ровесников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как авторитетный стиль воспитания гарантирует баланс между контролем и независимостью, то его итогом являются компетентные, серьезные, независящие и убежденные в себе дети. У таких детей вероятность развития высочайшей самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно больше, они менее агрессивны и обычно достигают большего фурора в жизни.
Информация о работе Особенности стереотипов семейного воспитания детей дошкольного возраста