Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: экспериментально проверить влияние отношений со сверстниками и взрослыми как фактора в формировании особенностей самооценки дошкольника.
Гипотеза: значимым фактором в формировании оценочных способностей дошкольника является характер отношений ребенка со свертниками и взрослыми.
Методики диагностики: социометрия для дошкольного возраста (?), методики на исследование уровня притязаний, самооценки («Лесенка» Г.Шур, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава1.Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте
1.1. Содержание понятий «самооценка» и «уровень притязаний»…………
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста…...
1.3. Факторы, определяющие особенности самооценки в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста …………………………………
2.1. Описание методик исследования.
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
Глава 3. Выводы
Приложения
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

Пластун 2.docx

— 110.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ  ВПО

«Елецкий государственный  университет им. И. А. Бунина»

 

Факультет педагогики и психологии (дошкольной)

Кафедра психофизиологии  и педагогической психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Особенности формирования самооценки

в дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Выполнила:

 студентка гр. ДП –  22(ОЗО)

   Пластун Лариса Анатольевна

Научный руководитель:

Мокринская Н.В.

 

 

 

 

 

 

Елец

2013

 

                           Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

 

Глава1.Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте

1.1. Содержание понятий «самооценка» и «уровень притязаний»…………

1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста…...

1.3. Факторы, определяющие особенности самооценки в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………

Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста …………………………………

2.1. Описание методик исследования.

2.2. Описание и анализ  результатов исследования.

Глава 3. Выводы

Приложения

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

 

Дошкольный возраст –  начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.     Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования  адекватной самооценки.    

Вступая в дошкольный возраст, ребёнок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной  самооценки, начинается с реалистических оценок детьми своих   умений, результатов  своей деятельности и конкретных знаний.

Дошкольники склонны переоценивать  себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих и  взрослых. 

Истоки умения оценивать  себя закладываются в раннем детстве, а развитие и    совершенствование  его происходит в течении всей жизни человека.

Проблема развития самооценки в дошкольном возрасте обсуждается  в работах  отечественных и  зарубежных психологов Л.И.Божович, А.В.Захарова, И.С.Кона, Э.Эриксона, У.Джемса.

Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А, Лисиной М.И, Мухиной В.С, Шур В.Г.,Прихожан А.М и другие, но изучены ещё недостаточно.

На формирование самооценки детей дошкольного возраста влияет эмоциональное  развитие, родительское воспитание, взаимоотношения со сверстниками и т.д.

 

 

 

Объект исследования: формирование самооценки в дошкольном возрасте

 Предмет исследования: факторы, определяющие особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте.

Цель исследования: экспериментально проверить влияние отношений со сверстниками и взрослыми как фактора в формировании особенностей самооценки дошкольника.

  Гипотеза: значимым фактором в формировании оценочных способностей дошкольника является характер отношений ребенка со свертниками и взрослыми.

Методики диагностики: социометрия для дошкольного возраста (?), методики на исследование уровня притязаний, самооценки («Лесенка» Г.Шур, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан).

Задачи исследования:

1.Провести анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме.

2.Разработать программу  эмпирического исследования.

3.Разработать рекомендаций  по использованию ресурса группы  в целях регуляции самооценки дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте.

1.1. Содержание понятий «самооценка» и «уровень притязаний»

По мере развития дети учатся понимать себя, свое Я, давать оценку собственным  качествам. Этот оценочный компонент  Я называется самооценкой. Самооценка является ядром самосознания, так  же как и связанный с самооценкой  уровень притязаний. Под уровнем  притязаний понимается степень трудностей целей, которые человек ставит перед  собой. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние  на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведении в целом.

При воспитании детей очень  важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка  – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же - является источником возникновения  различных конфликтов ребенка с  другими людьми, самим собой. Все  это может привести к отклонениям  в развитии личности ребенка.

САМООЦЕНКА= УСПЕХ: ПРИТЯЗАНИЯ. [?]

Неустойчивая самооценка связана, прежде всего, с изменяющимися  ощущениями уверенности и неуверенности  в себе По мере формирования самооценки, последняя, начинает влиять на поведение  ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и  дает ребенку «почетное» место в  коллективе, то она становится, в  конце концов, потребностью.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами  – общение с окружающими и  собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад  в ее ориентирование: в общении  усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация.

А.В.Захарова [15,с. 348]по всему тексту (теории) должны быть ссылки. Из каких источников вы берете материал? Я нашла только две. Остальное вы сами сочинили? кроме видов самооценки выделяет три уровня  когнитивного аспекта самооценки. Первый, наиболее высокий, характеризуется обоснованностью, реалистичностью, разносторонним содержанием оценочных суждений, высказываемых в проблематичной форме, что свидетельствует о наличии у ребенка рефлексивности при оценивании себя. Средний, второй уровень, отличается менее последовательной реалистичностью и обоснованностью, более узким содержанием оценочных суждений, появление категоричных форм их реализации. Третий уровень, самый низкий, характеризуется неадекватностью, и слабой обоснованностью самооценки, неглубоким содержанием оценочных суждений, формируемых по преимуществу в категоричных формах. Наиболее благоприятным для личностного роста психологи считают высокий, первый уровень. В нем проглядывается одно из условий развития самоактуализирующейся личности.

Существует два варианта повышения самооценки. Во-первых, можно повысить самооценку за счет высоких достижений в различных видах деятельности, а во-вторых – за счет снижения уровня притязаний. Притязания ребенка должны соответствовать его потенциальным возможностям и способностям, тогда он будет добиваться успеха и его самооценка будет адекватной.

 

1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста.

 

Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его  взаимоотношения с окружающими  расширяются и усложняются. Это  дает возможность более полно  и глубоко осознать себя и оценить.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение  им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о возможностях накапливаются  постепенно благодаря опыту ребенка  образной деятельности, общения с  взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный  характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие  дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

Сравнение самооценки дошкольника  в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской  самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка  в той или иной деятельности. Так  детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

Установлено, что статус, положение ребенка в группе также  влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку — «популярные» эмоциональное  самочувствие которых достаточно хорошее.

На протяжении дошкольного  детства сохраняется общая положительная  самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она  способствует тому, что дошкольники  склонны завышать представления  о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает  ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение  к успеху отдельного действия.

Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет собственную  самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником пределов своих сил  происходит на основе не только общения  с взрослыми, но и собственного практического  опыта, дети с завышенными или  заниженными представлениями о  самих себе более чувствительны  к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В возрасте трех—семи лет  общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать как с равными. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки. Она выражает отношение ребенка к себе в сопоставлении с другими людьми.

Чем младше дошкольники, тем  менее значимы для них оценки сверстников. В три-четыре года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения в пять лет ребенок не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о своих познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В шесть-семь лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные оценки. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5—5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение, сравнения себя с товарищами у детей пяти—семи лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально  она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх  с правилами, где наглядно можно  увидеть и сравнить свой результат  с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

Четырех — пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с  оценочными отношениями окружающих «Я хороший, потому что меня воспитательница  хвалит». В этом возрасте намечается желание, что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.

В 5—7 лет обосновывают положительные  характеристики самих себя, с точки  зрения наличия каких- либо нравственных качеств. Но даже в шесть-семь лет не все дети могут мотивировать самооценку. На седьмом году жизни у ребенка намечается дифференциации двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («нравлюсь») или при общей положительной оценке: «Хороший» — сдержанное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»).

В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство  детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

Информация о работе Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте