Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:32, курсовая работа
В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, огромное значение приобретает умение адаптироваться в любых условиях, и тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему достигает определенных результатов. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.
На сегодняшний день миссия школы состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке интеллигенции, как носителя культурных традиций России, формированию мировоззренческой целостности сознания и самосознания учащихся, осознанию гражданской ответственности за судьбу страны, ориентировать на высокие идеалы русской истории и литературы, формировать нравственную чистоту, принципиальность в отстаивании своих убеждений, толерантность, уважение к любому человеку, милосердие, культуру общения и поведения.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий …………………………………………………………………6
1.1 Сущность понятия " личностные универсальные учебные действия"….6
1.2 Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………...11
Выводы по I главе………………………………………………………………...17
Глава II. Выявление уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников…………………..18
2.1 Обоснование методов исследования………………………………………18
2.2 Анализ проведенного исследования……………………………………….32
Выводы по II главе………………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………………..41
Для поступления ребенка в школу и успешной адаптации к школьному обучению прежде всего должны быть сформированы следующие компоненты: коммуникативный и мотивационный. Также личностная готовность первоклассника выражается в сформированности Я-концепции, самооценки и эмоциональной зрелости ребенка. Мотивационная сфера первоклассника может быть представлена различными мотивами. Вот некоторые из них:
Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Адекватное сочетание мотивов первоклассника выглядит следующим образом:
Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).
По мнению Л.И. Божович, к поступлению в школу у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника. Критериями сформированности внутренней позиции школьника являются
Новая позиция должна быть принята самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Если к моменту поступления в школу у ребенка не сформировалась внутренняя позиция школьника или сформировалась не полностью, то адаптация ребенка может быть затруднена. Несформированность внутренней позиции школьника выражается в следующих характеристиках:
Один из компонентов ЛУУД – это Я-концепция. Я-концепция – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия.
Составляющие Я-концепции (или Образа Я):
Одна из составляющих Я-концепции – самооценка. Самооценка – это ядро самосознания личности, система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. По мнению Л.С. Выготского, самооценка - это обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. В норме, конечно, самооценка должна быть адекватной или стремиться к ней, но в реальности она может быть различной. Заниженная самооценка, по мнению М.Селигмана, проявляется в тревожности, неуверенности в своих силах и возможностях, отказе от выполнения заданий, существует даже специальный термин «феномен выученной беспомощности». [1, 41] Коррекция заниженной самооценки ученика со стороны учителя может быть следующая:
По мнению М.С. Неймарка, завышенная самооценка проявляется в желании доминировать, демонстративности, неадекватной реакции на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. [1, 42] Коррекция завышенной самооценки ученика со стороны учителя может осуществляться следующим образом:
Для развития рефлексивной самооценки ученика важно: сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня, а также планирование желаемого результата на будущее. [5]
Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы.
Самоопределение
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины
мира культуры как порождения
трудовой предметно-
— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
— развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает:
— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
— формирование моральной самооценки;
— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. [1, 51]
Выводы по 1 главе.
Подводя итог, можно сказать, что сформированность личностных универсальных учебных действий у школьников А.Г. Асмолов и группа соавторов предлагают оценивать следующим образом:
Глава II. Выявление уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников
2.1
Обоснование методов
Исследование проводилось в октябре 2013 года в МКОУ «СОШ №3 г.Николаевска с углубленным изучением отдельных предметов» с использованием следующих методов: диагностика уровня развития личностных универсальных учебных действий учащихся 1 «Б» класса (7 человек) по методикам Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина « Беседа о школе», измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, выявления характера атрибуции успеха/неуспеха, проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка», «Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой, задание на усвоение нормы взаимопомощи «Невымытая посуда», задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы «Разбитая чашка» (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)
Цель анкетирования: выявить уровень развития личностных универсальных учебных действий учащихся.
Данная диагностика соответствует предмету исследования, отвечает требованиям педагогической диагностики, понятна для учащихся. Кроме того, эта методика отражает ступени, этапы развития личностной компетентности.
Выбор диагностического
инструментария основывался на следующих
критериях:
– показательность сформированн
– учет возрастной
специфики сформированности
личностных УУД.
Показательность личностных УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
Беседа о школе
(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника
- выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»
Ключ
Все ответы кодируются буквой А или Б.
Информация о работе Особенности формирования личностных УУД у младших школьников