Особенности стереотипов семейного воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:11, реферат

Краткое описание

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей , учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности стереотипов семейного воспитания.docx

— 99.45 Кб (Скачать файл)

Еще больше стращает родителей сын, заглядывающийся на игрушечные коляски с куколками или комплекты мебели для детской кухни. Не свидетельствует ли это о том, что со временем у него разовьются нетрадиционные сексуальные наклонности? От греха подальше, мы забираем малыша за руку и отводим в соседний отдел, стараясь направить его внимание на игровой столик с инструментами или парковку.

Не поэтому ли так редко можно встретить папу, прогуливающего с детской коляской, ухаживающего за малышом или помогающего на кухне? Может быть, в головах мужчин с детства укоренилась мысль: «Возить коляску – это нехорошо, лучше проводить время в гараже» или «В посуду пусть девочки играют».

Что скажут специалисты? По мнению психологов, всевозможные стереотипы, в том числе и касающиеся разделения на игры для мальчиков и девочек, приводят к отсутствию гибкости в поведении. Ограничения серьезными рамками, неумение пойти на компромисс, жесткие жизненные позиции во взрослой жизни могут сильно ухудшить дела с окружающими. Не стоит взыскательно разделять игрушки по половому признаку – только для мальчиков или только для девочек. При их выборе еще важнее обратить внимание на свойство, сохранность и соотношение возрасту ребенка [28].

Согласно проведенным изучениям, машина является любимой игрушкой почти половины детей. При этом, мальчики и девочки проявляют однообразный интерес к игрушечному автотранспорту. Не переживайте и из-за того, что подросшая дочка бегает по двору, играя в «войнушку» с мальчишками в то время как ее сверстницы изображают из себя медсестер, парикмахерш и учительниц. У каждого ребенка различные интересы, разные характеры, разный запас энергии. Кстати, функциональные «мальчишеские» игры подсобляют вырастить в себе такие полезные свойства, как стремительная реакция, дееспособность продумывать стратегию, ощущать себя частью команды.

А что можно заявить о мальчиках, увлекающихся куклами и бытовыми игрушками? «Это не деградация мужского начала в ребенке, а форма отображения счастливого быта семьи, где между супругом и супругой есть гармоничные отношения любви и взаимопомощи. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать неплохим семьянином, – считает специалист по дошкольному воспитанию Л.К. Павлова. – Если девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и пр.), то у мальчиков игра с куколкой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными услугами. Например, мальчики сооружают дома для кукол, перевозят в машинках кукол и их имущество» [24, с.88].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении многих лет в обществе выработались определенные стереотипы в воспитании детей различных полов. Например, обычным считается одевать девочку во все розовое. А мальчика – голубое. Они все поголовно обязаны любить машины. И им чужды куколки и коляски. Они – мелкие мужчины, серьезные, смелые, а девочки – нежны как истинные женщины. Но как указывает практика, дети иногда на корню рушат такие стереотипные представления о поле. Желая родители вопреки всему пытаются поддаться рвению вырастить субъекта социума, а не отдельную личность. В чем же состоят индивидуальности обучения тех и остальных, какие более распространенные оплошности мы дозволяем?

Во-первых, нужно в ребенке видеть не его половую принадлежность, а конкретно маленького человечка, непринципиально какого пола. Вплоть до 3-х летнего возраста принципиальных различий в воспитании быть не обязано, так как и те и остальные только начинают узнавать мир, а потому они аналогичны белоснежному листу. Не стоит закрываться на цветах одежды, элементарно приобретайте малышу вещи ярких, насыщенных цветов, чтобы в предстоящем у него сложился свой вкус. Не стоит еще в раннем малолетстве, до 3-х лет, суживать игрушки крохи. У всех должны быть машинки, конструкторы, куклы, посудка, пистолеты, коляски, радионяня наконец, ведь с помощью таковых игрушек крошка получает наиболее совершенное понятие о мире, ежели играя «мальчуковым» либо «девочковым» набором. Также в воспитании детей раннего возраста существует одна обычная ошибка относительно сильного пола – «настоящие мужчины не плачут». Это полнейшая глупость, при этом с психологической точки зрения еще и чрезвычайно вредная установка в развитии личности. Слезы – это обычная реакция любого малыша, это типичное выражение эмоций. Маленькие дети не имеют все шансы вербально или с помощью физических действий проявить в полной мере то, что они ощущают, и плач им способствует в этом. Если мальчику непрерывно, начиная уже с годовалого возраста, навязывать мысль, что «мальчики не плачут», а еще ужаснее ругать его за слезы, то в дальнейшем ваше чадо может сомкнуться в себе, он не станет знать, как выразить свои ощущения. Даже для дошкольника, до 5-6-ти лет, плач считается нормой для обоих полов, ведь в 1-ые годы жизни у человека активно развивается правое полушарие, отвечающее за эмоции, поэтому ежели заставлять "самого сильного" удерживать свои чувства, то это будет противоестественно всему его развитию. Но и в эмоциональном воспитании девочек существует неувязка, когда малышке запрещают проявлять агрессию, но ведь злость также является эмоцией, и снова мы встречаемся с моментом ее сдерживания. Заботливые родители должны помнить, что такие запреты приведут к тому, что у ребенка сформируется неправильное, не точное представление об эмоциональной сфере. Кроме такого, начиная с раннего возраста, мамы пытаются воспитать «настоящего мужчину» методом ограничения проявления его чувств. Например, уже 2-х летних детей мамы прекращают брать на руки, жалеть, ублажать, но ведь для крох, для их верного, настоящего развития, тактильные контакты очень важны. С помощью минут уединения с матерью, мы демонстрируем вашему чаду значимость проявления собственных чувств, учим его проявлению ласки, заботы. В ежедневном же сознании человека существует установка: если мальчик в 3-4 года прижимается к маме и просит ее ласки, то он получит сословие «маменькиного сынка». Мало кто думает, что неумение проявить свои чувства, эмоции, любовь во взрослом возрасте берет свое правило в детстве.

Не стоит безапелляционно разделять мир на мужеский и дамский, не нужно навязывать малышу стереотипы общества, когда он не готов к этому психологически. Рано или поздно у крохи проснется чувство половой принадлежности, а до этого разрешите собственной малютке развиваться согласованно, обучаться проявлять себя в различных обстановках, подражать моделям поведения, как мужчин, так и женщин.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. // Психологический журнал. –1996. -№ 4. –С. 5-13.
  2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический проект, 2004. — 232 с.
  3. Бурменская Г. В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 5–44.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. –М.: БГПУ им. М. Танка, 2004. – 264с.
  5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004. - 224 с.
  6. Гарбузов В. Н. и др. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977. – 272с.
  7. Глейзер Д. Злоупотребления в отношении детей. – СПб.: Детская и подростковая психотерапия, 2001. – 175 с.
  8. Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. – М., 2006. – 376с.
  9. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Л.А. Григорович Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2009. – 475с.
  10. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологические условия развития ребёнка // Современная семья: проблемы и перспективы. - № 3. – 2004. – С. 14 – 22.
  11. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2006. - 146 c.
  12. Долакова З.М. Социально-психологические изменения модернизации традиционной семьи: постановка проблемы. / З.М. Доклакова. – М.: ГУУ. Вестник университета. – 2006. - № 4. - с. 26-34.
  13. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
  14. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.
  15. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2004. – 283 с.
  16. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция /Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2004. – 480с.
  17. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
  18. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009. – 232с.
  19. Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте – Прага, Авиценум, 1984 – 334 с.
  20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318с.
  21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. — 256с.
  22. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
  23. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. – М.: Ресурс, 2012. – 384 с.
  24. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши? // Дошкольное воспитание. - 1998. - №12. - с. 86-89.
  25. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. – 322с.
  26. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. - 2000.- №1.- с.88-93.
  27. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
  28. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема половых исследований / Т.Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т.V. Вып. 1-2 (15-16). - С. 120—139.
  29. Сафронова М.Е. Стереотипы воспитания // Журнал "Дети". - №15 (4). – 2013. – с. 6 – 9.
  30. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 208с.
  31. Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе. – М., 1998. – 210с.
  32. Слепкова В. И. Психология семьи / Авт.-сост. В. И. Слепкова. – Минск: Харвест, 2006.- 496 с.
  33. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. – М.: Академия, 2002. – 368с.
  34. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. – М., 2006. – 198 с.
  35. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
  36. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. – М., 2000. – 396с.
  37. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. – 160с.
  38. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 304с.
  39. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов образовании // Журнал «Женщина в российском обществе». — 2000. - №3. – с. 3 – 8.
  40. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996. – 48с.
  41. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2000. – 320с.
  42. Ainsworth, M. and Bowlby, J. Child Care and the Growth of Love. London: Penguin Books, 1965.
  43. Baumrind D. Larzelere R.E., Cowan P.A. Ordinary physical punishment: is it harmful? Comment on Gershoff. Psychol Bull, 2004. 128р.
  44. Steinberg, L. Over-time Changes in Adjustment and Competence among Adolescents from Authoritative, Authoritarian, Indulgent, and Neglectful Families // Child Development 65, № 3. – 1994. – р. 754-70.
  45. Steinberg, L., Levine А. You and Your Adolescent: A Parent’s Guide for Ages 10-20. – New York, 1997.

 

 

 


Информация о работе Особенности стереотипов семейного воспитания детей дошкольного возраста