Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:11, реферат
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей , учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.
Более того, в отличие от остальных детей они лучше приспособлены к жизни. По этим изучениям, дети авторитетных родителей занимают 1-ое пространство по уровню самоуважения, способности адаптироваться к управлению. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Л. Стейнберг доказывает, что эти дети более убеждены и ответственны [45]. Поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность существовать вовлеченными в преступную активность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления злости.
Верны ли известные представления о различиях в психологических особенностях мальчиков и девочек? Французские психологи составили тест, который, несомненно, поможет вам проверить, как ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют реальности. Вам предлагаются 20 утверждений. Вы можете или согласиться, либо не согласиться с каждым из данных утверждений. Затем сопоставьте свои ответы с правильными. И решите, насколько ваше мировоззрение совпадает с данными психологических изучений. Что думаете вы?
1. Девочки наиболее послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к природе.
3. Мальчики лучше могут оценить трудное состояние и думают наиболее логически.
4. Мальчики чувствуют большее желание отличиться.
5. Мальчики более одарены в арифметике.
6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, труднее переносят боль, страдание.
7. Девочки могут лучше выразить свои идеи.
8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивнее.
11. Девочки наименее активны.
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу товарищей.
13. Девочки более нежны.
14. Девочки проще подпадают под постороннее воздействие.
15. Мальчики более предприимчивы.
16. Девочки более боязливы.
17. Девочки чаще мучаются от комплекса неполноценности.
18. Девочки реже конкурируют между собой.
19. Мальчикам более принципиально заявить о себе, показать свои возможности.
20. У мальчиков более расположение к творческой работе, в то время как девчонки лучше справляются с монотонным трудом.
А как на самом деле?
1. В раннем малолетстве девочки действительно более послушны.
2. Пока не известно ничего, что давало бы предлог ратифицировать, что девочки по собственной природе более расположены заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6 - 9 лет.
3. Это не так. Девочки могут решать трудные задачи и проблемы не хуже мальчиков.
4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и потому время от времени стремятся выделиться, отличиться от собственных ровесников). Но позже девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены идентично, все зависит от того, как мы направляем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
6. Напротив, мальчики легче поддаются воздействию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они только снаружи совершают разряд, что им не больно, так как с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.
7. До 10-13 лет разница незначительна, потом в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более верно, чем мальчики.
8. Исследования проявили, что на протяжении всей жизни эта дееспособность у мальчиков и девочек схожа. Если и имеется разница, то только индивидуальная.
9. До пришествия половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница увеличивается. Исключения только подтверждают правила.
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-три года, когда наступает создание устойчивых черт личности.
11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, к примеру). В то же время девочки не настолько шумливы, но не менее целенаправленны.
12. Девочки, как правило, большой компании выбирают общение с одной-двумя подругами. В более большие группы собираются конкретно мальчики. Это положение сохраняется, когда они растут, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным забавам.
13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в установленный период требуют нежного обращения.
14. Напротив, мальчики склонны скорее воспринимать на веру мнение компании, при их воспитании это нужно непременно иметь в виду. Девочки традиционно придерживаются собственного мнения.
15. В этом качестве до
определенного возраста у
16. Девочки не так трусливы на самом деле, как почти всем кажется. В действительности они могут существовать сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.
17. Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приноровиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
18. В этом отношении ни у кого нет достоинства. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.
19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным персонам и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на собственном мнении. Они более самоуверенны.
20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих возможностей, у кого-то не в такой мере, пол здесь не имеет смысла.
Что же в результате? Вы смогли сравнить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их выкладками можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет [39].
Отечественные изучения демонстрируют, что как раз в дошкольном и младшем школьном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций. Тем не менее, этот тест может оказать нам услугу. Мы ведь хотим помочь собственным детям полнее проявить их естественные склонности и возможности? Но этому нередко препятствуют давным-давно устоявшиеся стереотипы.
Например: мальчики - более способные арифметики. Какую же волю надо иметь талантливой девочке, чтобы сохранить интерес к любимому предмету? Ведь с раннего детства она только и слышит от взрослых: "Девочки в математике высот не добиваются", "Это в данный момент, в начальной школе, они отличницы - за счет прилежания и усидчивости. А мальчики ещё проявят себя в естественных науках в старших классах" и т. п. Вольно или невольно внушается, что математика - вообще не девчоночье занятие. Результат логический - немногие девочки увлекаются этим предметом и выбирают потом профессии, связанные с ним.
И так не только с арифметикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции находящихся вокруг скорее неодобрительные. Кто-то удивлен, кто-то шокирован и т. п. А тезис о том, что мальчики более склонны и способны к творческой работе. В то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?
Или такие характерные установки: обычным мальчикам не слишком-то характерны жалость к больным и слабым или надобность заботиться о остальных людях, о животных и природе. Мальчик с педагогическими наклонностями вообще воспринимается, чуть ли не как чудо.
Разумеется, естественная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из известной литературы. Но общие способности малыша, ступень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от личных, а не от половых различий.
Другое дело, что не постоянно девочка или мальчик могут вполне воплотить свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.
Это не значит, что надо совсем одинаково воспитывать тех и других. Например, очень важно, чтобы в свое время малыш понял себя представителем своего пола. Или: даже наиболее свободомыслящие родители навряд ли будут сознательно направлять свою дочь на увлечение наиболее опасными из экстремальных видов спорта. И все же стоит иногда задуматься, насколько помогают или мешают нам некие стереотипы воспитания [36].
Все мы находимся под воздействием многочисленных стереотипов, в том числе и дотрагивающихся воспитания детей. Например, девочки обязаны носить розовое, а мальчики – голубое. Дочерям необходимо покупать куклы, а сыновьям – машинки. Откуда исходят эти представления, углубленно устоявшиеся в сознании большинства людей? Стоит ли пробовать противостоять им либо стереотипы – это не такое уж огромное зло?
Стереотип №1. Розовое – для девочек, голубое – для мальчиков. Рассматривая фото, на которых запечатлен праздничный момент выписки из роддома, практически постоянно можно точно найти пол младенца, пребывающего в руках счастливых родителей. Классический определительный символ – цвет ленты, которой перевязан узорчатый сверток с малышом. Если она розовая или красноватая – родилась девочка, ежели голубая или синяя – мальчик.
Согласно одной из версий, данная традиция уходит корнями ещё в петровские времена. При крещении великие князья (сыновья и потомки правителя) награждались орденом св. Андрея Первозванного и голубой лентой. Великие княгини (императорские дочери и внучки внучкам) получали орден св. Екатерины и красноватую ленту. В дальнейшем обычай применения лент (уже без награждения орденами) распространился среди российской интеллигенции [29].
Популярная книга «Мужчины и Женщины: как верно одеваться» заявляет, что стереотип «красный цвет – для девочек, голубой – для мальчиков» закрепился лишь в 50-х годах XX века. В 1914 году южноамериканская газета «The Sunday Sentinal» рекомендовала собственным читателям прямо противоположное: «Если вам нравиться одевать собственных детей в одежду подходящего цвета, и если вы следуете обычаям, то применяйте розовый цвет для мальчиков и синий для девочек» [29].
В наше время никого не удивит даже заметный политический деятель (мужского пола), щеголяющий в розовой рубахе или галстуке цвета фуксии. Почему же мы так консервативны при выборе одежды для малыша? Дизайнеры рекомендуют не страшиться проводить эксперимент с цветами детских нарядов. Голубой плащ может так же красиво выглядеть на девочке, как и красный свитер на мальчике. Гораздо важнее направлять интерес на то, чтобы выбранные тона сочетались с цветом кожи, глаз и волос ребенка.
Стереотип №2. Мальчик – будущий добытчик. Девочка – будущая хранительница семейного очага.
Наверное, все направляли внимание на то, что в больших детских магазинах игрушки для мальчиков и девочек размещаются в разных отделах. Традиционный комплект мальчишеских полок подключает в себя конструкторы, машинки, самолеты, военную технику, орудие, роботов и суперменов. На девичьей территории можно встретить различных кукол, одежду, посуду и домики для них, уменьшенные копии бытовой техники – пылесосов, кухонных плит, стиральных машинок и утюгов (куда смотрят феминистки?).
Игрушки являются типичным отображением социальных ролей, уготовленных для мальчиков и девочек. Еще в первобытно-общинном обществе было деление обязанностей на дамские и мужские. Мы помним из школьных учебников истории, что в античные времена дамы собирали ягоды, мастерили одежду из шкур животных, берегли огонь в пещерах и нянчили детей, в то время как мужчины были заняты ловлей и добычей пропитания.
Этот стереотип не шибко поменялся и по прошествии веков. До сих пор почти все наблюдают главное предназначение женщины в ведении хозяйства и воспитании потомков, а мужчины – в обеспечении семьи всем нужным для этого.
Сегодня социологи говорят о тенденции к пересмотру обычных мужских и женских ролей. Представительницы прекрасной половины населения земли все чаще занимают политические посты и управляющие должности в крупных компаниях и зарабатывают не меньше (а то и больше), чем их мужья. Правда, мужчины, делегировав дамам часть своих возможностей, не торопятся наводить порядок в наших делах. Видимо, они не ощущают себя ущемленными из-за того, что очень мало времени проводят у плиты или не распоряжаются расходом домашней бытовой химии.
Большинство родителей развивают своих сыновей в духе того, что мальчик обязан быть сильным, смелым и храбрым. Часто можно услышать: «Ну что ты плачешь? Ты же не девчонка!». Не в этом ли кроется фактор того, что почти всем мужчинам так тяжело произносить о своих эмоциях и проявлять эмоциональную открытость?
Родители внушают дочке, что девочка обязана быть послушной, доброй, мягкой, прекрасной и спокойной. Слишком бурная активность – удел мальчишек. «Она ничего не хочет достигать сама, – жалуется отец 16-и летней дочери. – Грезит только о том, чтобы успешно выйти замуж». А подросшая девочка мечтает, подобно куколке Барби, жить в огромном коттедже, менять наряды и проводить все свободное время в салонах красоты [29].
Стереотип №3. Девочкам – куклы, мальчикам – машинки.
Девочка, предпочитающая куклам пистолеты и машины, тотчас вызывает волнение родителей, а тем более бабушек и дедушек: внезапно вырастет взбалмошная, агрессивная персона? Не слишком ли рано она стала проявлять интерес к противоположному полу, играя в войну, футбол или автогонки с мальчишками? Всегда весело следить, как авто-леди, раскрывающая капот собственной машины (спрашивается: для чего?!), начинает растерянно хлопать ресницами. Может быть, женское уклонение вдумываться в техническое приспособление автомобиля разъясняется запомнившимися мамиными словами: «машинки – это для мальчишек»?
Информация о работе Особенности стереотипов семейного воспитания детей дошкольного возраста